Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Хорошо летают только красивые самолеты": век авиации ОКБ Туполева


21 октября 2022 года Виктор Бодров, Василий Кучушев, ТАСС


22 октября исполняется 100 лет опытно-конструкторскому бюро Андрея Николаевича Туполева (ОКБ А.Н. Туполева, сейчас — ПАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации госкорпорации "Ростех"). За век существования туполевцами разработано около 300 самолетов и модификаций, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Начиная с 1923 года было выпущено более 18 тыс. крылатых машин имени знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Передовые технические решения

История ОКБ Туполева началась с организации Комиссии по постройке цельнометаллических самолетов при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в октябре 1922 года. Председателем комиссии был назначен молодой авиаконструктор Андрей Туполев, который настаивал на широком применении легких металлических сплавов в конструкции самолета, справедливо считая, что за ними будущее авиации.

Первый отечественный цельнометаллический самолет АНТ-2 (в названии которого заложены инициалы и фамилия Туполева) был построен в 1924 году. В нем конструктор не просто применил мировой опыт использования гофрированного металла в обшивке, но и улучшил процесс ее изготовления, повысив жесткость и уменьшив массу, а также разработал технологию, которая ускорила выпуск серийных машин. В 1929 году поднялся в небо первый советский серийный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). Каждому из девяти пассажиров полагалось плетеное кресло, стоявшее рядом с открывающимся окном. 

К 1936 году коллектив конструкторов во главе с Туполевым разработал и построил около 50 типов самолетов. В их числе тяжелые бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3), ставшие основой бомбардировочной авиации СССР. При этом ТБ-1 стал первым в мире серийным двухмоторным цельнометаллическим бомбардировщиком. "Нашей стране нужна такая крепкая авиация, чтобы никто не решился подойти к нашим границам", — говорил конструктор. 

В середине 1930-х годов в ОКБ Туполева был создан на тот момент самый большой в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький". Размах крыла составлял 63 м, силовая установка — восемь авиационных двигателей. Самолет, построенный в агитационных целях на средства, собранные населением, мог принять на борт более 70 пассажиров. У него имелись собственная типография, фотолаборатория, внутренняя телефонная станция на 16 абонентов, пневмопочта, киноустановка для демонстрации фильмов на открытом воздухе, библиотека. Звук громкоговорящей бортовой установки летящего АНТ-20 был слышен за 30 км. Для управления воздушным гигантом в конструкции были предусмотрены инновационные в то время сервоприводы. Самолет совершал демонстрационные и агитационные полеты, в одном из которых участвовал французский писатель Сент-Экзюпери, отметивший легкость пилотирования огромной машины.

На самолете АНТ-25 было установлено несколько мировых рекордов дальности беспосадочного перелета — например, знаменитый полет экипажа Валерия Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году, перелет экипажа Михаила Громова по прямому маршруту до Калифорнии. Туполев называл рекордный самолет "сгустком технических новшеств". Для улучшения аэродинамики в нем применили крыло с большим размахом, в 2,5 раза превышающим длину фюзеляжа, и убирающееся шасси. В самолете использовалось всепогодное всесуточное навигационное оборудование. На АНТ-37 (дальнейшем развитии АНТ-25) летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова установили мировой рекорд дальности полета для женского экипажа. 

Скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ) стал самым массовым туполевским самолетом — было построено более 6 800 единиц, включая модификации. Его скорость свыше 500 км/ч была уникальной для середины 1930-х годов — он обгонял истребители тех лет, что позволяло СБ уходить от преследовавшего противника. Бомбардировщик сумел поднять 1 т на высоту 12 246 м, установив мировой рекорд.

В годы Великой Отечественной войны на фронтах воевали 11 типов самолетов и даже глиссирующие (всплывающие на значительную высоту корпуса при движении) скоростные торпедные катера ОКБ Туполева. СБ и ТБ-3 встретили начало войны, приняв на себя удар первых месяцев, а двухмоторный Ту-2 — один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны — участвовал в Берлинской операции, завершившей разгром гитлеровской Германии. 

Реактивная эра

В послевоенный период ОКБ Туполева приступило к созданию реактивных самолетов. Спроектированный туполевцами Ту-16 стал первым околозвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Благодаря удачно выверенной конструкции, за оптимизацией которой Туполев лично следил в ежедневном режиме, получился самолет, поднявшийся в воздух в 1952 году и эксплуатировавшийся советскими и российскими военно-воздушными силами до середины 1990-х годов. Его лицензионный вариант Xian H-6 служит в составе ВВС Китая по сей день. 

Еще один "долгожитель" Туполева — Ту-95, наиболее скоростной и единственный в мире серийный турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец. Об эффективности работы ОКБ говорит тот факт, что чертежи самолета были разработаны всего за восемь месяцев, а еще через полгода машина начала летные испытания. Заложенный в Ту-95 модернизационный потенциал позволяет ему оставаться в строю и в наши дни. 

На базе Ту-95 был построен дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114, на котором, в частности, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев наносил визиты в США. С этим был связан забавный эпизод, показывающий степень инновационности машины: когда Ту-114 прибыл в Соединенные Штаты, принимающая сторона долго не могла найти подходящий пассажирский трап из-за необычно высоких стоек шасси советского лайнера.

Еще один знаменитый туполевский самолет — Ту-104, первый отечественный реактивный пассажирский лайнер. Он положил начало длинной линейке советских гражданских "Туполевых" — Ту-124, Ту-134, Ту-154.

Звезда советского "Аэрофлота"

Ту-154 стал самым массовым отечественным пассажирским реактивным лайнером. На Ту-154 совершил полет едва ли не каждый второй гражданин СССР. Всего же было выпущено более 950 самолетов данного типа, 150 из которых экспортированы в 15 стран. Он послужил основой для экспериментального Ту-155, на котором в середине 1980-х годов исследовалась применимость криогенного топлива в авиации. Демонстратор технологий совершил 70 полетов на сжиженном природном газе и пять — на жидком водороде.

ОКБ Туполева приступило к разработке пассажирского самолета на замену первому реактивному среднемагистральному лайнеру Ту-104 в 1960-х годах. Новый самолет должен был стать быстрее и экономичнее, а главное — перевозить больше пассажиров (до 160 человек).

Первая опытная машина была изготовлена в 1966 году, через два года летчик-испытатель Юрий Сухов поднял ее в небо, доказав успешность конструкторских решений туполевского КБ. В частности, в новом гражданском лайнере впервые в истории советского авиапрома было применено многократное дублирование основных систем двумя резервными. Таким образом возможность потери управления самолетом была сведена к минимуму.

Поначалу Ту-154 использовался только для почтовых перевозок и только в феврале 1972-го совершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Москва — Минеральные Воды. В том же году состоялся и первый международный перелет "тушки" из советской столицы в Прагу.

С 1975 по 1984 год Ту-154 прошел модернизацию, что позволило увеличить взлетный вес до 104 т. Кроме этого, самолет получил новые экономичные двигатели.

Экономичность Ту-154 была достигнута в том числе и за счет превосходной механизации крыла, которая позволяла снизить расход топлива при взлетах и посадках. 

Ту-154 стал самым массовым лайнером СССР и России на магистралях средней дальности. В 1970–1980-е годы отечественный авиапром выпускал до 80 самолетов этой марки в год. Благодаря комфортабельному салону и высокой скорости полета машина быстро приобрела статус народной и находилась в серийном производстве до 2013 года.

Сверхзвуковые "Ту"

В августе 1955 года ОКБ Туполева начало работы над дальним сверхзвуковым бомбардировщиком, который должен был заменить Ту-16. В результате появился Ту-22, первый сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, принятый на вооружение дальней авиации и авиации ВМФ СССР. Его глубоко модернизированный вариант продолжает выполнять задачи в ВКС России.

Изменяемая стреловидность крыла применяется в Ту-160 — самом крупном в истории военной авиации сверхзвуковом самолете и самом тяжелом боевом авиационном комплексе в мире. Размах крыла стратегического ракетоносца составляет 55,7 м, а максимальная боевая нагрузка — 45 т. Первый полет самолет совершил в 1981 году. На Ту-160 установлено 44 официальных мировых рекорда. За изящные обводы боевая машина носит неофициальное название "Белый лебедь", иллюстрируя известное выражение Туполева "хорошо летают только красивые самолеты".

Ракетоносец этого типа принимал участие в боевых действиях — 17 ноября 2015 года он впервые нанес удар крылатыми ракетами по объектам террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). 

Первым в мире серийным сверхзвуковым пассажирским самолетом стал Ту-144 ОКБ Туполева. Его первый полет в декабре 1968 года на два месяца опередил летные испытания франко-британского сверхзвукового лайнера "Конкорд". По оценке ПАО "Туполев", программа создания Ту-144, который был способен почти вдвое превышать скорость звука, стала "крупнейшей и сложнейшей" в истории советского самолетостроения. Она потребовала качественного скачка советской промышленности, освоения целого ряда новых технологий. Были проведены исследования в области аэродинамики, материаловедения, изучены деформации конструкции и кинетический нагрев (обшивка лайнера сильно разогревалась от трения об атмосферу), созданы новые смазочные материалы, станки — в частности, для сварки титановых деталей. 

На страже национальной безопасности

Сегодня "Туполев" — это дивизион стратегической авиации ОАК. Ключевым направлением работы является производство и модернизация самолетов дальней авиации: Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и разработка новых авиационных комплексов.  

По данным ТАСС, в настоящее время ПАО "Туполев" разрабатывает новейший перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) для нужд ВКС России. В конструкции стратегического ракетоносца нового поколения по схеме "летающее крыло" будут широко применяться технологии и материалы, снижающие заметность в радиолокационном диапазоне. Самолет будет способен нести существующие и перспективные стратегические крылатые ракеты, высокоточные авиабомбы, гиперзвуковое оружие, будет оснащаться новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы.

В условиях введения западных санкций в отношении России, отказа европейских стран и США от техобслуживания уже приобретенных зарубежных самолетов и поставок новых Объединенная авиастроительная корпорация значительно увеличивает объемы производства гражданского лайнера Ту-214. Прототип самолета под индексом Ту-204 совершил первый полет в 1989 году, но крупносерийному производству помешал распад СССР и последующее недофинансирование авиастроительной отрасли. В августе 2022 года генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь в интервью ТАСС сообщил, что корпорацией принято решение о наращивании серийного выпуска самолетов Ту-214 до десяти штук в год.

"Мы действительно запускаем в производство партию в 20 машин на ближайшие несколько лет совместно с нашими партнерами по кооперации. Решения об этом приняты. Уже сейчас началось строительство новых машин. В стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии. В цехах ведется изготовление деталей для последующих моделей. Программа предусматривает сдачу первых самолетов в 2023 году", — сказал он. 

Ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев в интервью на телеканале "Россия-1" заявил, что авиакомпания "Аэрофлот" рассматривает самолет Ту-214 в качестве одного из базовых для своего авиапарка.

Модификации Ту-154
Всего существует более десяти модификаций самолета. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлетным весом 98 т. 16 июля 1984 года совершила первый полет его усовершенствованная версия Ту-154М с более экономичными двигателями Д-30КУ (запущена в серию в 1986 году). 

На базе Ту-154 строились летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля "Буран", самолет для программы "Открытое небо" Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156 и др. Несколько пассажирских Ту-154 были переоборудованы в грузовые (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетным весом 104 т.


При подготовке статьи использовались материалы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer