Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как единственная женщина-космонавт из России совершила полет на корабле SpaceX Crew 5


17 октября 2022 года Анастасия Степанова, Forbes


5 октября 2022 года российский космонавт Анна Кикина впервые совершила космический полет на американском корабле Crew Dragon компании SpaceX. Кроме Кикиной, в составе международного экипажа была еще одна женщина — Николь Манн, первая коренная американка, оказавшаяся в космосе. Участница космических проектов SIRIUS19 и Mars 160 Анастасия Степанова, которая присутствовала при запуске, рассказывает, как это было

«Настя, привет, какие у тебя планы на начало октября?» — спросила Аня. 

Я удивилась такому вопросу, понимая, что за этим последует предложение, но не ожидала, что буду приглашена на старт космического полета. Это была лучшая новость 2022 года. Радость сменилась тревогой: состоится ли в столь переменчивом мире полет, которого Аня ждала с 2012 года. 

Плюс 27 градусов по Цельсию — средняя температура в октябре для штата Флорида. Жаркое солнце проверяет на выносливость собравшихся на трибуне Космического центра имени Кеннеди (он находится на полпути от Майами до Джексонвилля). Все мы наблюдаем, как на высоте 70 м в маленьком корабле SpaceX Crew Dragon ожидают вылета в космос наши близкие: два часа томления на солнцепеке для родственников и друзей и два часа практически без движения в корабле для трех астронавтов и одного космонавта. Но эти долгие минуты не сравнятся с годами кропотливой работы в надежде когда-нибудь воплотить мечту. В свой первый космический полет отправляются американцы Николь Манн, Джош Кассада и россиянка Анна Кикина. А четвертый член экипажа, Коити Ваката из Японии, полетит в космос пятый раз.

Экипаж Space X Crew 5 уникален: Анна Кикина стала первым российским космонавтом, совершившим полет на корабле SpaceX Crew Dragon по программе перекрестных полетов. Командир корабля Николь Манн из индейского племени Вайлаки — первая коренная американка, отправившаяся в космос. Этот полет — как символ мирного сотрудничества, как объединяющая сила полярных миров, как пример воплощения мечты, как вдохновение для всех женщин, преодолевающих трудности в науке и космонавтике. Об отборе трех членов экипажа окончательно стало известно осенью 2021 года; о том, что в полете будет участвовать Анна Кикина, — лишь летом 2022-го. 

Бывшая радиоведущая

За все время полетов в России было только пять женщин-космонавтов, и пятая — это Анна Кикина. 60 лет космических полетов и прогресса с одной стороны и архаичных предубеждений с другой. Это сложный путь не только с точки зрения физической выносливости, но и с точки зрения борьбы с гендерными стереотипами. Анна ждала своего первого космического полета десять лет.

«Ждала» — значит неустанно работала над развитием физических и интеллектуальных способностей, профессиональных навыков. Просто представьте, что на протяжении десяти лет вы постоянно сдаете сложнейшие экзамены и следуете строгому режиму, максимально заботясь о здоровье. Выполнить пятьдесят отжиманий, выжить в зимнем лесу или пустыне, решать математические задачи во время парашютных прыжков — единственной женщине в отряде космонавтов Роскосмоса не давали поблажек.

У многих космонавтов биографии похожи: образование инженера или пилота, карьера по специальности. Но путь Анны в космос нестандартен. Лишь один раз за всю историю отряда космонавтов, в 2012 году, был проведен открытый набор — это значит, что не было ограничений по образованию и опыту работы. На тот момент Анна работала радиоведущей и программным директором «Радио Сибирь-Алтай». Учитывая инженерное образование и серьезную физическую подготовку (удостоверение спасателя, звание мастера спорта по полиатлону и рафтингу), она решила принять вызов. 

Этапов было несколько. На заочном нужно было предоставить резюме, копии дипломов, характеристику с места работы, множество справок о состоянии здоровья. Затем Анну пригласили в Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звездном городке, где она прошла проверку физподготовки, профпригодности, знаний по истории космонавтики, выполнила задания по работе с космической техникой, подтвердила инженерные навыки. Сдала тесты по математике, физике, компьютерной грамотности, русскому и английскому языкам, культурологии. Написала эссе на тему «Почему я хочу стать космонавтом» и прошла собеседование с психологами.

Но все эти испытания были лишь началом. Анна попала в отряд космонавтов как кандидат, то есть ей предстояло в течение двух лет пройти спецподготовку и только потом, при условии успешной сдачи всех нормативов, стать космонавтом. А дальше снова обучение, подготовка, сдача экзаменов и многолетнее ожидание полета. 

Пять лет назад мы с ней вместе участвовали в международном космическом проекте SIRIUS. Это серия изоляционных экспериментов по имитации лунного полета. Анна открывала первый, 17-дневный этап, во время которого изучалось влияние изоляции и стресса на физиологию и психологию испытуемых. Спустя два года я тоже прошла отбор в проект SIRIUS, только уже длительностью 120 дней. 

Но годы шли, а Анну все не ставили в экипаж. Ее полета я ждала в том числе и как воплощения своей мечты; постоянно думала: «Сколько можно ее мариновать! Еще немного, и ее точно назначат в полет». Меня поражало ее главное качество — не унывать и работать дальше с таким же энтузиазмом и верой, как и в начале. 

В ожидании полета

Конец сентября, сильнейший за последние 100 лет ураган Иэн бушует в штате Флорида. Старт могут перенести на неизвестный срок. Сотрудники NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США) попросили гостей, которых члены экипажа пригласили на запуск, быть готовыми к смене даты.

Важно было прибыть в космический центр за три дня до запуска. Нам повезло, что в этой части штата последствия урагана были минимальны, поэтому полет начался всего на два дня позже запланированного. 

В первый день близкие экипажа были разделены на группы и выстроились на улице в ожидании. Никто не понимал, что именно будет происходить. Издалека была видна приближающаяся вереница из трех автомобилей. Члены экипажа сидели в кабриолетах Mustang, словно рок-звезды. 

Потом они вышли из машин и встали каждый напротив своей группы родных и близких на расстоянии двух метров. Подходить ближе и обниматься было запрещено из-за карантина. Поэтому общение представляло собой выкрики из толпы, из-за которых слова Ани было трудно расслышать. У многих были слезы на глазах от радости встречи и значимости события. Это длилось около 20 минут, а дальше экипаж сел по машинам и отправился на базу. Нас — родственников и друзей — посадили в автобус и повезли на экскурсию по космическому центру имени Кеннеди. Так мы побывали в своего рода Диснейленде для всех фанатов космоса. 

На следующий день каждый астронавт и космонавт выбрал четырех близких людей, которые смогут пообщаться с ним через стеклянную перегородку в комплексе, где проживает экипаж в предстартовые дни. Каждой группе выделили полчаса на общение. Я чувствовала себя как в кино. До Ани рукой подать. Что сказать человеку, который завтра отправится в космос? Что она пример для всех женщин, мечтающих о космосе. И что нас очень много, и мы болеем за нее. А еще — что это событие придает нам сил добиваться своих целей и идти дальше. 

Поехали 

День запуска. Полдень на мысе Канаверал. Обратный отсчет. В десяти километрах от нас на стартовом столе ракета Falcon 9 начинает путь в космос. Багровое пламя перекрывает белые клубы дыма. Звуковая волна доходит до нас спустя несколько секунд после того, как ракета уносится. Металлические скамейки дребезжат и передают вибрацию ногам. Я прячу слезы за солнцезащитными очками, но, обернувшись, вижу, что у других гостей экипажа лица тоже заплаканные. После запуска началось тревожное ожидание длиною 29 часов. Именно столько времени потребовалось космическому кораблю, чтобы долететь и пристыковаться к Международной космической станции. 

Анна Кикина будет работать с системой дистанционного манипулятора Shuttle, выполнять различные научные задачи и работу по техническому обслуживанию МКС. Ее полет продлится шесть месяцев. 

Теперь в трудные моменты можно смотреть на звездное небо, зная, что где-то там, на расстоянии 400 км от Земли женщина-космонавт, которая ждала своего полета 10 лет, идет к своей мечте. И, возможно, именно это станет манифестом надежды для нас.   




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer