Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратегический "Медведь". К 70-летию первого полета Ту-95


11 ноября 2022 года Василий Кучушев, ТАСС


12 ноября 1952 года в небо впервые поднялся Ту-95 (по классификации НАТО — Bear — "Медведь"). Самый быстрый на планете винтовой самолет и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик, ставший одним из символов холодной войны, до сих пор является одним из ключевых элементов ядерной триады России. Как создавался знаменитый летающий "Медведь" и в чем секрет его долгожительства — в материале ТАСС

Атомный вызов

Основной предпосылкой создания первого советского стратегического бомбардировщика стали события, произошедшие в августе 1945 года, когда США сбросили атомные заряды на Хиросиму и Нагасаки. В Кремле опасались, что американцы могут применить подобное оружие и против СССР, поэтому Сталин решил форсировать создание отечественной ядерной бомбы, работы над которой уже велись в то время под руководством физика Игоря Курчатова. Одновременно в Союзе начались работы над созданием самолета, который смог бы доставить заряд на территорию потенциального противника.

Создать новую машину поручили конструктору Андрею Туполеву — главному специалисту в области тяжелых бомбардировщиков. За основу для будущего самолета дальней авиации Сталин поручил взять американский B-29, с которого и были сброшены ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. 

Так появился Ту-4, совершивший первый полет весной 1947 года. Позднее этот поршневой стратегический бомбардировщик был принят на вооружение, но межконтинентальным "стратегом" так и не стал. Максимальной дальностью полета Ту-4 были 5 100 км, и до Америки он бы попросту не долетел. 

Следующий самолет Туполева, выпущенный в 1951 году под индексом 85? мог преодолеть уже 12 тыс. км, однако к тому времени на вооружении ВВС США уже появились реактивные истребители-перехватчики, для которых поршневой гигант был бы легкой мишенью.     
В итоге были разработаны новые требования: первый советский межконтинентальный бомбардировщик должен летать с максимальной скоростью 900–950 км/ч, брать на борт до 20 т заряда и преодолевать не менее 14–15 тыс. км на высоте 13–14 тыс. м.

Рождение "Медведя"

Для создания будущей грозы НАТО и одного из ключевых элементов отечественной ядерной триады в ОКБ Туполева решили применить новую аэродинамическую схему, внедрить мощную и легкую силовую установку, которая, кроме всего прочего, обеспечивала бы и низкий расход топлива. 

Предварительные проработки будущей машины начались весной 1950 года. За исключением стреловидного крыла, компоновка фюзеляжа была заимствована у Ту-85. Силовую установку туполевцы видели сразу в нескольких вариантах с различными типами турбореактивных и турбовинтовых двигателей (ТРД и ТВД). В итоге решено было установить на будущего "стратега" четыре ТВД мощностью 12 тыс. э.л.с. (эквивалентных лошадиных сил).

Одним из главных туполевских ноу-хау, использованных в создании двигателей Ту-95, стал уникальный планетарный редуктор и винт с чрезвычайно высоким КПД на всех режимах работы силовой установки. Это техническое решение легендарного конструктора остается непревзойденным в мире винтовых самолетов и по сей день.

В сентябре 1952 года ОКБ Туполева доложило советскому руководству о готовности первой опытной машины с индексом 95. Основными задачами инженеров на этом этапе была проверка успешности выбранной концепции межконтинентального стратегического бомбардировщика, а также испытание всех его систем и оборудования в условиях реального полета. На роль летчика-испытателя первого отечественного "стратега" назначили Алексея Перелета — одного из самых опытных пилотов ОКБ Туполева. В начале Великой Отечественной войны Перелет готовил военных летчиков в Балашовской, а затем в Омской военных авиационных школах. С 1943 года испытывал машины Туполева, подняв в небо около десяти опытных самолетов, включая Ту-95. 

Первые полеты и работа над ошибками

12 ноября 1952 года Алексей Перелет впервые поднял "Медведя" в небо. Полет продолжался 50 мин. и проходил на высоте около 1 км, после чего машина c маркировкой "95-1" благополучно приземлилась на аэродроме в подмосковном Жуковском. 

В следующие полгода Алексей Перелет успел выполнить еще 16 успешных полетов на стратегическом бомбардировщике. Во время 17-го случилась катастрофа, стоившая жизни трем членам экипажа.

11 мая 1953 года Перелет доложил на землю о возгорании в одном из двигателей. Пожар быстро распространился на фюзеляж самолета, и машина потеряла управление. Понимая, что катастрофы не миновать, Алексей Перелет приказал остальным членам экипажа покинуть машину, а сам остался за штурвалом и увел горящего "Медведя" подальше от жилых кварталов (в тот момент полет проходил над Ногинском). В итоге спастись удалось четверым летчикам, трое, включая командира воздушного судна Алексея Перелета, погибли. 

Авария, произошедшая из-за отказа двигателя, едва не поставила крест на проекте инженеров Туполева. Руководство страны требовало отстранить от работы главного конструктора Ту-95 Николая Кузнецова, но Туполеву впоследствии все же удалось его отстоять. Вскоре ошибки, допущенные при строительстве силовой установки, были исправлены и 16 февраля 1955 года в небо поднялся Ту-95М (модернизированный), который затем был принят на вооружение советских ВВС. 

Первый советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик получил самое современное на то время оборудование: радиосистемы дальней навигации, магнитный и астрономический компасы, а также систему посадки "вслепую" и специальный радиолокационный прицел "Рубидий", который позволял с высокой точностью сбрасывать бомбы даже в густых облаках и в полной темноте. Кроме этого, на Ту-95М была установлена система воздушной аэросъемки. На более поздних модификациях "Медведя" появилась модернизированная система управления, которая помогала пилотам в аварийных режимах, например при отказе одного из двигателей.       

Основным вооружением первых Ту-95 была ракета Х-20 класса "воздух — поверхность". Боеприпас с ядерным зарядом, принятый на вооружение в начале 1960-х, мог поражать цели на расстоянии до 600 км и наводился на цель по лучу радара. Более поздние модификации получили ракеты типа Х-55 с дальностью полета до 2,5 тыс. км. Кроме этого, ракетоносцы могут брать на подвеску, расположенную под фюзеляжем, два контейнера для малокалиберных бомб.

"Медведь" с царь-бомбой

За несколько десятилетий на базе Ту-95 было выпущено более 20 различных модификаций бомбардировщика. Среди них пассажирские самолеты Ту-114 и Ту-116, дальний противолодочный самолет Ту-142, а также летающая лаборатория с ядерными установками Ту-119. 

В 1961 году Ту-95В был выбран в качестве носителя советской термоядерной бомбы, которая была сброшена с самолета в районе одного из островов архипелага Новая Земля. Последствия этого взрыва оказались настолько разрушительными, что дальнейшие испытания решено было свернуть. 

"У него чертовски мощный удар"

Сегодня Ту-95 — одна из самых узнаваемых и уважаемых боевых машин в мире. Российскому "Медведю" принадлежит свыше 50 мировых рекордов, в частности мировой рекорд скорости для винтовых самолетов — 945 км/ч и рекорд беспосадочного полета для серийных самолетов — 30 тыс. км. 

Впервые свои боевые качества Ту-95МС продемонстрировал в Сирии в 2015 году, нанеся ракетно-бомбовый удар по позициям террористов "Исламского государства" (террористическая организация, запрещена в РФ). Применение "Медведя" против игиловцев доказало, что Ту-95 может использоваться не только для ядерного сдерживания, но и как эффективное оружие для современных локальных конфликтов.

В том же году известный американский военный эксперт и журналист Пол Хьюард на страницах издания The National Interest опубликовал статью под названием "Взрыв России из прошлого: берегитесь стратегического бомбардировщика Ту-95 "Медведь". 

"У него (Ту-95 — прим. ТАСС) чертовски мощный удар. Поскольку он был разработан для перевозки ядерных гравитационных бомб 1950-х годов, то имеет большой бомбоотсек и достаточно места на крыльях для размещения нового оружия", — отметил Хьюард в своем материале о знаменитом российском самолете.

Летно-технические характеристики Ту-95М

длина — 46,17 м 
высота — 12,5 м 
размах крыла — 50,04 м 
максимальная взлетная масса — 182 т 
максимальная скорость — 880 км/ч 
дальность полета — 14 960 км
оборонительное вооружение — шесть 23-миллиметровых пушек АМ-23
бомбовая нагрузка — 12 т 
экипаж — девять человек 




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer