Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B


18 ноября 2022 года Михаил Котов, ТАСС


Вот уже шестой раз побывал в космосе и вернулся на Землю один из самых засекреченных космических аппаратов — американский космоплан Boeing X-37B. Первый его полет продолжался чуть более 200 суток, но все остальные гораздо дольше — от 400 до 900 дней пребывания на орбите. При этом конкретной информации о том, чем он там занимался, в открытом доступе крайне мало.

Был гражданский, стал военный

Известно, что изначально X-37 и X-40 (демонстратор полета и посадки) числились в проекте NASA по созданию небольшой орбитальной платформы в космосе для проведения экспериментов. При этом X-40 был всего около 6 м в длину и использовался только для атмосферных тестов. Размер X-37 — 9 м в длину и 4,5 м в ширину, чтобы он мог войти в грузовой отсек Shuttle — предполагался именно такой тип вывода аппарата на орбиту.  

Однако в начале 2000-х из-за проблем с финансированием у NASA реализация проекта сильно затормозилась. Возможно, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США вообще бы его заморозило, так как на тот момент уже были выявлены и серьезные проблемы в использовании многоразовых Shuttle, включая слишком высокую стоимость запуска. Но грузовым космопланом заинтересовалось DARPA — агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. Эта организация занимается поиском и финансированием перспективных высокотехнологичных проектов, которые впоследствии могут быть использованы Министерством обороны Штатов. Так, NASA отдало незаконченный проект, а взамен, как сообщали местные СМИ, DARPA предложило сделать один экземпляр для нужд космического агентства.

В 2009 году проект X-37 довели до финала, включая создание (как минимум) двух летных экземпляров. Итоговое название — орбитальная лаборатория X-37B Orbital Test Vehicle (OTV). Правда, оба космоплана ушли под руководство Министерства обороны.

С 2010 года Boeing X-37B, как я отмечал выше, совершил уже шесть длительных полетов на орбиту в интересах американских ВВС. Официально это некие долгосрочные орбитальные эксперименты. И хотя очень широкий круг задач реализуется на МКС, но при необходимости сделать что-либо "без чужих глаз" другого варианта у американцев просто нет.

На все крылья мастер

Сегодня Boeing X-37B выводится на орбиту при помощи ракеты-носителя тяжелого класса — Atlas 5 или Falcon 9. После проведения экспериментов (которые порой длятся несколько лет) космоплан самостоятельно возвращается на Землю и садится по самолетному типу — как Space Shuttle или "Буран".

При этом параметры своей орбиты X-37B может менять довольно сильно. Для этого у него на борту большой запас топлива и высокая дельта-v (характеристическая скорость орбитального маневра — величина показывает, насколько сильно может изменить орбиту космический аппарат). Например, у "Союза" дельта-v составляет около 390 м/c, у челноков программы Space Shuttle — 305 м/с с максимальным грузом, тогда как у Boeing X-37B она выше почти в десять раз — 3 100 м/с. Например, это качество очень сильно пригодится, если нужно приблизиться к чужому космическому аппарату и сфотографировать его или даже попытаться вмешаться в его работу.

То есть я прихожу к выводу (как и многие эксперты), что одной из возможных функций Boeing X-37B может являться и работа спутником-инспектором (или шпионская). Так, в 2012 году Китай обвинил США в использовании X-37B для слежения за модулем китайской космической станции "Тяньгун-1". Правда, американцы все эти обвинения отвергли, заявив, что орбита X-37B, на которой космоплан на тот момент находился, никак для этого не подходила.

Отмечу, что возможные разведывательные функции этого космического аппарата — головная боль не только России и Китая, но и других стран с развитой космической программой. Пока американская сторона не дает конкретной информации о деятельности космоплана на орбите, то остальные закономерно предполагают худшее.

Правда, в свой последний полет Boeing X-37B показал еще один возможный вариант его применения. К космоплану был прикреплен специальный сервисный модуль для вывода на орбиту дополнительной полезной нагрузки. С помощью него X-37B запустил в космос малый спутник под названием FalconSat 8 массой 136 кг. Как сообщали СМИ, системы спутника будут изучать влияние радиации на семена продовольственных культур. В 2020 году также уточнялось, что в ходе миссии X-37B планируется провести эксперимент по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию для передачи на Землю.

Будущее за компактными беспилотниками

Если подводить итог, то у военных США имеется очень удобный инструмент, который можно использовать не только в научных, но и в военных целях. Пока нет информации, что Boeing X-37B переносит вооружение, но в теории эксперты со всего мира не исключают такую возможность. При этом в космосе действует правило "смотреть можно, трогать нельзя", поэтому как-либо повлиять на этот аппарат сложно. Самый лучший вариант — разработка собственного грузового космоплана с возможностью возвращения на Землю.

Тем временем если об американском космоплане мы все же что-то знаем, то о его китайском аналоге не известно практически ничего. Первые данные о разработке подобного космического корабля появились еще в 2017 году, но без подробностей и фотографий (что, в принципе, свойственно КНР). 4 сентября 2020 года информагентство "Синьхуа" сообщило о космическом запуске с космодрома Цзюцюань — ракета-носитель "Чанчжэн-2F" вывела на орбиту многоразовый корабль. Буквально спустя двое суток СМИ рассказали уже о его посадке, но вновь ни фотографий, ни видео — ничего не последовало.

Ситуация повторилась и в 2022 году — состоялся запуск того, что Китай называет "экспериментальным многоразовым космическим аппаратом". В Сети гуляют рендеры c версией, что, мол, судя по размерам ракеты, это может быть полный аналог американского X-37B, но поручиться за достоверность этих догадок сегодня не может никто. В свою очередь, Китай уверяет, что космоплан будет использоваться лишь для мирного освоения космоса.

Что касается России, то на сегодняшний день мне не известно о каких-то действующих проектах в этом направлении — их либо просто нет, либо они крайне засекречены. Если же оглянуться, то еще с 1964 года группа советских ученых и специалистов ЦНИИ ВВС вела активную разработку аналогичного американскому X-37B аппарата по программе "Спираль". Система состояла из орбитального космоплана и разных вариантов вывода его на орбиту: сначала при помощи гиперзвукового самолета-разгонщика, затем при помощи ракеты-носителя. Работы велись весьма активно, проводились испытания — сначала сбрасываемых макетов, а затем и суборбитальные и орбитальные полеты уменьшенных версий космоплана. Но в итоге программа все же не была завершена — ее закрыли после начала работ над проектом "Энергия-Буран". Наработки "Спирали" легли в основу корабля Dream Chaser и других проектов космопланов.

Нынешняя же реальность показывает, что ближайшее будущее не за огромными космическими челноками, как "Буран" или Space Shuttle, а за маленькими беспилотными космопланами. По крайней мере, работы для них в космосе очень много. 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer