Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Испытания в полете: как США запустили к Луне первый за полвека пилотируемый корабль


16 ноября 2022 года Анатолий Глянцев, Forbes


Запуск «Артемиды I» ознаменовал возвращение Соединенных Штатов к освоению Луны. Уже первая миссия устанавливает несколько исторических рекордов. Планы NASA на редкость амбициозны, но осуществить их будет непросто как по техническим, так и по финансовым причинам, считает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев

В среду, 16 ноября, стартовала «Артемида I» (Artemis I) — первая миссия новой лунной программы США. Ракета-носитель SLS отправила к Луне пилотируемый корабль «Орион» (Orion), правда, пока без экипажа. Кораблю предстоит облететь Луну и вернуться на Землю.

Программа полета предусматривает, что на шестой день миссии, 21 ноября, «Орион» пройдет в 100 км над поверхностью Луны. Гравитация нашего спутника изменит траекторию корабля, и 25 ноября он выйдет на ретроградную окололунную орбиту. Эта орбита называется ретроградной, потому что аппарат будет обращаться вокруг Луны не в ту же сторону, что Луна вокруг Земли, а в противоположную. На этой орбите он пробудет несколько дней, чтобы датчики собрали информацию о работе всех систем корабля. Самую удаленную точку траектории — 480 000 км от Земли — аппарат пройдет 28 ноября. Тем самым «Орион» отберет у «Аполлона-13» звание пилотируемого корабля, сильнее всех удалявшегося от нашей планеты, перекрыв его рекорд на 80 000 км. Корабль покинет ретроградную орбиту 1 декабря, а через четыре дня, во второй и последний раз, пройдет над лунной поверхностью. Гравитационный пинок Луны направит его к Земле, куда он вернется 11 декабря, на 26-й день миссии. Тем самым «Орион» еще и побьет рекорд по сроку пребывания в космосе пилотируемого корабля без стыковки с орбитальной станцией. Аппарат приводнится в Тихом океане, после чего его выловят из воды и тщательно исследуют на предмет повреждений.

Космический корабль несет на борту десять кубсатов. Это миниатюрные и сравнительно недорогие аппараты, каждый объемом порядка литра. Их назначение различно: от исследования Луны с орбиты до регистрации космических частиц. «Орион» выпустит кубсаты в свободный полет тремя порциями: дважды на пути к Луне и один раз уже в районе Селены.

Три манекена на борту «Ориона» имитируют экипаж. Внутренние отсеки корабля оснащены счетчиками радиации и другими приборами. С их помощью эксперты хотят изучить условия внутри летящего к Луне аппарата, прежде чем отправлять в нем людей.

Кстати, о людях. «Артемида I» — генеральная репетиция намеченной на 2024 год миссии Artemis II: облета Луны с экипажем на борту. Еще через год должна состояться посадка астронавтов на Луну (миссия Artemis III). Разумеется, этот график может быть соблюден, лишь если у первой «Артемиды» все пройдет без сучка и задоринки. 

Что ново под Луной

В рамках «Артемиды I» испытываются сразу три сложные системы: ракета-носитель SLS, корабль «Орион» и европейский служебный модуль. Для успеха миссии все они должны сработать безупречно и согласованно. Изрядная доля риска уже позади: ракета-носитель успешно вывела аппарат в космос.

Под незамысловатым названием «Система космических запусков» (Space Launch System или SLS) скрывается примечательная во многих отношениях ракета. Она самая грузоподъемная из всех ныне эксплуатирующихся. SLS способна доставить на низкую околоземную орбиту 95 т полезной нагрузки, а на Луну — 26 т (в дальнейшем планируется довести этот показатель до 45 т). Больше было разве что у «Сатурна V» — рабочей лошадки программы «Аполлон», ушедшей в историю вместе с этой программой. Но даже с поправкой на масштабы ракета баснословно дорогая. По недавним оценкам, каждый запуск по программе «Артемида» будет стоить более $4 млрд без учета затрат на разработку.

Сегодняшний старт стал первым космическим запуском SLS. Он несколько раз переносился. Проект ракеты был презентован еще в 2012 году. Тогда первый пуск намечали на 2017-й, а стоимость запуска оценивалась в $500 млн. Но, как часто бывает в космической отрасли, вышло дольше и дороже.  И даже на финишной прямой проект преследовали неудачи. В апреле этого года ракету увезли на ремонт прямо со стартового стола. Запуск перенесли на август, потом на сентябрь, но и тогда он не состоялся. При этом некоторые эксперты называют SLS неудачно спроектированной и принципиально ненадежной. Какова ее реальная надежность, покажет лишь время. Но, по крайней мере, первый блин не вышел комом.

Крещение огнем

Корабль «Орион» тоже нельзя назвать хорошо обкатанным. Он совершил лишь один испытательный полет (в 2014 году), и то на низкую околоземную орбиту. На пути к Луне и обратно он попадет в условия, в которых он еще никогда не бывал. Например, пересечет радиационные пояса Земли. Они могут повредить электронику, если окажется, что она недостаточно защищена от потока заряженных частиц. Кроме того, «Орион» окажется вне досягаемости телекоммуникационных спутников и будет вынужден встроиться в специальную систему, поддерживающую связь с межпланетными зондами.

Но, пожалуй, самым серьезным испытанием для корабля станет возвращение на Землю. Аппарат войдет в атмосферу со скоростью 11 км/с, такова плата за рейс к Луне. Сопротивление воздуха замедлит его более чем вдесятеро, прежде чем сработает парашютная система. Трение о воздух разогреет обшивку до 2800 градусов Цельсия. На Земле просто нет экспериментальных установок, которые могли бы воспроизвести для «Ориона» подобное «крещение огнем».

Еще одна не обкатанная новинка — европейский служебный модуль (European Service Module или ESM). Он фактически повезет «Орион» на себе до Луны и обратно, отделившись лишь перед входом в атмосферу Земли. Двигатели ESM будут обеспечивать корабль тягой, солнечные батареи — электричеством. В миссиях с экипажем ESM также обеспечит астронавтов воздухом и водой. Прототипом служебного модуля послужил космический грузовик ATV, пять раз летавший к МКС. Однако, во-первых, ESM — это не совсем ATV, а во-вторых, даже ATV никогда не летал дальше низкой околоземной орбиты.

Дорогое удовольствие

Программа «Артемида» — масштабный и дорогостоящий проект. По данным недавнего аудита, уже в 2025 году суммарные расходы с начала программы составят $93 млрд. Для сравнения: программа «Аполлон» обошлась в $110 млрд в ценах 2010 года. Притом что последняя включала три облета Луны с экипажем (включая нештатный облет «Аполлоном-13») и шесть высадок на Луну, не считая испытаний на околоземной орбите. А ведь создатели «Сатурнов» и «Аполлонов» были первопроходцами: до них к нашему спутнику летали лишь сравнительно небольшие необитаемые зонды. И, наконец, технологии 1960-х годов были весьма примитивны по нынешним меркам.

Почему полеты на Луну так сильно подорожали — тема для тщательного исследования. Но наверняка не последнюю роль в этом сыграли аппетиты подрядчиков и субподрядчиков.

На «Артемиду» работает целая плеяда компаний, сделавших себе имя в космической отрасли. Основной подрядчик в разработке и изготовлении ракеты SLS — Boeing, а корабля «Орион» — Lockheed Martin. Твердотопливные ускорители, обеспечивающие почти 80% начальной тяги, создает Northrop Grumman. Свой вклад в разработку «Артемиды I» внесли также Aerojet Rocketdyne и Jacobs. Вышеперечисленные компании сотрудничают более чем с 3200 поставщиками. Европейский сервисный модуль — зона ответственности Airbus. А контракт на создание посадочного модуля, в котором экипаж «Артемиды III» опустится на поверхность Луны, выиграла SpaceX (компания Blue Origin пыталась оспорить это решение в суде).

Между тем высадка на Луну в 2025 году должна стать лишь началом. В планах NASA значатся окололунная орбитальная станция и обитаемая база на поверхности Луны. Все это может стать реальностью, если не подведет техника, финансирование не будет урезано, а очередная администрация Белого дома не пересмотрит космическую программу. Вряд ли можно за все это поручиться в условиях мировой экономической турбулентности, особенно если расходы и дальше будут кратно превышать первоначальные сметы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer