Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация ставит сигнализацию. Авиакомпании получили регламент на случай угона или захвата самолетов


19 октября 2022 года Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ


По данным “Ъ”, Росавиация разработала и направила перевозчикам методические рекомендации по действиям экипажей при захвате или угоне самолета. Регулятор впервые составил список из 15 аэропортов для вынужденной посадки захваченного борта. В авиакомпаниях и аэропортах говорят, что регулярно проводят инструктажи для отработки нештатных ситуаций и обновляют свои планы реагирования. Эксперты отмечают, что в последние десятилетия число попыток захвата самолетов в РФ сокращалось: последний случай произошел в 2001 году, и с тех пор системы контроля в аэропортах серьезно усовершенствовались. Однако, по их мнению, актуализация регламентов важна в условиях международной напряженности.

Как стало известно “Ъ”, Росавиация 22 сентября разослала в авиакомпании методические рекомендации о порядке действий при угоне или захвате самолетов и выборе аэродромов «для принудительной или вынужденной посадки захваченного судна». Разработанный регулятором документ, с которым ознакомился “Ъ”, 31 августа был подписан руководителем Росавиации Александром Нерадько. Как подчеркнул собеседник “Ъ” в Минтрансе, методику решено было создать по итогам заседания оперативного штаба Национального антитеррористического комитета от 14 декабря 2021 года и это «не связано с последними событиями». В самом документе указано, что он составлен в соответствии с постановлением правительства №943 от 15 августа 2018 года (о межведомственном взаимодействии при проверке информации об угрозе совершения теракта на транспорте).

В новой методике авиарегулятор предложил конкретную последовательность действий при захвате.

В приложении к документу Росавиация приводит перечень аэродромов на территории страны, рекомендованных для посадки в случае захвата. В список попали два аэропорта Московского авиаузла (МАУ) и еще 13 крупных региональных аэропортов РФ.

При получении «достоверной информации о захвате судна» экипаж самолета должен выбрать один из таких аэродромов для вынужденной посадки и по радиосвязи передать информацию о ЧП диспетчерам Госкорпорации по ОрВД и в центр управления полетами (ЦУП) авиакомпании. Далее органы ОрВД и ЦУП должны довести информацию до территориальных управлений ФСБ, МВД и Минобороны. Дальнейшая последовательность действий и «необходимая для обеспечения посадки информация» предоставляются диспетчерами ОрВД, указано в документе.

Подробные рекомендации для аэропортов в регламенте не приводятся, но, как рассказал один из источников “Ъ” в МАУ, «все механизмы давно проработаны и расписаны во внутренних и согласованных с регулятором правилах отработки ЧП».

В Домодедово “Ъ” сообщили, что регулярно проводят учения с целью отработки различных нештатных ситуаций, «в том числе и этой». «Предусмотрен четкий алгоритм действий, основанный на международной практике и российском законодательстве»,— сообщили там.

Каждая российская авиакомпания имеет собственный Emergence Response Plan (ERP, план реагирования на ЧС), который утверждается Росавиацией и предусматривает порядок действий при актах незаконного вмешательства в деятельность перевозчика, рассказал представитель Red Wings. Он подчеркнул, что перевозчик «регулярно обновляет ERP с учетом рекомендаций регулятора». В S7 Airlines отметили, что в компании есть соответствующие инструкции, а экипажи и наземные службы ежегодно проходят подготовку и инструктаж по авиационной безопасности. Собеседник в одной из крупных авиакомпаний добавил, что подавляющее большинство самолетов в РФ оснащено ответчиками управления воздушным движением для автоматической передачи информации диспетчерам. Они отвечают на запрос диспетчерской службы четырехзначным кодом (7700 — «нештатная ситуация на борту», 7500 — «захват самолета»). Этот код (squawk code) выставляется пилотом на панели управления, после чего на диспетчерском радаре включается система оповещения о ЧС. В группе «Аэрофлот» и других аэропортах “Ъ” не ответили. В Росавиации и Минтрансе воздержались от комментариев.

С 1950-х годов в СССР официально зафиксировали около 30 угонов или попыток захвата самолетов, в большинстве случаев преступники требовали вылета из страны. Наиболее известное происшествие произошло в 1988 году, когда семейный джазовый ансамбль из 11 членов семьи Овечкиных захватил Ту-154 на рейсе Иркутск—Курган—Ленинград с требованием направить его в Великобританию. На борт угонщики пронесли огнестрельное оружие и взрывчатку, в ходе штурма погибли девять человек. С 1900 по 2001 год, по подсчетам экспертов, произошло около полутора десятков эпизодов угона. Наиболее громкими стали два захвата Ту-154 «Внуковских авиалиний». Так, в ноябре 2000 года рейс Махачкала—Москва по требованию террориста после дозаправки в Баку был перенаправлен в Тель-Авив, самолет удалось посадить на военной базе на юге Израиля, где преступника задержали без жертв. В марте 2001 года рейс Стамбул—Москва был захвачен тремя террористами, потребовавшими лететь в Саудовскую Аравию. Лайнер приземлился в Медине, где в ходе штурма один из захватчиков был застрелен, погибли пассажир и бортпроводница. Последний инцидент произошел в Домодедово в 2010 году, когда пассажир рейса из Минеральных Вод требовал от экипажа связи с руководством РФ: он не был вооружен и был оперативно задержан.

Количество угонов в последние 20 лет идет на спад благодаря в том числе усовершенствованию мер предполетного досмотра пассажиров, говорит гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Кроме того, частые попытки угонов самолетов в СССР были спровоцированы «весьма ограниченной возможностью для большинства попасть в капиталистические страны, что становилось триггером для преступников». Но борьба с международным терроризмом остается в центре внимания всех мировых спецслужб, и с учетом эскалации внешнеполитической обстановки актуализация регламентов — движение в правильном направлении, указывает эксперт.

Базовые принципы действий во время захвата или угона самолета регулируют три международных договора: Токийская конвенция (от 4 декабря 1969 года), гаагская Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (14 октября 1971 года) и Монреальский договор 1999 года. Все они ратифицированы в том числе Россией и содержат само определение захвата самолета, ключевые рекомендации (в частности, максимальное содействие командиру ВС для возврата контроля на судном). Страны, как правило, разрабатывают и согласовывают с регуляторами и другими странами более детализированные инструкции для аэропортов и авиакомпаний, говорит он. Гаагская конвенция предусматривает обязательную отчетность по каждому случаю попытки захвата в ICAO, и, несмотря на исключение РФ из руководящего совета организации, отмечает эксперт, это обязательство остается в силе: «С учетом международной напряженности важно избегать изоляции в борьбе с преступностью на воздушном транспорте».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer