Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики


13 ноября 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


В первых числах ноября этого года над Норвежским морем силы специальных операций США демонстративно провели испытания новейшей американской ракетной системы Rapid Dragon («Быстрый дракон»). Она предназначена для запуска по наземным целям крылатых ракет AGM-158 JASSM с обычных военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III или C-130J Hercules. В том, на что способен такой комплекс и есть ли у России возможность ответа на этот проект, — разбирались «Известия».

Крылатый оборотень

США удалось впервые успешно испытать ракетную систему класса «воздух–земля» с высокоточными крылатыми ракетами, которая может применяться буквально с любого военно-транспортного самолета, оборудованного для десантирования универсальных контейнеров. Причем разработана она была всего за 24 месяца: с декабря 2019-го по декабрь 2021 года. По заказу американских военных ее создала компания Lockheed Martin при непосредственном участии научно-исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory).

Как это работает? Крылатые ракеты погружаются в специальный контейнер — сразу по четыре, шесть или девять единиц в один. Он оборудован парашютом и несложной электроникой. Контейнеры грузят в транспортный самолет, который отправляется к границам потенциального противника. При выходе на рубеж пуска боеприпасы получают сигнал на включение своей «умной» начинки и автоматически понимают, где они находятся. Благодаря спутниковой системе навигации каждый самостоятельно определяет свои координаты и начинает отслеживать их изменения.

Далее в системы наведения ракет вводятся координаты и данные целей. Самолет открывает свою десантную рампу и сбрасывает контейнеры с ракетами. У каждого контейнера раскрывается парашют. Затем начинается самое главное — ракеты по очереди «выпадают» из контейнера. После нескольких мгновений вертикального падения у них раскрываются крылья, ракета запускает двигатель и переходит в горизонтальный полет к намеченной цели.

Заявляется, что один транспортный самолет среднего класса С-130 может доставить 20 ракет, а более грузоподъемный C-17 — 60–70 штук. До момента пуска он не будет ничем отличаться от обычного транспортника. Что могут сделать 60 ракет-«невидимок» JASSM? Их достаточно, чтобы прорвать даже сильную систему противовоздушной обороны и поразить 20–30 целей.

Что из себя представляет крылатая ракета типа JASSM? В базовой версии AGM-158А с массой около 1000 кг ракета с обычной неядерной боевой частью может пролететь до 370 км. В системе Rapid Dragon используется более современная модификация AGM-158В JASSM-ER с дальностью действия уже в 1000 км.

Через пару лет планируется завершить испытания новой модели — JASSM-XR (Extra Range). При увеличенных габаритах и массе она будет способна поражать цели на дальности до 1900 км.

Особенность всех ракет семейства JASSM в том, что они выполнены с максимальным соблюдением канонов радиолокационной незаметности и обладают высокоточной системой наведения. Она сочетает в себе наведение по координатам с использованием автономной инерциальной системы управления и спутниковой навигационной, а также инфракрасной системы наведения. Такая комбинация в теории позволяет отслеживать даже перемещающиеся цели.

Это уже достаточно массовая ракета, которая может применяться практически любыми ударными самолетами: F-16, F-15, F-35, B-1B, а также стратегическими бомбардировщиками B-2 и B-52H. Более 2000 ракет JASSM разных модификаций находится в распоряжении ВВС США. Проникающая боевая часть JASSM массой 450 кг позволяла этим ракетам уничтожать одним попаданием углубленные под землю бетонированные бункеры руководителей Исламского Государства (запрещенная в России террористическая организация). Конечно, такие характеристики превращают систему Rapid Dragon в крайне опасный комплекс вооружения.

Возможная необходимость

Долгое время из-за своих характеристик JASSM имел мало конкурентов за рубежом. Но представленная несколько месяцев назад российская ракета Х-69 по своей сути является аналогом американского боеприпаса. Она также может применяться массированно. Система управления наверняка позволяет переводить ракету в состояние управляемого полета из свободного падения. Здесь нет ничего нового для ракетчиков. Остается только решить вопрос с «контейнеризацией», а парк военно-транспортной авиации у российских военных также обширен. Поэтому вопрос лишь в целесообразности ответных мер и создания такого комплекса. Технических преград для этого нет.

У отечественных создателей систем ракетного вооружения есть богатый опыт разработки авиационно-ракетных комплексов со сбросом с транспортных самолетов. В 1970 году была начата проработка проекта размещения компактных баллистических ракет для подводных лодок Р-27 на специально переоборудованных самолетах-носителях авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р «Антей». Каждый такой самолет-носитель должен был запускать четыре баллистические ракеты с мегатонными термоядерными зарядами на дальность до 2500 км. Проект так и остался на бумаге, но если бы была такая военная необходимость, нет сомнений, что его можно было реализовать.

В 1980-е годы Государственный ракетный центр имени Макеева в Миассе прорабатывал проект «МАРК» по созданию комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой Р-29РМ и самолетом-носителем Ан-124 «Руслан». С использованием наработок этого проекта в конце 1980 – начале 1990-х годов шли активные работы по гражданскому космическому проекту «Воздушный старт». Фактически в позднем СССР была отработана технология размещения компактных межконтинентальных баллистических ракет на самолетах транспортной авиации с возможностью прицельного применения.

Если уж в СССР научились запускать с самолетов достаточно тяжелые баллистические ракеты, то реализовать подобные технологии на современном уровне развития систем наведения и электроники для актуальных крылатых ракет воздушного пуска проблем нет. Нужна только всесторонняя оценка необходимости такого проекта, постановка задачи и приказ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer