Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира


21 октября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разработали модель буксира для дальнего космоса, с помощью которого можно будет доставлять до 10 т топлива или другой полезной нагрузки на орбиту Луны за несколько дней. Особенность буксира в том, что в основе его конструкции использованы проверенные временем технические решения, то есть построить его относительно быстро и легко. Кроме того, было принято решение упростить систему стыковки — она будет происходить только за счет оборудования корабля. Эксперты считают, что преимущество такого буксира в его высокой скорости, однако предупредили: он может оказаться невостребованным в ближайшее десятилетие. По задумке разработчиков, его основным назначением будет обеспечение 20 тоннами топлива орбитальных станций в лунных пилотируемых миссиях. Но «Марафон» сможет перевозить в космическом пространстве и технические грузы, то есть аппаратуру. Перевозить людей он не будет. Одно из преимуществ нового буксира — то, что в нем используются уже проверенные технологии, поэтому много времени его разработка не займет. — Аппарат состоит из двух частей: корабля многоразового пользования и одноразового танкера, — рассказал «Известиям» магистрант направления «Ракетные комплексы и космонавтика» кафедры «Стартовые комплексы» МАИ Герман Соловьев. — Первый из них как раз и называется «Марафон» — это непосредственно буксир, который один раз выводится на ракете на орбиту и остается там многие годы. Танкер, то есть фактически бочка с топливом, после выполнения своей функции будет утилизирован. Правила стыковки Предполагается, что буксир будет оснащен подвижным механизмом, внутри которого можно разместить грузы. Причем механизм рассчитывают вывести на орбиту в сложенном виде и развернуть уже на ней. Затем на буксир нужно будет доставить груз, который должен транспортировать «Марафон». Еще одна особенность разработки — упрощение и удешевление процесса стыковки буксира с танкером и полезной нагрузкой. Обычно стыковка происходит по так называемому принципу взаимных измерений. Например, корабль «Союз» при стыковке с Международной космической станцией считывают параметры друг друга вплоть до момента контакта. Однако для этого нужны серьезные радиотехнические средства, ставить же их на одноразовый танкер неразумно. Поэтому «Марафон» будет производить стыковку с помощью только собственных односторонних измерений. Он будет сам приближаться к «бочке» и соединяться с ней.

Развернуться на орбите

Для освоения других планет, их спутников и самого космического пространства нужно много аппаратуры и других ресурсов, например, строительных материалов. Для перевозки таких грузов необходимы новые космические корабли. В Московском авиационном институте (МАИ) разработали свою модель буксира для дальнего космоса, которому дали название «Марафон».

— Данная система уже предложена NASA в рамках миссии по возврату марсианского грунта, однако там она строится исключительно на оптических и лазерных средствах, — пояснил Герман Соловьев. — Мы же ориентируемся на радиолокационную систему поиска на самом дальнем участке. На танкере достаточно установить несложный передатчик. На ближнем этапе предусмотрены измерения движения лазером и различными камерами.

До Луны и обратно

По словам разработчиков, «Марафон» можно будет применять для заправки лунного автоматического многоразового аппарата для доставки грузов с орбиты на поверхность Луны. Его программа полета подразумевает дозаправку от станции на орбите.

Сейчас инженеры уже рассчитали траекторию полета, массу буксира, сколько ему понадобится энергии и топлива. На основе этих данных ученые рассмотрели требования к возможной научной аппаратуре на борту — манипуляторам, захватным и стыковочным устройствам, размерам солнечных батарей для питания. В частности, изучена возможность установки радиолокационного комплекса для изучения Луны с ее орбиты.

— Масса топлива в 10 т является достаточной для доставки небольшого груза (например, образцов реголита) с орбиты Луны до Земли, но предельной, — сообщил ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — При таком расстоянии две трети массы космического аппарата занимает именно топливо, то есть сам корабль должен весить не более 5 т.

Плюсы и минусы

Сейчас один из самых известных в России и мире проектов ядерных буксиров — «Зевс». По сравнению с ним у «Марафона» есть свои преимущества и недостатки. Например, для передвижения «Зевсу» требуется в несколько раз меньше топлива, чем «Марафону», который «съедает» за один полет к орбите Луны и обратно около 22 т горючего. Зато и доставлять груз на расстояние в 400 тыс. км (путь до Луны) «Зевс» будет 200 суток, а «Марафон» справится всего за пять.

По словам Натана Эйсмонта, при создании космических аппаратов для дальнего космоса у инженеров всегда стоит дилемма: сделать их более быстрыми, но требующими больше топлива, или более медленными, но менее энергозатратными. Кроме того, есть траектории, следуя по которым, можно добраться от Земли до Луны со значительно меньшими ресурсами благодаря гравитации, но они требуют много времени. Как показывает история развития космоса, люди предпочитают всё же более быстрый путь, хотя он обходится значительно дороже.

Впрочем, у некоторых экспертов есть вопросы к разработке.

— Я пока не вижу четких целей, для которых мог бы понадобиться «Марафон», — поделился руководитель проекта малых космических аппаратов ГК «Геоскан» (компания-участник рынка НТИ «Аэронет») Александр Хохлов. — Учитывая приоритет на включение в Федеральную космическую программу на 2026–2035 годы по пилотируемой космонавтике низкоорбитальной высокоширотной Российской орбитальной станции, очевидно, что планов по доставке грузов и дозаправке лунных комплексов у России до конца 2030-х годов нет.

По словам эксперта, остается открытым и вопрос, как разработчики рассчитывают доставить на орбиту 22 т топлива — ведь Россия не планирует в ближайшее десятилетие разрабатывать сверхтяжелую ракету-носитель, способную вывести на орбиту и буксир, и такой объем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer