Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики


13 ноября 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


В первых числах ноября этого года над Норвежским морем силы специальных операций США демонстративно провели испытания новейшей американской ракетной системы Rapid Dragon («Быстрый дракон»). Она предназначена для запуска по наземным целям крылатых ракет AGM-158 JASSM с обычных военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III или C-130J Hercules. В том, на что способен такой комплекс и есть ли у России возможность ответа на этот проект, — разбирались «Известия».

Крылатый оборотень

США удалось впервые успешно испытать ракетную систему класса «воздух–земля» с высокоточными крылатыми ракетами, которая может применяться буквально с любого военно-транспортного самолета, оборудованного для десантирования универсальных контейнеров. Причем разработана она была всего за 24 месяца: с декабря 2019-го по декабрь 2021 года. По заказу американских военных ее создала компания Lockheed Martin при непосредственном участии научно-исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory).

Как это работает? Крылатые ракеты погружаются в специальный контейнер — сразу по четыре, шесть или девять единиц в один. Он оборудован парашютом и несложной электроникой. Контейнеры грузят в транспортный самолет, который отправляется к границам потенциального противника. При выходе на рубеж пуска боеприпасы получают сигнал на включение своей «умной» начинки и автоматически понимают, где они находятся. Благодаря спутниковой системе навигации каждый самостоятельно определяет свои координаты и начинает отслеживать их изменения.

Далее в системы наведения ракет вводятся координаты и данные целей. Самолет открывает свою десантную рампу и сбрасывает контейнеры с ракетами. У каждого контейнера раскрывается парашют. Затем начинается самое главное — ракеты по очереди «выпадают» из контейнера. После нескольких мгновений вертикального падения у них раскрываются крылья, ракета запускает двигатель и переходит в горизонтальный полет к намеченной цели.

Заявляется, что один транспортный самолет среднего класса С-130 может доставить 20 ракет, а более грузоподъемный C-17 — 60–70 штук. До момента пуска он не будет ничем отличаться от обычного транспортника. Что могут сделать 60 ракет-«невидимок» JASSM? Их достаточно, чтобы прорвать даже сильную систему противовоздушной обороны и поразить 20–30 целей.

Что из себя представляет крылатая ракета типа JASSM? В базовой версии AGM-158А с массой около 1000 кг ракета с обычной неядерной боевой частью может пролететь до 370 км. В системе Rapid Dragon используется более современная модификация AGM-158В JASSM-ER с дальностью действия уже в 1000 км.

Через пару лет планируется завершить испытания новой модели — JASSM-XR (Extra Range). При увеличенных габаритах и массе она будет способна поражать цели на дальности до 1900 км.

Особенность всех ракет семейства JASSM в том, что они выполнены с максимальным соблюдением канонов радиолокационной незаметности и обладают высокоточной системой наведения. Она сочетает в себе наведение по координатам с использованием автономной инерциальной системы управления и спутниковой навигационной, а также инфракрасной системы наведения. Такая комбинация в теории позволяет отслеживать даже перемещающиеся цели.

Это уже достаточно массовая ракета, которая может применяться практически любыми ударными самолетами: F-16, F-15, F-35, B-1B, а также стратегическими бомбардировщиками B-2 и B-52H. Более 2000 ракет JASSM разных модификаций находится в распоряжении ВВС США. Проникающая боевая часть JASSM массой 450 кг позволяла этим ракетам уничтожать одним попаданием углубленные под землю бетонированные бункеры руководителей Исламского Государства (запрещенная в России террористическая организация). Конечно, такие характеристики превращают систему Rapid Dragon в крайне опасный комплекс вооружения.

Возможная необходимость

Долгое время из-за своих характеристик JASSM имел мало конкурентов за рубежом. Но представленная несколько месяцев назад российская ракета Х-69 по своей сути является аналогом американского боеприпаса. Она также может применяться массированно. Система управления наверняка позволяет переводить ракету в состояние управляемого полета из свободного падения. Здесь нет ничего нового для ракетчиков. Остается только решить вопрос с «контейнеризацией», а парк военно-транспортной авиации у российских военных также обширен. Поэтому вопрос лишь в целесообразности ответных мер и создания такого комплекса. Технических преград для этого нет.

У отечественных создателей систем ракетного вооружения есть богатый опыт разработки авиационно-ракетных комплексов со сбросом с транспортных самолетов. В 1970 году была начата проработка проекта размещения компактных баллистических ракет для подводных лодок Р-27 на специально переоборудованных самолетах-носителях авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р «Антей». Каждый такой самолет-носитель должен был запускать четыре баллистические ракеты с мегатонными термоядерными зарядами на дальность до 2500 км. Проект так и остался на бумаге, но если бы была такая военная необходимость, нет сомнений, что его можно было реализовать.

В 1980-е годы Государственный ракетный центр имени Макеева в Миассе прорабатывал проект «МАРК» по созданию комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой Р-29РМ и самолетом-носителем Ан-124 «Руслан». С использованием наработок этого проекта в конце 1980 – начале 1990-х годов шли активные работы по гражданскому космическому проекту «Воздушный старт». Фактически в позднем СССР была отработана технология размещения компактных межконтинентальных баллистических ракет на самолетах транспортной авиации с возможностью прицельного применения.

Если уж в СССР научились запускать с самолетов достаточно тяжелые баллистические ракеты, то реализовать подобные технологии на современном уровне развития систем наведения и электроники для актуальных крылатых ракет воздушного пуска проблем нет. Нужна только всесторонняя оценка необходимости такого проекта, постановка задачи и приказ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer