Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Над рейсами нависли блокировки. В авиакомпаниях готовятся к новым полномочиям Роскомнадзора


14 октября 2022 года Айгуль Абдуллина, Анастасия Гаврилюк, Коммерсантъ


Авиакомпании пытаются избежать обязательного согласования международных полетов с Роскомнадзором. Новые требования закона о персональных данных требуют запрашивать у регулятора разрешение на их передачу за рубеж. Речь идет, например, об информации о пассажирах и членах экипажа. Дополнительно осложняет ситуацию необходимость сбора данных об иностранных физических и юридических лицах, которые будут обрабатывать информацию. Авиаторы считают этот пункт фактически невыполнимым, а требования закона — избыточными.

Как выяснил “Ъ”, авиакомпании жалуются на изменения в законе о персональных данных, которые обязывают их получать разрешение Роскомнадзора (РКН) на передачу за рубеж информации о пассажирах и экипажах с 1 марта 2023 года.

Как отмечают собеседники в авиаотрасли, без согласия РКН они фактически не смогут совершать международные рейсы.

Минцифры подготовило проект постановления правительства с исключениями, в том числе для международных перевозок, однако они распространяются только на государственные или муниципальные органы. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила расширить действие исключений на всех перевозчиков. «Авиакомпании осуществляют международные воздушные перевозки, не являясь при этом госорганами»,— говорится в отзыве АЭВТ, с которым ознакомился “Ъ”. С аналогичным предложением выступил «Аэрофлот».

Однако в Минцифры пояснили, что не могут выходить за пределы формулировок закона. Корректировкой постановления изменить закон нельзя, поскольку федеральные законы обладают большей юридической силой, подтверждает юрист BGP Litigation Анастасия Мырсина:

«Даже если в данном постановлении обозначат конкретные компании, это не изменит положение дел: для того чтобы изменить положения самого закона, необходимо принять новый закон».

В АЭВТ и Минтрансе не ответили на вопросы “Ъ”. В «Аэрофлоте» лишь уточнили, что «предложение направлено на устранение возможных противоречий рассматриваемого проекта».

Авиакомпании уже входят в реестр операторов персональных данных РКН. В реестре содержится информация о том, какие данные перевозчики собирают о своих клиентах и сотрудниках, как хранят в РФ и передают за рубеж. В случае с пассажирами речь идет о ФИО, контактных данных, дате и месте рождения и информации о совершенном ими рейсе. Собеседник “Ъ” в другой крупной авиакомпании добавил, что передают данные, например, при бронировании гостиниц для членов экипажей и пассажиров в случае задержки рейса.

Согласно закону, все авиакомпании, которые летали за рубеж до вступления поправок в силу, могут до 1 марта просто уведомить РКН о том, что продолжат передавать данные в те страны, куда они совершали рейсы. Но прямое авиасообщение из РФ сейчас доступно только в 24 страны.

Поэтому с 1 марта перевозчики в случае расширения географии полетов (например, при снятии ограничений или пополнении парка отечественными самолетами) должны будут оформлять запрос в РКН.

Дожидаться подтверждения не нужно, если иностранное государство входит в перечень «благонадежных» стран (из списка конвенции Совета Европы о защите персональных данных или соответствующих ее требованиям). Для всех остальных государств, например для Египта, на рассмотрение дается до 15 суток. Ведомство может запретить передачу «в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства», а также «защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ и других ее интересов на международной арене».

В Роскомнадзоре “Ъ” сообщили, что уведомления подаются разово: и для стран, в которые компания летала до 1 марта, и для тех, в которые сможет полететь после. Во всех случаях авиакомпании «должны обладать информацией об иностранных организациях и госорганах, которым предоставлен доступ к персональным данным российских граждан».

В этом уточнении авиакомпании видят основную сложность.

Согласно закону, им придется предварительно получить у иностранных властей подтверждения о «мерах по защите передаваемых персональных данных», а также сведения об иностранных госорганах, юридических и физических лицах, которые могут иметь доступ к таким данным (наименование, ФИО, номера телефонов и почтовые адреса).

В авиакомпаниях отметили, что это требование фактически неисполнимо.

В РКН “Ъ” заверили, что поименного списка сотрудников иностранных компаний и госорганов не потребуется. Но в юридическом департаменте одной из авиакомпаний полагают, что без корректировки требований закона в ходе «правоприменительной практики» авиакомпании можно будет привлечь к ответственности «за любого нового сотрудника в иностранных аэропортах».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели



Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer