Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


NASA не догонит


1 ноября 2022 года Дмитрий Струговец, Известия


На днях практически незамеченным для СМИ произошло важное событие, которое определяет перспективы развития российской пилотируемой космонавтики до конца десятилетия. 24 октября премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение о финансировании запусков грузовых и пилотируемых космических кораблей «Прогресс» и «Союз» к Международной космической станции до конца 2027 года. Фактически принято решение об участии «Роскосмоса» в проекте МКС до 2028-го, хотя само постановление правительства о продолжении сотрудничества еще не подписано. Как и у каждого решения, у этой «медали» есть две стороны.

С одной стороны, Россия продолжит идти в пилотируемой космонавтике в фарватере США. Предыдущая администрация «Роскосмоса», опираясь на постановление правительства об участии РФ в проекте МКС до 2024 года, пыталась использовать неопределенность для торгов с США. Снимаете санкции с предприятий «Роскосмоса» — получаете продолжение работы МКС. Не снимаете — мы строим национальную Российскую орбитальную служебную станцию.

Новая администрация «Роскосмоса» решила не торговаться и сразу согласилась с условиями США. Хотя на руках у госкорпорации были серьезные козыри. Первый: США важно оттянуть МКС по срокам «вправо», ибо при администрации Байдена – Харрис интерес к лунному проекту «Артемида» (по возвращению американцев на Луну) пропал практически полностью. И не только потому, что это проект «антидемократа» Трампа, но и потому, что космос не имеет никакой ценности для нынешней Демократической партии США — у них иные приоритеты. Все надежды на «частные космические станции», но те появятся, по планам NASA, «не ранее 2030 года», а по оценке независимых экспертов, вряд ли появятся вообще.

Второй российский козырь — безопасность МКС полностью в руках российской стороны. Только отечественные грузовые корабли «Прогресс» на постоянной основе спасают станцию от столкновений с космическим мусором и поднимают ее орбиту. Да и аккуратно затопить МКС могут только наши специалисты с помощью отечественных кораблей: имеют опыт сведения с орбиты станции «Мир». Без России МКС превращается в 400 т космического мусора, который может упасть в любой точке широтного пояса от 51 градуса северной широты до 51 градуса южной широты. То есть РФ самостоятельно отказывается от козырей в переговорах с США.

NASA же в этой ситуации ничего не теряет: эксплуатирует МКС до момента строительства окололунной станции Gateway или появления на орбите американских коммерческих станций. А там: «Русские, гудбай». Потом, хотя новый глава «Роскосмоса» Юрий Борисов добился частичного возвращения ранее секвестированных средств Федеральной космической программы, они, судя по всему, пойдут на развертывание серийного производства спутников. До принятия в 2025-м новой федеральной программы на 2026–2035 годы деньги на создание новой Российской орбитальной станции взять будет негде. Допустим, что с 2026-го пойдет финансирование и на новую станцию, и на продолжение эксплуатации МКС. Тут получится так, что вам предлагают финансовый план на два «автомобиля»: старенькие «Жигули», все в трещинах и постоянно требующие ремонта, и одновременно оплачивать кредит на новый супернавороченный электрокар, причем только на первоначальный взнос, ибо сам электрокар получите не сразу. А деньги у вас есть только на что-то одно. Понятно, что в ситуации с продлением эксплуатации российского сегмента МКС и необходимостью выполнения политических международных обязательств все средства и человеческие ресурсы будут брошены на латание «дыр» в сегменте РФ (тех же трещин, через которые в сутки станция теряет сотни грамм воздуха) и поддержание его в состоянии искусственной комы.

Отвергнутое же предложение «о завершении участия России в проекте МКС в 2024 году» как раз и подразумевало перераспределение средств с программы МКС на ускорение создания Российской орбитальной станции. Таким образом, можно утверждать, что до 2028 года, а учитывая вечные задержки и в финансировании, и в производстве ракетно-космической техники, и до 2030+ новой космической станции у России не будет.

Отказ от национальной пилотируемой космической программы — это одна сторона медали. Где же вторая? А вот она. Продолжение сотрудничества с США по программе МКС позволяет сохранить единственную ниточку, связывающую Россию с западным миром, что, возможно, в нынешней ситуации перевешивает необходимость развития национальной пилотируемой программы.

Автор — эксперт по космической тематике Дмитрий Струговец

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




комментарии (0):











Материалы рубрики

Дмитрий Хазанов
ТАСС
Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”
Максим Талавринов, Ксения Набаткина
Известия
Вирусная инспекция: Роспотребнадзор готовит авиакомпании к лихорадке Эбола
Анастасия Львова
Известия
Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения
Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе



Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов
Анатолий Глянцев
Forbes
Испытания в полете: как США запустили к Луне первый за полвека пилотируемый корабль
Александр Левинский
Forbes
Прикрытое небо: можно ли самолетам российских авиакомпаний летать в Турцию
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажиры поменялись местами. Как изменился рейтинг крупнейших российских авиаперевозчиков
Максим Талавринов
Известия
На высший уровень: в аэропортах Москвы ввели режим повышенной угрозы теракта
Екатерина Ершова
Коммерсантъ
В облет Москвы. Региональным аэропортам обновляют инфраструктуру
Анастасия Львова
Известия
Поставили за бортом: авиакомпании в 2022-м недополучат обещанные Superjet
Василий Образцов
MagadanMedia
История Колымы: Аэропорт Сеймчан
Арианна Джонсон
Forbes
Как стартап из Колорадо заключил контракт с NASA за $1 и в 2023 году полетит на Луну
Дмитрий Корнев
Известия
Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики
Василий Кучушев
ТАСС
Стратегический "Медведь". К 70-летию первого полета Ту-95
Мария Шаипова
Известия
Из рук вон: что можно и нельзя брать в ручную кладь

Ростех
"Северный полюс" примет вертолеты Ростеха
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажирам придется быть поукладистее. Избыток вещей при посадке грозит снятием с рейса
Анастасия Николаева
Интерфакс
Исключить из реестра
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Беспилотникам сбивают режим. Участники рынка опасаются полного запрета полетов
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией
Ольга Коленцова
Известия
Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Воздушный истребитель танков: как Николай Поликарпов опередил время
Милена Синева 
ТАСС
Нервная система вертолета: разработчик — о "новой эре в эксплуатации авиационной техники"
Илья Ашуров
Вечерняя Москва
Где российские авиакомпании берут запчасти для самолетов в условиях санкций
Артём Кореняко
РБК
Власти Якутии оценят справедливость продажи своей авиакомпании за рубль
Евгений Гайва, Алена Шадрина
Российская газета
Прямые авиарейсы из России доступны в 31 страну, хотя полгода назад их было 15
Дмитрий Струговец
Известия
NASA не догонит
Екатерина Адамова 
ТАСС
Откуда вода и кислород на МКС? Как НИИхиммаш создает системы для жизни в космосе
Владислав Скобелев
Forbes
Технологическая блокада: смогут ли спутники проекта «Сфера» конкурировать со Starlink
Валерий Воронов, Максим Талавринов
Известия
Атак не пойдет: в РФ усилят защиту энергообъектов от беспилотников
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Истребителем никто не управлял. Пилоты отключились над Иркутском
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Холостые выплаты "Авроры". Счетная палата нашла у компании лишние субсидии
Анна Левинская
РБК
Burger King в 2023 году начнет продажи вина в московском аэропорту Внуково
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Командир S7 уступает кресло. Вместо Татьяны Филевой компанию возглавит ее заместитель
Максим Талавринов
Известия
Крылатая фаза: иностранные авиакомпании вдвое нарастили перевозки в РФ
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Пилоты надышались до катастрофы. Отравление летчиков в воздухе могло стать основной причиной падения истребителя
Виталий Егоров
Forbes
Спутник каждый день: реалистичны ли новые планы "Роскосмоса"
Екатерина Адамова
ТАСС
"Всех новаторских достижений туполевцев не перечесть": ЦАГИ — к 100-летию ОКБ Туполева
Сергей Сергеев
Коммерсантъ
По делу Falcon дошли до колонии-поселения
Мария Недюк
Известия
Мыслью по шлему: ученые создали нейрокаску для управления дронами
Ольга Коленцова
Известия
Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира
Дмитрий Корнев
Известия
Штатная комплектация: для чего США продлевают срок службы 60-летних бомбардировщиков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer