Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира


21 октября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разработали модель буксира для дальнего космоса, с помощью которого можно будет доставлять до 10 т топлива или другой полезной нагрузки на орбиту Луны за несколько дней. Особенность буксира в том, что в основе его конструкции использованы проверенные временем технические решения, то есть построить его относительно быстро и легко. Кроме того, было принято решение упростить систему стыковки — она будет происходить только за счет оборудования корабля. Эксперты считают, что преимущество такого буксира в его высокой скорости, однако предупредили: он может оказаться невостребованным в ближайшее десятилетие. По задумке разработчиков, его основным назначением будет обеспечение 20 тоннами топлива орбитальных станций в лунных пилотируемых миссиях. Но «Марафон» сможет перевозить в космическом пространстве и технические грузы, то есть аппаратуру. Перевозить людей он не будет. Одно из преимуществ нового буксира — то, что в нем используются уже проверенные технологии, поэтому много времени его разработка не займет. — Аппарат состоит из двух частей: корабля многоразового пользования и одноразового танкера, — рассказал «Известиям» магистрант направления «Ракетные комплексы и космонавтика» кафедры «Стартовые комплексы» МАИ Герман Соловьев. — Первый из них как раз и называется «Марафон» — это непосредственно буксир, который один раз выводится на ракете на орбиту и остается там многие годы. Танкер, то есть фактически бочка с топливом, после выполнения своей функции будет утилизирован. Правила стыковки Предполагается, что буксир будет оснащен подвижным механизмом, внутри которого можно разместить грузы. Причем механизм рассчитывают вывести на орбиту в сложенном виде и развернуть уже на ней. Затем на буксир нужно будет доставить груз, который должен транспортировать «Марафон». Еще одна особенность разработки — упрощение и удешевление процесса стыковки буксира с танкером и полезной нагрузкой. Обычно стыковка происходит по так называемому принципу взаимных измерений. Например, корабль «Союз» при стыковке с Международной космической станцией считывают параметры друг друга вплоть до момента контакта. Однако для этого нужны серьезные радиотехнические средства, ставить же их на одноразовый танкер неразумно. Поэтому «Марафон» будет производить стыковку с помощью только собственных односторонних измерений. Он будет сам приближаться к «бочке» и соединяться с ней.

Развернуться на орбите

Для освоения других планет, их спутников и самого космического пространства нужно много аппаратуры и других ресурсов, например, строительных материалов. Для перевозки таких грузов необходимы новые космические корабли. В Московском авиационном институте (МАИ) разработали свою модель буксира для дальнего космоса, которому дали название «Марафон».

— Данная система уже предложена NASA в рамках миссии по возврату марсианского грунта, однако там она строится исключительно на оптических и лазерных средствах, — пояснил Герман Соловьев. — Мы же ориентируемся на радиолокационную систему поиска на самом дальнем участке. На танкере достаточно установить несложный передатчик. На ближнем этапе предусмотрены измерения движения лазером и различными камерами.

До Луны и обратно

По словам разработчиков, «Марафон» можно будет применять для заправки лунного автоматического многоразового аппарата для доставки грузов с орбиты на поверхность Луны. Его программа полета подразумевает дозаправку от станции на орбите.

Сейчас инженеры уже рассчитали траекторию полета, массу буксира, сколько ему понадобится энергии и топлива. На основе этих данных ученые рассмотрели требования к возможной научной аппаратуре на борту — манипуляторам, захватным и стыковочным устройствам, размерам солнечных батарей для питания. В частности, изучена возможность установки радиолокационного комплекса для изучения Луны с ее орбиты.

— Масса топлива в 10 т является достаточной для доставки небольшого груза (например, образцов реголита) с орбиты Луны до Земли, но предельной, — сообщил ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — При таком расстоянии две трети массы космического аппарата занимает именно топливо, то есть сам корабль должен весить не более 5 т.

Плюсы и минусы

Сейчас один из самых известных в России и мире проектов ядерных буксиров — «Зевс». По сравнению с ним у «Марафона» есть свои преимущества и недостатки. Например, для передвижения «Зевсу» требуется в несколько раз меньше топлива, чем «Марафону», который «съедает» за один полет к орбите Луны и обратно около 22 т горючего. Зато и доставлять груз на расстояние в 400 тыс. км (путь до Луны) «Зевс» будет 200 суток, а «Марафон» справится всего за пять.

По словам Натана Эйсмонта, при создании космических аппаратов для дальнего космоса у инженеров всегда стоит дилемма: сделать их более быстрыми, но требующими больше топлива, или более медленными, но менее энергозатратными. Кроме того, есть траектории, следуя по которым, можно добраться от Земли до Луны со значительно меньшими ресурсами благодаря гравитации, но они требуют много времени. Как показывает история развития космоса, люди предпочитают всё же более быстрый путь, хотя он обходится значительно дороже.

Впрочем, у некоторых экспертов есть вопросы к разработке.

— Я пока не вижу четких целей, для которых мог бы понадобиться «Марафон», — поделился руководитель проекта малых космических аппаратов ГК «Геоскан» (компания-участник рынка НТИ «Аэронет») Александр Хохлов. — Учитывая приоритет на включение в Федеральную космическую программу на 2026–2035 годы по пилотируемой космонавтике низкоорбитальной высокоширотной Российской орбитальной станции, очевидно, что планов по доставке грузов и дозаправке лунных комплексов у России до конца 2030-х годов нет.

По словам эксперта, остается открытым и вопрос, как разработчики рассчитывают доставить на орбиту 22 т топлива — ведь Россия не планирует в ближайшее десятилетие разрабатывать сверхтяжелую ракету-носитель, способную вывести на орбиту и буксир, и такой объем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer