Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B


18 ноября 2022 года Михаил Котов, ТАСС


Вот уже шестой раз побывал в космосе и вернулся на Землю один из самых засекреченных космических аппаратов — американский космоплан Boeing X-37B. Первый его полет продолжался чуть более 200 суток, но все остальные гораздо дольше — от 400 до 900 дней пребывания на орбите. При этом конкретной информации о том, чем он там занимался, в открытом доступе крайне мало.

Был гражданский, стал военный

Известно, что изначально X-37 и X-40 (демонстратор полета и посадки) числились в проекте NASA по созданию небольшой орбитальной платформы в космосе для проведения экспериментов. При этом X-40 был всего около 6 м в длину и использовался только для атмосферных тестов. Размер X-37 — 9 м в длину и 4,5 м в ширину, чтобы он мог войти в грузовой отсек Shuttle — предполагался именно такой тип вывода аппарата на орбиту.  

Однако в начале 2000-х из-за проблем с финансированием у NASA реализация проекта сильно затормозилась. Возможно, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США вообще бы его заморозило, так как на тот момент уже были выявлены и серьезные проблемы в использовании многоразовых Shuttle, включая слишком высокую стоимость запуска. Но грузовым космопланом заинтересовалось DARPA — агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. Эта организация занимается поиском и финансированием перспективных высокотехнологичных проектов, которые впоследствии могут быть использованы Министерством обороны Штатов. Так, NASA отдало незаконченный проект, а взамен, как сообщали местные СМИ, DARPA предложило сделать один экземпляр для нужд космического агентства.

В 2009 году проект X-37 довели до финала, включая создание (как минимум) двух летных экземпляров. Итоговое название — орбитальная лаборатория X-37B Orbital Test Vehicle (OTV). Правда, оба космоплана ушли под руководство Министерства обороны.

С 2010 года Boeing X-37B, как я отмечал выше, совершил уже шесть длительных полетов на орбиту в интересах американских ВВС. Официально это некие долгосрочные орбитальные эксперименты. И хотя очень широкий круг задач реализуется на МКС, но при необходимости сделать что-либо "без чужих глаз" другого варианта у американцев просто нет.

На все крылья мастер

Сегодня Boeing X-37B выводится на орбиту при помощи ракеты-носителя тяжелого класса — Atlas 5 или Falcon 9. После проведения экспериментов (которые порой длятся несколько лет) космоплан самостоятельно возвращается на Землю и садится по самолетному типу — как Space Shuttle или "Буран".

При этом параметры своей орбиты X-37B может менять довольно сильно. Для этого у него на борту большой запас топлива и высокая дельта-v (характеристическая скорость орбитального маневра — величина показывает, насколько сильно может изменить орбиту космический аппарат). Например, у "Союза" дельта-v составляет около 390 м/c, у челноков программы Space Shuttle — 305 м/с с максимальным грузом, тогда как у Boeing X-37B она выше почти в десять раз — 3 100 м/с. Например, это качество очень сильно пригодится, если нужно приблизиться к чужому космическому аппарату и сфотографировать его или даже попытаться вмешаться в его работу.

То есть я прихожу к выводу (как и многие эксперты), что одной из возможных функций Boeing X-37B может являться и работа спутником-инспектором (или шпионская). Так, в 2012 году Китай обвинил США в использовании X-37B для слежения за модулем китайской космической станции "Тяньгун-1". Правда, американцы все эти обвинения отвергли, заявив, что орбита X-37B, на которой космоплан на тот момент находился, никак для этого не подходила.

Отмечу, что возможные разведывательные функции этого космического аппарата — головная боль не только России и Китая, но и других стран с развитой космической программой. Пока американская сторона не дает конкретной информации о деятельности космоплана на орбите, то остальные закономерно предполагают худшее.

Правда, в свой последний полет Boeing X-37B показал еще один возможный вариант его применения. К космоплану был прикреплен специальный сервисный модуль для вывода на орбиту дополнительной полезной нагрузки. С помощью него X-37B запустил в космос малый спутник под названием FalconSat 8 массой 136 кг. Как сообщали СМИ, системы спутника будут изучать влияние радиации на семена продовольственных культур. В 2020 году также уточнялось, что в ходе миссии X-37B планируется провести эксперимент по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию для передачи на Землю.

Будущее за компактными беспилотниками

Если подводить итог, то у военных США имеется очень удобный инструмент, который можно использовать не только в научных, но и в военных целях. Пока нет информации, что Boeing X-37B переносит вооружение, но в теории эксперты со всего мира не исключают такую возможность. При этом в космосе действует правило "смотреть можно, трогать нельзя", поэтому как-либо повлиять на этот аппарат сложно. Самый лучший вариант — разработка собственного грузового космоплана с возможностью возвращения на Землю.

Тем временем если об американском космоплане мы все же что-то знаем, то о его китайском аналоге не известно практически ничего. Первые данные о разработке подобного космического корабля появились еще в 2017 году, но без подробностей и фотографий (что, в принципе, свойственно КНР). 4 сентября 2020 года информагентство "Синьхуа" сообщило о космическом запуске с космодрома Цзюцюань — ракета-носитель "Чанчжэн-2F" вывела на орбиту многоразовый корабль. Буквально спустя двое суток СМИ рассказали уже о его посадке, но вновь ни фотографий, ни видео — ничего не последовало.

Ситуация повторилась и в 2022 году — состоялся запуск того, что Китай называет "экспериментальным многоразовым космическим аппаратом". В Сети гуляют рендеры c версией, что, мол, судя по размерам ракеты, это может быть полный аналог американского X-37B, но поручиться за достоверность этих догадок сегодня не может никто. В свою очередь, Китай уверяет, что космоплан будет использоваться лишь для мирного освоения космоса.

Что касается России, то на сегодняшний день мне не известно о каких-то действующих проектах в этом направлении — их либо просто нет, либо они крайне засекречены. Если же оглянуться, то еще с 1964 года группа советских ученых и специалистов ЦНИИ ВВС вела активную разработку аналогичного американскому X-37B аппарата по программе "Спираль". Система состояла из орбитального космоплана и разных вариантов вывода его на орбиту: сначала при помощи гиперзвукового самолета-разгонщика, затем при помощи ракеты-носителя. Работы велись весьма активно, проводились испытания — сначала сбрасываемых макетов, а затем и суборбитальные и орбитальные полеты уменьшенных версий космоплана. Но в итоге программа все же не была завершена — ее закрыли после начала работ над проектом "Энергия-Буран". Наработки "Спирали" легли в основу корабля Dream Chaser и других проектов космопланов.

Нынешняя же реальность показывает, что ближайшее будущее не за огромными космическими челноками, как "Буран" или Space Shuttle, а за маленькими беспилотными космопланами. По крайней мере, работы для них в космосе очень много. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer