Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотник спешит на помощь: как дроны облегчают исследование Арктики


11 октября 2022 года Мария Коренкова, РБК


Зондирование земли, измерение толщины льда и спасение утопающих: что еще могут делать беспилотники в Арктике и почему они стали верными союзниками исследователей — рассказываем в материале

Арктика считается местом формирования климата всей Земли и она же — одна из самых неизведанных и неосвоенных территорий. Причин на то много: низкие температуры, удаленность от других континентов, непроходимые льды, плохая видимость в метель. Несмотря на эти сложности, Крайний Север уже долгое время привлекает исследователей со всего мира, а относительно недавно на помощь в освоении Арктики пришли беспилотники.

По общим оценкам, сегодня в России насчитывается 150-200 тыс. штук беспилотников, а в ближайшие 10 лет их количество увеличится в десятки раз. Компании-участники рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» разрабатывают, создают и внедряют беспилотные авиационные системы в различные отрасли экономики: сельское хозяйство, логистику и в том числе исследование Арктики.

«БВС незаменимы для уточнения данных космической ледовой разведки, определения скорости и направления дрейфа айсбергов и ледовых полей, а также для организации транспортного сообщения борт-земля, в особенности там, где отсутствует причальная инфраструктура», — отметили в пресс-службе ГК «Геоскан» (участник рынка AeroNet («Аэронет») Национальной технологической инициативы).

Разведка на коротких дистанциях

Толщина льда в Арктике местами может превышать 2 м. Недостаточная разведка поставит под угрозу живучесть ледокола, поскольку не каждое судно способно преодолеть такой толстый лед. Обычно для мониторинга арктических акваторий используются радиолокационные данные со спутников, но в российской космической группировке такие аппараты отсутствуют.

Центр компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ разработал комплексы с беспилотниками, которые могут осуществлять разведку на коротких дистанциях в 100-150 км.

В состав комплекса помимо самого беспилотника входят:

  • радиолокационная аппаратура;
  • ПО синтеза и обработки радиолокационных изображений;
  • средства для распознавания и прогноза ледовой обстановки;
  • система поддержки принятия решений.

Александр Родин, директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ:

«Мы разработали нейронные сети, которые анализируют данные радиолокаторов и считывают характеристики ледяных образований. Это нужно делать, потому что возраст, сплоченность ледяных образований, может повлиять на маршрут судна».

Помимо того, что беспилотники мониторят территорию и обрабатывают данные зондирования в режиме реального времени, они могут перевозить грузы массой до 15 кг.

Подобные разработки ведутся и в АО «НПП «Радар ММС». Малогабаритные радиолокационные станции Х-диапазона устанавливаются на борт воздушного судна. Они обеспечивают от 300 до 3000 км2 радиолокационной съемки за один вылет в зависимости от продолжительности полета носителя. В планах компании — дополнить комплекс ледовой разведки дистанционным измерителем толщины льда. К настоящему моменту уже создан опытный образец прибора, который хорошо справился с измерением толщины пресного льда с высоты 50 м — точность измерений составила 1 см.

Иван Анцев, исполнительный директор компании «Радар ММС»:

«Теперь перед нашими учеными стоит еще более амбициозная цель — адаптировать комплекс под морской лед. Дело в том, что соленый лед, в отличие от пресного, — это сложный диэлектрик, который помимо кристаллов льда включает в себя воздух, рассол и еще ряд других компонентов, что серьезно усложняет задачу по измерению его толщины».

Поиск и спасение даже в метель

В 2019 году компания SkyStream, участник рынка НТИ AeroNet, презентовала беспилотник SeaDrone. Его функционал варьируется от зондирования земли до спасения утопающих. В 2021 году он прошел испытания в Карском море. Несмотря на порывы ветра, которые достигали 18 м/с, и волны высотой до 1,5 м, беспилотник отработал безопасный взлет и посадку с палубы, провел операцию по поиску и спасению утопающих, а также взял пробы воды.

Вячеслав Барбасов, генеральный директор компании SkyStream:

«В 2023 году мы планируем задействовать SeaDrone в нескольких экспедициях. Основные задачи — маркирование айсбергов и мониторинг воды на предмет разливов нефти. Беспилотник также может осуществлять поиск и спасение утопающих. Он фиксирует, что человек находится за бортом, подлетает к нему, приземляется неподалеку или сбрасывает спасательный жилет».

С аналогичными задачами успешно справляется беспилотный комплекс «Геоскан 401». Беспилотники SeaDrone и «Геоскан 401» оснащены системами автоматической посадки, видеокамерами, тепловизорами и лидарами, с помощью которых они могут мониторить ледовую обстановку и устанавливать маяки на айсбергах.

Компания «Аэромакс» создала два гражданских беспилотных вертолета SH-450 и SH-750. Они могут находиться в воздухе 6 и 5 часов соответственно. Вертолеты осуществляют вертикальный взлет и посадку, что позволяет использовать их на труднодоступных участках и неподготовленных площадках.

«Беспилотники могут быть полезны для ледовой разведки и доставки спасательного оборудования, поскольку приспособлены к полетам в сложных метеоусловиях, в том числе и над водной поверхностью», — отметили в пресс-службе «Аэромакс».

Кроме того, «Аэромакс» производит целевые нагрузки для проведения ледовой разведки и поисковых работ. Гиростабилизированная оптико-электронная система устанавливается на борт беспилотника и помогает определить структуру, текстуру и физико-механические свойства снежного и ледяного покровов, а также провести подробную съемку рельефа поверхности льда.

Доставка грузов

Беспилотная авиационная система на базе воздушного судна БВС ВТ-440, разработанная компанией «Радар ММС», способна поднимать грузы до 100 кг.

Иван Анцев:

«В арктической зоне России (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа) БВС ВТ-440 перевозит грузы, а БВС ВТ-45 проводит магниторазведку. Их функционал может быть практически любым — от поисково-спасательных работ до вскрытия ледовой обстановки, но эти два направления пока самые востребованные».

Научные цели

Арктика представляет очень большой научный интерес. Беспилотники могут отслеживать популяции рыб, медведей и других обитателей Крайнего Севера. В 2020 году беспилотный комплекс «Геоскан 401» использовался в совместной экспедиции Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, организованной Арктическим научным центром «Роснефти».

«Аппарат применялся для разведки, поиска лежбищ моржей и белых медведей, подсчета животных, изучения их состояния и поведения. Участники экспедиции проводили полеты БВС «Геоскан 401» на Больших Оранских островах — самой северной группе островов архипелага Новая Земля в Баренцевом море», — рассказали в пресс-службе «Геоскана».

Глава компании SkyStream отметил, что беспилотники могут быть полезны для экологических целей: отслеживания популяции животных и мониторинга общей экологической обстановки. Благодаря системам искусственного интеллекта SeaDrone может обнаружить мусор и разливы нефти.

Вячеслав Барбасов:
«SeaDrone отслеживает краснокнижных животных, например, белугу, синего кита, нарвала, белых медведей. Это необходимо как для фиксации данных о популяции зверей, так и для предупреждения о приближении акулы к судну или берегу, например. Техническое зрение позволяет беспилотнику обнаруживать мусор и состояние воды в море. Такой мониторинг — самый эффективный».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer