Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Над рейсами нависли блокировки. В авиакомпаниях готовятся к новым полномочиям Роскомнадзора


14 октября 2022 года Айгуль Абдуллина, Анастасия Гаврилюк, Коммерсантъ


Авиакомпании пытаются избежать обязательного согласования международных полетов с Роскомнадзором. Новые требования закона о персональных данных требуют запрашивать у регулятора разрешение на их передачу за рубеж. Речь идет, например, об информации о пассажирах и членах экипажа. Дополнительно осложняет ситуацию необходимость сбора данных об иностранных физических и юридических лицах, которые будут обрабатывать информацию. Авиаторы считают этот пункт фактически невыполнимым, а требования закона — избыточными.

Как выяснил “Ъ”, авиакомпании жалуются на изменения в законе о персональных данных, которые обязывают их получать разрешение Роскомнадзора (РКН) на передачу за рубеж информации о пассажирах и экипажах с 1 марта 2023 года.

Как отмечают собеседники в авиаотрасли, без согласия РКН они фактически не смогут совершать международные рейсы.

Минцифры подготовило проект постановления правительства с исключениями, в том числе для международных перевозок, однако они распространяются только на государственные или муниципальные органы. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила расширить действие исключений на всех перевозчиков. «Авиакомпании осуществляют международные воздушные перевозки, не являясь при этом госорганами»,— говорится в отзыве АЭВТ, с которым ознакомился “Ъ”. С аналогичным предложением выступил «Аэрофлот».

Однако в Минцифры пояснили, что не могут выходить за пределы формулировок закона. Корректировкой постановления изменить закон нельзя, поскольку федеральные законы обладают большей юридической силой, подтверждает юрист BGP Litigation Анастасия Мырсина:

«Даже если в данном постановлении обозначат конкретные компании, это не изменит положение дел: для того чтобы изменить положения самого закона, необходимо принять новый закон».

В АЭВТ и Минтрансе не ответили на вопросы “Ъ”. В «Аэрофлоте» лишь уточнили, что «предложение направлено на устранение возможных противоречий рассматриваемого проекта».

Авиакомпании уже входят в реестр операторов персональных данных РКН. В реестре содержится информация о том, какие данные перевозчики собирают о своих клиентах и сотрудниках, как хранят в РФ и передают за рубеж. В случае с пассажирами речь идет о ФИО, контактных данных, дате и месте рождения и информации о совершенном ими рейсе. Собеседник “Ъ” в другой крупной авиакомпании добавил, что передают данные, например, при бронировании гостиниц для членов экипажей и пассажиров в случае задержки рейса.

Согласно закону, все авиакомпании, которые летали за рубеж до вступления поправок в силу, могут до 1 марта просто уведомить РКН о том, что продолжат передавать данные в те страны, куда они совершали рейсы. Но прямое авиасообщение из РФ сейчас доступно только в 24 страны.

Поэтому с 1 марта перевозчики в случае расширения географии полетов (например, при снятии ограничений или пополнении парка отечественными самолетами) должны будут оформлять запрос в РКН.

Дожидаться подтверждения не нужно, если иностранное государство входит в перечень «благонадежных» стран (из списка конвенции Совета Европы о защите персональных данных или соответствующих ее требованиям). Для всех остальных государств, например для Египта, на рассмотрение дается до 15 суток. Ведомство может запретить передачу «в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства», а также «защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ и других ее интересов на международной арене».

В Роскомнадзоре “Ъ” сообщили, что уведомления подаются разово: и для стран, в которые компания летала до 1 марта, и для тех, в которые сможет полететь после. Во всех случаях авиакомпании «должны обладать информацией об иностранных организациях и госорганах, которым предоставлен доступ к персональным данным российских граждан».

В этом уточнении авиакомпании видят основную сложность.

Согласно закону, им придется предварительно получить у иностранных властей подтверждения о «мерах по защите передаваемых персональных данных», а также сведения об иностранных госорганах, юридических и физических лицах, которые могут иметь доступ к таким данным (наименование, ФИО, номера телефонов и почтовые адреса).

В авиакомпаниях отметили, что это требование фактически неисполнимо.

В РКН “Ъ” заверили, что поименного списка сотрудников иностранных компаний и госорганов не потребуется. Но в юридическом департаменте одной из авиакомпаний полагают, что без корректировки требований закона в ходе «правоприменительной практики» авиакомпании можно будет привлечь к ответственности «за любого нового сотрудника в иностранных аэропортах».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США



Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer