Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как единственная женщина-космонавт из России совершила полет на корабле SpaceX Crew 5


17 октября 2022 года Анастасия Степанова, Forbes


5 октября 2022 года российский космонавт Анна Кикина впервые совершила космический полет на американском корабле Crew Dragon компании SpaceX. Кроме Кикиной, в составе международного экипажа была еще одна женщина — Николь Манн, первая коренная американка, оказавшаяся в космосе. Участница космических проектов SIRIUS19 и Mars 160 Анастасия Степанова, которая присутствовала при запуске, рассказывает, как это было

«Настя, привет, какие у тебя планы на начало октября?» — спросила Аня. 

Я удивилась такому вопросу, понимая, что за этим последует предложение, но не ожидала, что буду приглашена на старт космического полета. Это была лучшая новость 2022 года. Радость сменилась тревогой: состоится ли в столь переменчивом мире полет, которого Аня ждала с 2012 года. 

Плюс 27 градусов по Цельсию — средняя температура в октябре для штата Флорида. Жаркое солнце проверяет на выносливость собравшихся на трибуне Космического центра имени Кеннеди (он находится на полпути от Майами до Джексонвилля). Все мы наблюдаем, как на высоте 70 м в маленьком корабле SpaceX Crew Dragon ожидают вылета в космос наши близкие: два часа томления на солнцепеке для родственников и друзей и два часа практически без движения в корабле для трех астронавтов и одного космонавта. Но эти долгие минуты не сравнятся с годами кропотливой работы в надежде когда-нибудь воплотить мечту. В свой первый космический полет отправляются американцы Николь Манн, Джош Кассада и россиянка Анна Кикина. А четвертый член экипажа, Коити Ваката из Японии, полетит в космос пятый раз.

Экипаж Space X Crew 5 уникален: Анна Кикина стала первым российским космонавтом, совершившим полет на корабле SpaceX Crew Dragon по программе перекрестных полетов. Командир корабля Николь Манн из индейского племени Вайлаки — первая коренная американка, отправившаяся в космос. Этот полет — как символ мирного сотрудничества, как объединяющая сила полярных миров, как пример воплощения мечты, как вдохновение для всех женщин, преодолевающих трудности в науке и космонавтике. Об отборе трех членов экипажа окончательно стало известно осенью 2021 года; о том, что в полете будет участвовать Анна Кикина, — лишь летом 2022-го. 

Бывшая радиоведущая

За все время полетов в России было только пять женщин-космонавтов, и пятая — это Анна Кикина. 60 лет космических полетов и прогресса с одной стороны и архаичных предубеждений с другой. Это сложный путь не только с точки зрения физической выносливости, но и с точки зрения борьбы с гендерными стереотипами. Анна ждала своего первого космического полета десять лет.

«Ждала» — значит неустанно работала над развитием физических и интеллектуальных способностей, профессиональных навыков. Просто представьте, что на протяжении десяти лет вы постоянно сдаете сложнейшие экзамены и следуете строгому режиму, максимально заботясь о здоровье. Выполнить пятьдесят отжиманий, выжить в зимнем лесу или пустыне, решать математические задачи во время парашютных прыжков — единственной женщине в отряде космонавтов Роскосмоса не давали поблажек.

У многих космонавтов биографии похожи: образование инженера или пилота, карьера по специальности. Но путь Анны в космос нестандартен. Лишь один раз за всю историю отряда космонавтов, в 2012 году, был проведен открытый набор — это значит, что не было ограничений по образованию и опыту работы. На тот момент Анна работала радиоведущей и программным директором «Радио Сибирь-Алтай». Учитывая инженерное образование и серьезную физическую подготовку (удостоверение спасателя, звание мастера спорта по полиатлону и рафтингу), она решила принять вызов. 

Этапов было несколько. На заочном нужно было предоставить резюме, копии дипломов, характеристику с места работы, множество справок о состоянии здоровья. Затем Анну пригласили в Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звездном городке, где она прошла проверку физподготовки, профпригодности, знаний по истории космонавтики, выполнила задания по работе с космической техникой, подтвердила инженерные навыки. Сдала тесты по математике, физике, компьютерной грамотности, русскому и английскому языкам, культурологии. Написала эссе на тему «Почему я хочу стать космонавтом» и прошла собеседование с психологами.

Но все эти испытания были лишь началом. Анна попала в отряд космонавтов как кандидат, то есть ей предстояло в течение двух лет пройти спецподготовку и только потом, при условии успешной сдачи всех нормативов, стать космонавтом. А дальше снова обучение, подготовка, сдача экзаменов и многолетнее ожидание полета. 

Пять лет назад мы с ней вместе участвовали в международном космическом проекте SIRIUS. Это серия изоляционных экспериментов по имитации лунного полета. Анна открывала первый, 17-дневный этап, во время которого изучалось влияние изоляции и стресса на физиологию и психологию испытуемых. Спустя два года я тоже прошла отбор в проект SIRIUS, только уже длительностью 120 дней. 

Но годы шли, а Анну все не ставили в экипаж. Ее полета я ждала в том числе и как воплощения своей мечты; постоянно думала: «Сколько можно ее мариновать! Еще немного, и ее точно назначат в полет». Меня поражало ее главное качество — не унывать и работать дальше с таким же энтузиазмом и верой, как и в начале. 

В ожидании полета

Конец сентября, сильнейший за последние 100 лет ураган Иэн бушует в штате Флорида. Старт могут перенести на неизвестный срок. Сотрудники NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США) попросили гостей, которых члены экипажа пригласили на запуск, быть готовыми к смене даты.

Важно было прибыть в космический центр за три дня до запуска. Нам повезло, что в этой части штата последствия урагана были минимальны, поэтому полет начался всего на два дня позже запланированного. 

В первый день близкие экипажа были разделены на группы и выстроились на улице в ожидании. Никто не понимал, что именно будет происходить. Издалека была видна приближающаяся вереница из трех автомобилей. Члены экипажа сидели в кабриолетах Mustang, словно рок-звезды. 

Потом они вышли из машин и встали каждый напротив своей группы родных и близких на расстоянии двух метров. Подходить ближе и обниматься было запрещено из-за карантина. Поэтому общение представляло собой выкрики из толпы, из-за которых слова Ани было трудно расслышать. У многих были слезы на глазах от радости встречи и значимости события. Это длилось около 20 минут, а дальше экипаж сел по машинам и отправился на базу. Нас — родственников и друзей — посадили в автобус и повезли на экскурсию по космическому центру имени Кеннеди. Так мы побывали в своего рода Диснейленде для всех фанатов космоса. 

На следующий день каждый астронавт и космонавт выбрал четырех близких людей, которые смогут пообщаться с ним через стеклянную перегородку в комплексе, где проживает экипаж в предстартовые дни. Каждой группе выделили полчаса на общение. Я чувствовала себя как в кино. До Ани рукой подать. Что сказать человеку, который завтра отправится в космос? Что она пример для всех женщин, мечтающих о космосе. И что нас очень много, и мы болеем за нее. А еще — что это событие придает нам сил добиваться своих целей и идти дальше. 

Поехали 

День запуска. Полдень на мысе Канаверал. Обратный отсчет. В десяти километрах от нас на стартовом столе ракета Falcon 9 начинает путь в космос. Багровое пламя перекрывает белые клубы дыма. Звуковая волна доходит до нас спустя несколько секунд после того, как ракета уносится. Металлические скамейки дребезжат и передают вибрацию ногам. Я прячу слезы за солнцезащитными очками, но, обернувшись, вижу, что у других гостей экипажа лица тоже заплаканные. После запуска началось тревожное ожидание длиною 29 часов. Именно столько времени потребовалось космическому кораблю, чтобы долететь и пристыковаться к Международной космической станции. 

Анна Кикина будет работать с системой дистанционного манипулятора Shuttle, выполнять различные научные задачи и работу по техническому обслуживанию МКС. Ее полет продлится шесть месяцев. 

Теперь в трудные моменты можно смотреть на звездное небо, зная, что где-то там, на расстоянии 400 км от Земли женщина-космонавт, которая ждала своего полета 10 лет, идет к своей мечте. И, возможно, именно это станет манифестом надежды для нас.   




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit



Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer