Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный фонд: расходы авиакомпаний за навигацию могут вырасти на 80 млрд


6 октября 2022 года Максим Талавринов, Анастасия Львова, Известия


У авиакомпаний могут резко вырасти расходы на аэронавигационное обслуживание полетов по России. С 1 ноября российские перевозчики будут платить за эти услуги на 60% больше, а иностранные — на 40%. С 1 апреля 2023-го для тех и других компаний навигационное обслуживание подорожает еще на 10%. В результате затраты перевозчиков в следующем году могут увеличиться почти на 25 млрд рублей, а за три года — на 80 млрд. Решение повысить ставки аэронавигационных сборов принято правительством для поддержки подконтрольной Росавиации Госкорпорации по организации воздушного движения. Ей авиакомпании платят за метеорологическую, радиотехническую и другую необходимую для полета информацию. Эксперты при этом не прогнозируют резкого роста стоимости авиабилетов.

Двойной взлет

Аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве страны может подорожать на рекордные 70% для российских авиакомпаний и на 50% — для иностранных. Это произойдет в два этапа: с 1 ноября будут повышены ставки сборов на 60% для российских перевозчиков и на 40% — для зарубежных (они оплачивают услуги в долларах), а с 1 апреля 2023 года — еще на 10% для тех и других. Такое решение приняло правительство, сообщил источник «Известий», близкий к кабмину.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов, курирующий транспорт в кабмине, поручил ФАС, Минтрансу и Росавиации повысить ставки сборов в конце сентября. «Известия» ознакомились с копией документа. ФАС на портале проектов нормативных актов уже опубликовала проект приказа с двухэтапным повышением ставок сборов за аэронавигацию, до 11 октября он проходит антикоррупционную экспертизу.

В пресс-службе кабмина рекомендовали «Известиям» обратиться с запросом в ФАС. В антимонопольной службе отметили, что документ был разработан во исполнение поручений правительства.

Спасательный круг

Дополнительные расходы российских авиакомпаний в связи с резким подорожанием аэронавигационного обслуживания полетов могут составить 40 млрд рублей до конца 2025 года, а летающих в Россию иностранных перевозчиков — примерно 44 млрд. Это следует из трехлетнего бюджета подконтрольной Росавиации Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), которая является получателем аэронавигационных сборов (документ есть у «Известий»). За ноябрь–декабрь затраты российских перевозчиков на навигацию увеличатся на 0,8 млрд рублей, в 2023-м — на 11 млрд, а в последующие два года допрасходы составят по 14 млрд рублей.

Перевозчики платят ГК по ОрВД за метеорологическую, радиотехническую и другую информацию, необходимую для полета. Для госкорпорации эти сборы — основной источник дохода. С 2020 года он начал падать из-за пандемии COVID-19 и снижения интенсивности полетов в российском воздушном пространстве — на 41 млрд рублей за два года. Тогда предприятие поддерживало свою деятельность за счет ранее накопленной финансовой подушки.

С марта 2022 года произошло сокращение числа международных полетов, в том числе транзитных, приносящих основную выручку. Тогда страны ЕС и присоединившиеся к ним государства ввели запрет на использование их воздушного пространства российскими авиакомпаниями, в ответ РФ ввела зеркальные меры. В результате в 2022 году аэронавигационные доходы упадут еще на 20 млрд рублей, следует из бюджета ГК по ОрВД.

Представитель ФАС объяснил, что повышение ставок поспособствует обеспечению программы поддержки организации, а также сохранению рабочих мест авиадиспетчеров, что позволит обеспечить регулярность и безопасность полетов гражданской авиации.

— Предлагаемая службой индексация подготовлена с учетом антикризисных мер и оптимизации расходов, осуществляемых ГК по ОрВД, а также субсидирования. Решение позволит не допустить кассового разрыва между доходами и расходами предприятия, который был вызван снижением в 2020–2022 годах интенсивности полетов воздушных судов иностранных пользователей в воздушном пространстве РФ, — пояснил представитель ФАС.

Другая мера поддержки госкорпорации — прямые субсидии. В сентябре правительство уже выделило предприятию 15 млрд рублей. Еще по 5 млрд может быть перечислено в октябре и ноябре, а в 2023 году — дополнительно 12 млрд рублей, сообщил «Известиям» источник, близкий к кабмину.

Сдержать рост

В среднем с ноября составляющая расходов авиакомпаний на аэронавигационное обслуживание полетов по России в расчете на одного пассажира увеличится примерно на 60 рублей, сообщил «Известиям» аналитик в крупном перевозчике. При этом стоимость авиабилетов не должна вырасти больше чем на 10–20 рублей, сказал близкий к правительству источник «Известий» со ссылкой на оценку ФАС. Представитель службы не стал комментировать эти цифры.

Повышение ставок сборов с ноября на 60% и далее с апреля 2023 года еще на 10% будет сопоставимо с ростом стоимости перевозки примерно на 2%, указал источник в крупной авиакомпании. Однако, по его словам, российские перевозчики в нынешних условиях, особенно в преддверии низкого сезона, не смогут компенсировать расходы на аэронавигацию за счет увеличения стоимости билетов для пассажиров. В результате подорожание приведет к снижению финансовых показателей авиакомпаний, пояснил он.

— Мы не можем переложить рост расходов на клиентов — платежеспособность низкая. Поэтому они будут компенсироваться за счет прибыли. Если ее не будет, то авиакомпания начнет сокращать рейсы, что приведет к снижению аэронавигационных сборов, — сказал собеседник «Известий» в другом крупном перевозчике.

Доля расходов на аэронавигацию в допандемийные годы составляла порядка 4–5% от операционных расходов авиакомпаний, сейчас она принципиально не изменилась. Соответственно, рост одной этой статьи не приведет к драматическому удорожанию билетов, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

— Вряд ли повышение ставок аэронавигационных сборов даже на 60% приведет к резкому подорожанию стоимости билетов. Авиабилеты дорожают не линейно (поднял сбор — повысились цены), они дорожают там, где есть высокий спрос на полеты, — согласен главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, рост издержек в среднесрочной перспективе в целом ведет к увеличению цены, но с учетом доли сборов в стоимости перевозки это изменение не будет значительным. Эксперт добавил, что сегодня авиакомпании получают существенную государственную поддержку по другим статьям, что в значительной мере позволяет им сдерживать индексацию билетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit



Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer