← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

NASA не догонит


1 ноября 2022 года Дмитрий Струговец, Известия


На днях практически незамеченным для СМИ произошло важное событие, которое определяет перспективы развития российской пилотируемой космонавтики до конца десятилетия. 24 октября премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение о финансировании запусков грузовых и пилотируемых космических кораблей «Прогресс» и «Союз» к Международной космической станции до конца 2027 года. Фактически принято решение об участии «Роскосмоса» в проекте МКС до 2028-го, хотя само постановление правительства о продолжении сотрудничества еще не подписано. Как и у каждого решения, у этой «медали» есть две стороны.

С одной стороны, Россия продолжит идти в пилотируемой космонавтике в фарватере США. Предыдущая администрация «Роскосмоса», опираясь на постановление правительства об участии РФ в проекте МКС до 2024 года, пыталась использовать неопределенность для торгов с США. Снимаете санкции с предприятий «Роскосмоса» — получаете продолжение работы МКС. Не снимаете — мы строим национальную Российскую орбитальную служебную станцию.

Новая администрация «Роскосмоса» решила не торговаться и сразу согласилась с условиями США. Хотя на руках у госкорпорации были серьезные козыри. Первый: США важно оттянуть МКС по срокам «вправо», ибо при администрации Байдена – Харрис интерес к лунному проекту «Артемида» (по возвращению американцев на Луну) пропал практически полностью. И не только потому, что это проект «антидемократа» Трампа, но и потому, что космос не имеет никакой ценности для нынешней Демократической партии США — у них иные приоритеты. Все надежды на «частные космические станции», но те появятся, по планам NASA, «не ранее 2030 года», а по оценке независимых экспертов, вряд ли появятся вообще.

Второй российский козырь — безопасность МКС полностью в руках российской стороны. Только отечественные грузовые корабли «Прогресс» на постоянной основе спасают станцию от столкновений с космическим мусором и поднимают ее орбиту. Да и аккуратно затопить МКС могут только наши специалисты с помощью отечественных кораблей: имеют опыт сведения с орбиты станции «Мир». Без России МКС превращается в 400 т космического мусора, который может упасть в любой точке широтного пояса от 51 градуса северной широты до 51 градуса южной широты. То есть РФ самостоятельно отказывается от козырей в переговорах с США.

NASA же в этой ситуации ничего не теряет: эксплуатирует МКС до момента строительства окололунной станции Gateway или появления на орбите американских коммерческих станций. А там: «Русские, гудбай». Потом, хотя новый глава «Роскосмоса» Юрий Борисов добился частичного возвращения ранее секвестированных средств Федеральной космической программы, они, судя по всему, пойдут на развертывание серийного производства спутников. До принятия в 2025-м новой федеральной программы на 2026–2035 годы деньги на создание новой Российской орбитальной станции взять будет негде. Допустим, что с 2026-го пойдет финансирование и на новую станцию, и на продолжение эксплуатации МКС. Тут получится так, что вам предлагают финансовый план на два «автомобиля»: старенькие «Жигули», все в трещинах и постоянно требующие ремонта, и одновременно оплачивать кредит на новый супернавороченный электрокар, причем только на первоначальный взнос, ибо сам электрокар получите не сразу. А деньги у вас есть только на что-то одно. Понятно, что в ситуации с продлением эксплуатации российского сегмента МКС и необходимостью выполнения политических международных обязательств все средства и человеческие ресурсы будут брошены на латание «дыр» в сегменте РФ (тех же трещин, через которые в сутки станция теряет сотни грамм воздуха) и поддержание его в состоянии искусственной комы.

Отвергнутое же предложение «о завершении участия России в проекте МКС в 2024 году» как раз и подразумевало перераспределение средств с программы МКС на ускорение создания Российской орбитальной станции. Таким образом, можно утверждать, что до 2028 года, а учитывая вечные задержки и в финансировании, и в производстве ракетно-космической техники, и до 2030+ новой космической станции у России не будет.

Отказ от национальной пилотируемой космической программы — это одна сторона медали. Где же вторая? А вот она. Продолжение сотрудничества с США по программе МКС позволяет сохранить единственную ниточку, связывающую Россию с западным миром, что, возможно, в нынешней ситуации перевешивает необходимость развития национальной пилотируемой программы.

Автор — эксперт по космической тематике Дмитрий Струговец

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2022/11/1/33159/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.