← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Прикрытое небо: можно ли самолетам российских авиакомпаний летать в Турцию


16 ноября 2022 года Александр Левинский, Forbes


Власти Турции с ноября запретили пролеты через свое воздушное пространство самолетам с двойной регистрацией. Из-за введенных против России санкций запрет мог коснуться многих российских самолетов. Однако, как выяснил Forbes, авиакомпании успели подготовиться, резкого сокращения рейсов или роста цен на билеты ждать не стоит

Запрет предвидели

Турция с 1 ноября запретила летать через свое воздушное пространство российским самолетам с двойной регистрацией, то есть зарегистрированным в двух юрисдикциях, например в России и на Бермудских островах или в Ирландии.

Через несколько дней был опубликован комментарий генерального директора туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной. Она рассказала, что теперь российским самолетам, которые летят, например, в Египет, приходится облетать Турцию, из-за чего продолжительность полета выросла на 20–30 минут. Впрочем, на цену туров это не повлияло.

Объяснение вызвало вопросы у пассажиров, собирающихся в Турцию, — они вспомнили резкий скачок цен после объявления частичной мобилизации, когда перелет в одну сторону дорожал в течение дня несколько раз. Как в конце сентября объясняли Forbes туроператоры, Турция была безусловным лидером продаж — на нее приходилось 64% от всех проданных за рубеж туров, Египет — 21%, ОАЭ — 7%. По состоянию на 15 ноября стоимость билета Москва-Стамбул в экономклассе на 30 ноября на сайтах-агрегаторах начиналась с 11 060 рублей. 

Подгорная из Pegas Touristik уверена, что в этот раз проблем с полетами в Турцию не будет. Ситуацию с запретом пролета через воздушное пространство этой страны предвидели, и российские перевозчики поставили на эти маршруты только те самолеты, которые находятся во владении отечественных компаний и зарегистрированы в российском реестре, рассказала она Forbes.

Дмитрий Горин, председатель совета директоров  холдинга «Випсервис», одного из крупнейших российских консолидаторов по продаже авиа- и железнодорожных билетов, подтверждает: «Мы теперь летаем в Турцию и в другие страны, как правило, на самолетах с единственной регистрацией. А наш авиафлот [импортных самолетов], который и выкуплен, и застрахован, и находится [только] в российской регистрации за последние шесть месяцев увеличился в три раза... Та часть самолетов, которая имеет двойную регистрацию, выполняет рейсы или по безопасным маршрутам и странам, или внутри России».

Источник Forbes в Росавиации заверил, что летающие в Турцию российские воздушные суда иностранного производства имеют только отечественную регистрацию. Пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов подтвердил, что национальный перевозчик летает «в Турцию и Египет на самолетах с российской регистрацией». При этом он подчеркнул: «Чтобы летать в Турцию или Египет, самолеты должны быть [окончательно] выведены из Бермудской регистрации. Те борта, которые [у нас] летают в Турцию и Египет, выведены и находятся исключительно в российском реестре».

Бермудская проблема

В мае Китай закрыл свое воздушное пространство для импортных самолетов российских воздушных компаний, зарегистрированных в двух юрисдикциях. Их эксплуатанты, отечественные авиакомпании, не смогли доказать, что эти воздушные суда не только включены в российский реестр, но и официально сняты с иностранной регистрации.

Forbes рассказывал о том, что 15 июня входящая в структуру ООН Международная организация гражданской авиации ICAO выпустила специальный закрытый бюллетень по поводу российских воздушных судов. Суть документа в том, что российские самолеты зарегистрированы в реестрах нескольких стран, поэтому возникала проблема с действительностью лицензий на их радиооборудование и сертификаты летной годности.

По словам официального представителя ICAO Энтони Филбина, организация усмотрела здесь нарушение Чикагской конвенции в том, что воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве. После начала «спецоперации»* на Украине и введения против России западных санкций управление гражданской авиации, например, Бермудских островов, где было зарегистрировано 745 самолетов, приостановило сертификаты их летной годности. Приостановила отношения и Ирландия — другая страна массовой регистрации российских воздушных судов. После этого Россия перевела свои самолеты в отечественную регистрацию, и регистраций оказалось две — западная и российская.

В апреле министр транспорта Виталий Савельев рассказывал, что в России «сформирован пул, 193 машины, из которых 148 — SSJ (Sukhoi Superjet), а остальные — это иностранные машины, которые <...> являются собственностью наших авиакомпаний, зарегистрированы в российском реестре изначально, и мы считаем, что на эти 193 машины мы можем рассчитывать [в полетах за рубеж]».

В сентябре российские авиакомпании «дебермудизировали» 87 самолетов иностранного производства, сообщал в письме перевозчикам исполняющий обязанности директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Дмитрий Степанко. К этому времени Utair сняла с регистрации на Бермудах 27 импортных самолетов, «Аэрофлот» — 17, «дочка» «Аэрофлота», «Россия», — 5, S7 Airlines — 6, «Ямал» — 3, Red Wings — 3, Azur Air — 3, региональный «ЮВТ Аэро» — 7, бизнес-оператор «Русджет» — 3. 

По состоянию на конец сентября 1218 из 1288 самолетов российских авиакомпаний были зарегистрированы в отечественном реестре, докладывал замминистра транспорта Игорь Чалик. Сколько из них все еще входят одновременно в бермудский и ирландский реестры, чиновник не сообщил.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2022/11/16/33186/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.