Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Над рейсами нависли блокировки. В авиакомпаниях готовятся к новым полномочиям Роскомнадзора


14 октября 2022 года Айгуль Абдуллина, Анастасия Гаврилюк, Коммерсантъ


Авиакомпании пытаются избежать обязательного согласования международных полетов с Роскомнадзором. Новые требования закона о персональных данных требуют запрашивать у регулятора разрешение на их передачу за рубеж. Речь идет, например, об информации о пассажирах и членах экипажа. Дополнительно осложняет ситуацию необходимость сбора данных об иностранных физических и юридических лицах, которые будут обрабатывать информацию. Авиаторы считают этот пункт фактически невыполнимым, а требования закона — избыточными.

Как выяснил “Ъ”, авиакомпании жалуются на изменения в законе о персональных данных, которые обязывают их получать разрешение Роскомнадзора (РКН) на передачу за рубеж информации о пассажирах и экипажах с 1 марта 2023 года.

Как отмечают собеседники в авиаотрасли, без согласия РКН они фактически не смогут совершать международные рейсы.

Минцифры подготовило проект постановления правительства с исключениями, в том числе для международных перевозок, однако они распространяются только на государственные или муниципальные органы. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила расширить действие исключений на всех перевозчиков. «Авиакомпании осуществляют международные воздушные перевозки, не являясь при этом госорганами»,— говорится в отзыве АЭВТ, с которым ознакомился “Ъ”. С аналогичным предложением выступил «Аэрофлот».

Однако в Минцифры пояснили, что не могут выходить за пределы формулировок закона. Корректировкой постановления изменить закон нельзя, поскольку федеральные законы обладают большей юридической силой, подтверждает юрист BGP Litigation Анастасия Мырсина:

«Даже если в данном постановлении обозначат конкретные компании, это не изменит положение дел: для того чтобы изменить положения самого закона, необходимо принять новый закон».

В АЭВТ и Минтрансе не ответили на вопросы “Ъ”. В «Аэрофлоте» лишь уточнили, что «предложение направлено на устранение возможных противоречий рассматриваемого проекта».

Авиакомпании уже входят в реестр операторов персональных данных РКН. В реестре содержится информация о том, какие данные перевозчики собирают о своих клиентах и сотрудниках, как хранят в РФ и передают за рубеж. В случае с пассажирами речь идет о ФИО, контактных данных, дате и месте рождения и информации о совершенном ими рейсе. Собеседник “Ъ” в другой крупной авиакомпании добавил, что передают данные, например, при бронировании гостиниц для членов экипажей и пассажиров в случае задержки рейса.

Согласно закону, все авиакомпании, которые летали за рубеж до вступления поправок в силу, могут до 1 марта просто уведомить РКН о том, что продолжат передавать данные в те страны, куда они совершали рейсы. Но прямое авиасообщение из РФ сейчас доступно только в 24 страны.

Поэтому с 1 марта перевозчики в случае расширения географии полетов (например, при снятии ограничений или пополнении парка отечественными самолетами) должны будут оформлять запрос в РКН.

Дожидаться подтверждения не нужно, если иностранное государство входит в перечень «благонадежных» стран (из списка конвенции Совета Европы о защите персональных данных или соответствующих ее требованиям). Для всех остальных государств, например для Египта, на рассмотрение дается до 15 суток. Ведомство может запретить передачу «в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства», а также «защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ и других ее интересов на международной арене».

В Роскомнадзоре “Ъ” сообщили, что уведомления подаются разово: и для стран, в которые компания летала до 1 марта, и для тех, в которые сможет полететь после. Во всех случаях авиакомпании «должны обладать информацией об иностранных организациях и госорганах, которым предоставлен доступ к персональным данным российских граждан».

В этом уточнении авиакомпании видят основную сложность.

Согласно закону, им придется предварительно получить у иностранных властей подтверждения о «мерах по защите передаваемых персональных данных», а также сведения об иностранных госорганах, юридических и физических лицах, которые могут иметь доступ к таким данным (наименование, ФИО, номера телефонов и почтовые адреса).

В авиакомпаниях отметили, что это требование фактически неисполнимо.

В РКН “Ъ” заверили, что поименного списка сотрудников иностранных компаний и госорганов не потребуется. Но в юридическом департаменте одной из авиакомпаний полагают, что без корректировки требований закона в ходе «правоприменительной практики» авиакомпании можно будет привлечь к ответственности «за любого нового сотрудника в иностранных аэропортах».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer