Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Хорошо летают только красивые самолеты": век авиации ОКБ Туполева


21 октября 2022 года Виктор Бодров, Василий Кучушев, ТАСС


22 октября исполняется 100 лет опытно-конструкторскому бюро Андрея Николаевича Туполева (ОКБ А.Н. Туполева, сейчас — ПАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации госкорпорации "Ростех"). За век существования туполевцами разработано около 300 самолетов и модификаций, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Начиная с 1923 года было выпущено более 18 тыс. крылатых машин имени знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Передовые технические решения

История ОКБ Туполева началась с организации Комиссии по постройке цельнометаллических самолетов при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в октябре 1922 года. Председателем комиссии был назначен молодой авиаконструктор Андрей Туполев, который настаивал на широком применении легких металлических сплавов в конструкции самолета, справедливо считая, что за ними будущее авиации.

Первый отечественный цельнометаллический самолет АНТ-2 (в названии которого заложены инициалы и фамилия Туполева) был построен в 1924 году. В нем конструктор не просто применил мировой опыт использования гофрированного металла в обшивке, но и улучшил процесс ее изготовления, повысив жесткость и уменьшив массу, а также разработал технологию, которая ускорила выпуск серийных машин. В 1929 году поднялся в небо первый советский серийный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). Каждому из девяти пассажиров полагалось плетеное кресло, стоявшее рядом с открывающимся окном. 

К 1936 году коллектив конструкторов во главе с Туполевым разработал и построил около 50 типов самолетов. В их числе тяжелые бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3), ставшие основой бомбардировочной авиации СССР. При этом ТБ-1 стал первым в мире серийным двухмоторным цельнометаллическим бомбардировщиком. "Нашей стране нужна такая крепкая авиация, чтобы никто не решился подойти к нашим границам", — говорил конструктор. 

В середине 1930-х годов в ОКБ Туполева был создан на тот момент самый большой в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький". Размах крыла составлял 63 м, силовая установка — восемь авиационных двигателей. Самолет, построенный в агитационных целях на средства, собранные населением, мог принять на борт более 70 пассажиров. У него имелись собственная типография, фотолаборатория, внутренняя телефонная станция на 16 абонентов, пневмопочта, киноустановка для демонстрации фильмов на открытом воздухе, библиотека. Звук громкоговорящей бортовой установки летящего АНТ-20 был слышен за 30 км. Для управления воздушным гигантом в конструкции были предусмотрены инновационные в то время сервоприводы. Самолет совершал демонстрационные и агитационные полеты, в одном из которых участвовал французский писатель Сент-Экзюпери, отметивший легкость пилотирования огромной машины.

На самолете АНТ-25 было установлено несколько мировых рекордов дальности беспосадочного перелета — например, знаменитый полет экипажа Валерия Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году, перелет экипажа Михаила Громова по прямому маршруту до Калифорнии. Туполев называл рекордный самолет "сгустком технических новшеств". Для улучшения аэродинамики в нем применили крыло с большим размахом, в 2,5 раза превышающим длину фюзеляжа, и убирающееся шасси. В самолете использовалось всепогодное всесуточное навигационное оборудование. На АНТ-37 (дальнейшем развитии АНТ-25) летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова установили мировой рекорд дальности полета для женского экипажа. 

Скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ) стал самым массовым туполевским самолетом — было построено более 6 800 единиц, включая модификации. Его скорость свыше 500 км/ч была уникальной для середины 1930-х годов — он обгонял истребители тех лет, что позволяло СБ уходить от преследовавшего противника. Бомбардировщик сумел поднять 1 т на высоту 12 246 м, установив мировой рекорд.

В годы Великой Отечественной войны на фронтах воевали 11 типов самолетов и даже глиссирующие (всплывающие на значительную высоту корпуса при движении) скоростные торпедные катера ОКБ Туполева. СБ и ТБ-3 встретили начало войны, приняв на себя удар первых месяцев, а двухмоторный Ту-2 — один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны — участвовал в Берлинской операции, завершившей разгром гитлеровской Германии. 

Реактивная эра

В послевоенный период ОКБ Туполева приступило к созданию реактивных самолетов. Спроектированный туполевцами Ту-16 стал первым околозвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Благодаря удачно выверенной конструкции, за оптимизацией которой Туполев лично следил в ежедневном режиме, получился самолет, поднявшийся в воздух в 1952 году и эксплуатировавшийся советскими и российскими военно-воздушными силами до середины 1990-х годов. Его лицензионный вариант Xian H-6 служит в составе ВВС Китая по сей день. 

Еще один "долгожитель" Туполева — Ту-95, наиболее скоростной и единственный в мире серийный турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец. Об эффективности работы ОКБ говорит тот факт, что чертежи самолета были разработаны всего за восемь месяцев, а еще через полгода машина начала летные испытания. Заложенный в Ту-95 модернизационный потенциал позволяет ему оставаться в строю и в наши дни. 

На базе Ту-95 был построен дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114, на котором, в частности, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев наносил визиты в США. С этим был связан забавный эпизод, показывающий степень инновационности машины: когда Ту-114 прибыл в Соединенные Штаты, принимающая сторона долго не могла найти подходящий пассажирский трап из-за необычно высоких стоек шасси советского лайнера.

Еще один знаменитый туполевский самолет — Ту-104, первый отечественный реактивный пассажирский лайнер. Он положил начало длинной линейке советских гражданских "Туполевых" — Ту-124, Ту-134, Ту-154.

Звезда советского "Аэрофлота"

Ту-154 стал самым массовым отечественным пассажирским реактивным лайнером. На Ту-154 совершил полет едва ли не каждый второй гражданин СССР. Всего же было выпущено более 950 самолетов данного типа, 150 из которых экспортированы в 15 стран. Он послужил основой для экспериментального Ту-155, на котором в середине 1980-х годов исследовалась применимость криогенного топлива в авиации. Демонстратор технологий совершил 70 полетов на сжиженном природном газе и пять — на жидком водороде.

ОКБ Туполева приступило к разработке пассажирского самолета на замену первому реактивному среднемагистральному лайнеру Ту-104 в 1960-х годах. Новый самолет должен был стать быстрее и экономичнее, а главное — перевозить больше пассажиров (до 160 человек).

Первая опытная машина была изготовлена в 1966 году, через два года летчик-испытатель Юрий Сухов поднял ее в небо, доказав успешность конструкторских решений туполевского КБ. В частности, в новом гражданском лайнере впервые в истории советского авиапрома было применено многократное дублирование основных систем двумя резервными. Таким образом возможность потери управления самолетом была сведена к минимуму.

Поначалу Ту-154 использовался только для почтовых перевозок и только в феврале 1972-го совершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Москва — Минеральные Воды. В том же году состоялся и первый международный перелет "тушки" из советской столицы в Прагу.

С 1975 по 1984 год Ту-154 прошел модернизацию, что позволило увеличить взлетный вес до 104 т. Кроме этого, самолет получил новые экономичные двигатели.

Экономичность Ту-154 была достигнута в том числе и за счет превосходной механизации крыла, которая позволяла снизить расход топлива при взлетах и посадках. 

Ту-154 стал самым массовым лайнером СССР и России на магистралях средней дальности. В 1970–1980-е годы отечественный авиапром выпускал до 80 самолетов этой марки в год. Благодаря комфортабельному салону и высокой скорости полета машина быстро приобрела статус народной и находилась в серийном производстве до 2013 года.

Сверхзвуковые "Ту"

В августе 1955 года ОКБ Туполева начало работы над дальним сверхзвуковым бомбардировщиком, который должен был заменить Ту-16. В результате появился Ту-22, первый сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, принятый на вооружение дальней авиации и авиации ВМФ СССР. Его глубоко модернизированный вариант продолжает выполнять задачи в ВКС России.

Изменяемая стреловидность крыла применяется в Ту-160 — самом крупном в истории военной авиации сверхзвуковом самолете и самом тяжелом боевом авиационном комплексе в мире. Размах крыла стратегического ракетоносца составляет 55,7 м, а максимальная боевая нагрузка — 45 т. Первый полет самолет совершил в 1981 году. На Ту-160 установлено 44 официальных мировых рекорда. За изящные обводы боевая машина носит неофициальное название "Белый лебедь", иллюстрируя известное выражение Туполева "хорошо летают только красивые самолеты".

Ракетоносец этого типа принимал участие в боевых действиях — 17 ноября 2015 года он впервые нанес удар крылатыми ракетами по объектам террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). 

Первым в мире серийным сверхзвуковым пассажирским самолетом стал Ту-144 ОКБ Туполева. Его первый полет в декабре 1968 года на два месяца опередил летные испытания франко-британского сверхзвукового лайнера "Конкорд". По оценке ПАО "Туполев", программа создания Ту-144, который был способен почти вдвое превышать скорость звука, стала "крупнейшей и сложнейшей" в истории советского самолетостроения. Она потребовала качественного скачка советской промышленности, освоения целого ряда новых технологий. Были проведены исследования в области аэродинамики, материаловедения, изучены деформации конструкции и кинетический нагрев (обшивка лайнера сильно разогревалась от трения об атмосферу), созданы новые смазочные материалы, станки — в частности, для сварки титановых деталей. 

На страже национальной безопасности

Сегодня "Туполев" — это дивизион стратегической авиации ОАК. Ключевым направлением работы является производство и модернизация самолетов дальней авиации: Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и разработка новых авиационных комплексов.  

По данным ТАСС, в настоящее время ПАО "Туполев" разрабатывает новейший перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) для нужд ВКС России. В конструкции стратегического ракетоносца нового поколения по схеме "летающее крыло" будут широко применяться технологии и материалы, снижающие заметность в радиолокационном диапазоне. Самолет будет способен нести существующие и перспективные стратегические крылатые ракеты, высокоточные авиабомбы, гиперзвуковое оружие, будет оснащаться новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы.

В условиях введения западных санкций в отношении России, отказа европейских стран и США от техобслуживания уже приобретенных зарубежных самолетов и поставок новых Объединенная авиастроительная корпорация значительно увеличивает объемы производства гражданского лайнера Ту-214. Прототип самолета под индексом Ту-204 совершил первый полет в 1989 году, но крупносерийному производству помешал распад СССР и последующее недофинансирование авиастроительной отрасли. В августе 2022 года генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь в интервью ТАСС сообщил, что корпорацией принято решение о наращивании серийного выпуска самолетов Ту-214 до десяти штук в год.

"Мы действительно запускаем в производство партию в 20 машин на ближайшие несколько лет совместно с нашими партнерами по кооперации. Решения об этом приняты. Уже сейчас началось строительство новых машин. В стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии. В цехах ведется изготовление деталей для последующих моделей. Программа предусматривает сдачу первых самолетов в 2023 году", — сказал он. 

Ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев в интервью на телеканале "Россия-1" заявил, что авиакомпания "Аэрофлот" рассматривает самолет Ту-214 в качестве одного из базовых для своего авиапарка.

Модификации Ту-154
Всего существует более десяти модификаций самолета. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлетным весом 98 т. 16 июля 1984 года совершила первый полет его усовершенствованная версия Ту-154М с более экономичными двигателями Д-30КУ (запущена в серию в 1986 году). 

На базе Ту-154 строились летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля "Буран", самолет для программы "Открытое небо" Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156 и др. Несколько пассажирских Ту-154 были переоборудованы в грузовые (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетным весом 104 т.


При подготовке статьи использовались материалы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 




комментарии (0):











Материалы рубрики

Дмитрий Хазанов
ТАСС
Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”
Максим Талавринов, Ксения Набаткина
Известия
Вирусная инспекция: Роспотребнадзор готовит авиакомпании к лихорадке Эбола
Анастасия Львова
Известия
Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения
Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе



Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов
Анатолий Глянцев
Forbes
Испытания в полете: как США запустили к Луне первый за полвека пилотируемый корабль
Александр Левинский
Forbes
Прикрытое небо: можно ли самолетам российских авиакомпаний летать в Турцию
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажиры поменялись местами. Как изменился рейтинг крупнейших российских авиаперевозчиков
Максим Талавринов
Известия
На высший уровень: в аэропортах Москвы ввели режим повышенной угрозы теракта
Екатерина Ершова
Коммерсантъ
В облет Москвы. Региональным аэропортам обновляют инфраструктуру
Анастасия Львова
Известия
Поставили за бортом: авиакомпании в 2022-м недополучат обещанные Superjet
Василий Образцов
MagadanMedia
История Колымы: Аэропорт Сеймчан
Арианна Джонсон
Forbes
Как стартап из Колорадо заключил контракт с NASA за $1 и в 2023 году полетит на Луну
Дмитрий Корнев
Известия
Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики
Василий Кучушев
ТАСС
Стратегический "Медведь". К 70-летию первого полета Ту-95
Мария Шаипова
Известия
Из рук вон: что можно и нельзя брать в ручную кладь

Ростех
"Северный полюс" примет вертолеты Ростеха
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажирам придется быть поукладистее. Избыток вещей при посадке грозит снятием с рейса
Анастасия Николаева
Интерфакс
Исключить из реестра
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Беспилотникам сбивают режим. Участники рынка опасаются полного запрета полетов
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией
Ольга Коленцова
Известия
Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Воздушный истребитель танков: как Николай Поликарпов опередил время
Милена Синева 
ТАСС
Нервная система вертолета: разработчик — о "новой эре в эксплуатации авиационной техники"
Илья Ашуров
Вечерняя Москва
Где российские авиакомпании берут запчасти для самолетов в условиях санкций
Артём Кореняко
РБК
Власти Якутии оценят справедливость продажи своей авиакомпании за рубль
Евгений Гайва, Алена Шадрина
Российская газета
Прямые авиарейсы из России доступны в 31 страну, хотя полгода назад их было 15
Дмитрий Струговец
Известия
NASA не догонит
Екатерина Адамова 
ТАСС
Откуда вода и кислород на МКС? Как НИИхиммаш создает системы для жизни в космосе
Владислав Скобелев
Forbes
Технологическая блокада: смогут ли спутники проекта «Сфера» конкурировать со Starlink
Валерий Воронов, Максим Талавринов
Известия
Атак не пойдет: в РФ усилят защиту энергообъектов от беспилотников
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Истребителем никто не управлял. Пилоты отключились над Иркутском
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Холостые выплаты "Авроры". Счетная палата нашла у компании лишние субсидии
Анна Левинская
РБК
Burger King в 2023 году начнет продажи вина в московском аэропорту Внуково
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Командир S7 уступает кресло. Вместо Татьяны Филевой компанию возглавит ее заместитель
Максим Талавринов
Известия
Крылатая фаза: иностранные авиакомпании вдвое нарастили перевозки в РФ
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Пилоты надышались до катастрофы. Отравление летчиков в воздухе могло стать основной причиной падения истребителя
Виталий Егоров
Forbes
Спутник каждый день: реалистичны ли новые планы "Роскосмоса"
Екатерина Адамова
ТАСС
"Всех новаторских достижений туполевцев не перечесть": ЦАГИ — к 100-летию ОКБ Туполева
Сергей Сергеев
Коммерсантъ
По делу Falcon дошли до колонии-поселения
Мария Недюк
Известия
Мыслью по шлему: ученые создали нейрокаску для управления дронами
Ольга Коленцова
Известия
Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира
Дмитрий Корнев
Известия
Штатная комплектация: для чего США продлевают срок службы 60-летних бомбардировщиков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer