Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе


18 ноября 2022 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


80 лет назад 19 ноября под Сталинградом началось контрнаступление Красной армии, в результате чего была окружена усиленная 6-я германская армия генерала Фридриха Паулюса, которая считалась лучшей в вермахте. В ходе боев на берегах Волги ее разгромили, а уцелевшие гитлеровцы и их союзники капитулировали. В Германии впервые с начала войны был объявлен национальный траур. Советские войска же развернули победоносное зимнее наступление 1942/43 года, выбили противника с Северного Кавказа, Ставрополья, Кубани, прорвали блокаду Ленинграда. Пушки, минометы, реактивные установки обрушили на врага шквал снарядов и мин (между прочим, День ракетных войск и артиллерии мы отмечаем ежегодно именно 19 ноября). Тем не менее огромное внимание уделялось в Сталинградском котле и применению военно-воздушных сил.

Тщательная подготовка

Никакая другая военная операция из числа ранее проведенных на советско-германском фронте не планировалась столь тщательно. Были проанализированы слабые места в обороне фашистов, подготовлены значительные резервы, продуманы вопросы взаимодействия родов войск и наступающих фронтов, во главе которых поставили опытных военачальников. ВВС пополнили свежими соединениями, задействовали 8-ю, 16-ю, 17-ю и часть сил 2-й воздушной армии, а также дивизию истребителей ПВО. Всего было задействовано 1 818 боевых самолетов (это вдвое больше, чем располагал противник — 4-й воздушный флот).

Операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе. В этом случае наша авиация должна выполнить три задачи: первое — сосредоточить действия в районе наступления наших ударных частей, подавить авиацию немцев и прочно прикрыть наши войска, второе — пробить дорогу нашим наступающим частям путем систематической бомбежки стоящих против нас немецких войск, третье — преследовать отступающие войска противника путем систематической бомбежки и штурмовых действий, чтобы окончательно расстроить их и не дать им закрепиться на близлежащих рубежах обороны. Если [командующий ВВС Александр] Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнить эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации
Из указаний Иосифа Сталина от 12 ноября 1942 года генералу Георгию Жукову, руководившему проведением операции под Сталинградом

В августе того же года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, посетив Москву, сообщил Сталину, что десанта союзников в Европе в 1942 году не будет, но планируется "в весьма значительном масштабе" высадка в Западной Африке в рамках операции "Факел" (Torch). Советское руководство поняло: у немцев не останется другого выхода, как усиливать свою группировку, прежде всего авиационную как наиболее мобильную, на Североафриканском театре для парирования наступления союзников. А сделать они это могли за счет переброски части сил с Восточного фронта. Следовательно, противник уже не смог бы, как это происходило в сентябре и октябре 1942 года к северу от Сталинграда, парировать наступательные действия СССР мощными ударами с воздуха

Метеоусловия

Контрнаступление под Сталинградом явилось первой масштабной советской операцией, в которой при планировании учитывались замыслы наших союзников по антигитлеровской коалиции. Вероятно, с учетом именно этого обстоятельства Сталин не торопил Новикова и его подчиненных. Накануне операции командующие советских объединений направили боевые приказы, где изложили указания по действиям в первые дни контрнаступления. Они требовали четко выполнять все требования вышестоящего командования, "проявить максимум энергии, инициативы в боевой работе". Но предвидеть резкое ухудшение метеоусловий у берегов Волги не было возможности.

Утром 19 ноября при пасмурной, туманной погоде (после интенсивной артподготовки) в наступление перешли ударные группы Юго-Западного и Донского фронтов, на следующие сутки к ним присоединился и Сталинградский фронт. В прорыв вошли танки, мотопехота, конно-механизированные группы. Оказавшиеся на их пути румынские части были разбиты, многие фашистские солдаты сдавались в плен, а оставшиеся, побросав оружие, обратились в бегство.

Основными задачами, которые решали советские летчики, являлись разведка и атака с воздуха неприятельских войск в полосе наступления танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. Тем не менее было бы преувеличением утверждать, будто наша авиация внесла большой вклад в прорыв немецкой обороны и борьбу с резервами: и на Юго-Западном, и на Донском, и на Сталинградском фронтах самолеты, например, 20 ноября поднялись в воздух только после полудня, и многие вынужденно вернулись на аэродромы. Так, из 30 штурмовиков 228-й штурмовой авиадивизии до цели дошли только 8, а остальные прервали полет.

На случай начала активных действий Красной армии, прежде всего на Среднем Дону, противник собирался быстро вернуть свои бомбардировщики и пикировщики с кавказского направления (где немцы безуспешно пытались прорваться к Грозненскому и Бакинскому нефтяным районам) под Сталинград, прижать наступающие советские колонны к земле и забросать их бомбами, тем самым сорвав передвижения войск. Но все получилось иначе. Как следовало из немецких документов, постоянный переход осадков от дождя к снегу и, наоборот, наличие изморози позволили подняться в небо лишь нескольким одиночным самолетам 8-го германского авиакорпуса. Разбомбить мосты через Дон они не смогли, воздушная разведка противника оказалась неэффективной. Надежды на то, что советские войска не достигнут железной дороги Сталинград — Суровикино — Морозовский и не перережут главную питательную артерию фашистов, повисли в воздухе. Перебазировать авиацию также помешала погода.

Первая волна наступающих конно-механизированных групп Красной армии прорвала линию фронта и вышла к передовым вражеским аэродромам.

Ближнеразведывательная авиация разбита. Эскадра пикирующих бомбардировщиков Immelmann состоит теперь только из одной неполной группы. Штурмовая эскадра смогла совершить только один групповой вылет 20 ноября. Большинство авиационно-технического оборудования остается в "котле", контуры которого медленно, но отчетливо вырисовываются. Кругом разбросаны самолеты — разбитые и вполне исправные. Недостает фотоимущества и оружия. Горючего в обрез. Размокшие аэродромы перегружены, личный состав частей перепутан. Служба связи работает не оперативно, если вообще работает. Кроме того, провода часто покрываются слоем льда и рвутся. Недостает продовольствия, нет укрытий. Неповрежденные автомашины стали редкостью. К району Калача, где стоят только слабые немецкие силы, неотвратимо катятся русские танки и моторизованные части
Херхудт фон Роден. Полковник Генерального штаба, из книги "Немецкие Военно-воздушные силы в борьбе за Сталинград"

Воспользоваться шоком противника

Когда через несколько суток моторизованные группы подошли к тыловым базам, то потери материальной части люфтваффе стали измеряться десятками, а то и сотнями самолетов. Иногда целые эшелоны с новой техникой, которую не успели выгрузить, становились трофеями советских войск. Так, на станции Чир, освобожденной 23 ноября, было обнаружено 6 платформ с немецкими самолетами (порядка 20–24 единиц). Однако, по архивным данным, еще и в мастерских здесь фашисты потеряли 99 собранных для ремонта самолетов.

Когда окружение 6-й германской армии стало явью, то выяснилось: многочисленные склады снабжения оружием, боеприпасами, горючим оказались вне кольца. Чтобы немецкие солдаты и офицеры могли продолжить борьбу, пока в высоких штабах решалась их судьба, надлежало обеспечить окруженных хотя бы минимумом необходимого. Было принято политическое решение снабжать войска генерала Паулюса по воздуху с помощью транспортной авиации. По приказу рейхсмаршала Германа Геринга уже 24 ноября первые 42 транспортника доставили в "котел" 84 т грузов.

Полетам противника мешала, конечно, не только плохая погода. 30 ноября генерал Александр Новиков направил в войска директиву об организации борьбы с транспортной авиацией противника в районе Сталинграда. Через три дня командующий ВВС КА, посчитав, что эта борьба ведется недостаточно четко и организованно, приказал закрепить специально выделенные части истребителей и штурмовиков для уничтожения транспортных самолетов, а борьбу с ними вести днем и ночью (с помощью легкомоторной авиации), разделив между 8-й и 16-й воздушными армиями зоны ответственности в кольце.

Тихоходные устаревшие самолеты Junkers Ju 52, которые доставляли грузы, имели мало шансов в бою с советскими современными истребителями, немцам пришлось организовать их прикрытие. На эту задачу переключили большинство Messerschmitt, что не позволило им, как прежде, вести "свободную охоту" за советскими самолетами. В результате потери наших ВВС в воздушных боях значительно снизились. Тем не менее группы Ju 52 все же не справлялись со своими задачами, и к снабжению подключили соединения Heinkel Не 111, быстро переоборудовав машины из бомбардировщиков в транспортники. Закономерно, что после этого воздействие на советские коммуникации, ближние тылы и транспорт оказалось существенно слабее, чем в августе — октябре 1942 года.

Опыт операции

Конечно, нельзя и недооценивать роль советской авиации в наступлении, поддержке своих войск, но к рассматриваемому периоду ВВС КА еще не представляли той мощной и организованной силы, какой они стали, скажем, через год-полтора. Люфтваффе же справедливо рассматривалось наземным советским командованием как главная угроза. Это подтверждает и мнение Верховного главнокомандующего — в письме президенту США Франклину Рузвельту от 28 ноября (армия Паулюса уже была в окружении) он признавал: "В Сталинградской операции мы добились известных успехов, причем нам немало помогли снегопад и туманы, которые помешали немецкой авиации развернуть свои силы".

Генерал Новиков, докладывая 3 февраля 1943 года Сталину об итогах применения наших ВВС в контрнаступлении, подчеркивал, что при прорыве обороны неприятеля наиболее целесообразно использовать авиацию сначала для поражения штабов и узлов связи, с тем чтобы нарушить управление; а в момент атаки необходимо обрушиться на артиллерию и минометы, стремясь обеспечить продвижение своей пехоты. Подвижные группы (механизированные или танковые корпуса), введенные в прорыв, должны поддерживаться штурмовыми и истребительными авиачастями, приданными непосредственно им.

Александр Новиков также отметил, что наиболее удачным боевым порядком, с учетом приобретенного опыта, при атаке неприятельских войск штурмовиками и бомбардировщиками является строй "круг" (когда самолеты кружатся над целью, поочередно переходя в атаку и попутно защищая друг друга с задней полусферы). Кроме того, от прикрытия войск на поле боя способом патрулирования он рекомендовал отказаться и прибегать к нему лишь в самом крайнем случае, а организовывать прикрытие посредством дежурства истребителей на передовых аэродромах с вызовом для выполнения боевой задачи по радио.

Переход стратегической инициативы

В отличие от операции по снабжению Демянского котла (с 19 февраля по 18 мая 1942 года), которая прошла относительно успешно для немцев, под Сталинградом для 6-й армии все закончилось фиаско. Здесь люфтваффе встретилось с более энергичным противодействием со стороны советских войск, чем летом и в начале осени на этом направлении. Немцам пришлось снабжать не два корпуса, а целую усиленную армию. Например, 9 и 24 декабря до посадочных площадок в котле вовсе не долетел ни один самолет. Окруженные у Волги войска пребывали на голодном пайке. Потеря аэродромов с началом операции советских войск под названием "Кольцо" еще более ухудшила и без того их отчаянное положение. В итоге не помогло и привлечение к снабжению тяжелых четырехмоторных самолетов, таких как FW 200, Ju 290 и He 177, — многочисленные немецкие самолеты всех типов в виде обломков и остовов остались на заснеженных полях Сталинградской области.

Не подлежит сомнению тот факт, что Сталинград ознаменовал собой поворотную точку во Второй мировой войне. Германия не только потеряла здесь 6-ю армию, но также свыше половины всех имевшихся на то время транспортных Ju 52, огромное количество самолетов-бомбардировщиков и ценное авиационное имущество, восполнить которое немедленно не представлялось возможным. Главное, заменить опытные экипажи транспортной авиации не удалось уже никогда
Фридрих Морцик. Начальник транспортной службы люфтваффе, из книги German Air Force Airlift Operations

Впервые с начала вторжения в Советский Союз в период с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года безвозвратные потери ВВС КА (512 самолетов по документам СССР) оказались меньше потерь противника (от 800 до 1 000 машин по разным оценкам).  

Немцы позже признали, что начиная с середины ноября 1942 года стратегическая инициатива (как на Восточном, так и на Западном фронтах) в воздушных боях перешла в руки противников Германии. Непродуманное и авантюрное решение фашистов обеспечить снабжение окруженной армии Паулюса силами транспортной авиации привело к исключительно тяжелым последствиям. Если раньше их экипажи не сомневались в превосходстве над ВВС Красной армии в материальной части, уровне подготовки командиров и летного состава, то теперь эта уверенность если не совсем пропала, то не являлась больше очевидной.

Впоследствии, в первой половине 1943 года, борьба шла с переменным успехом, противник был опытным и хорошо подготовленным, но события под Сталинградом стали важным этапом в нашей конечной победе. 




комментарии (0):











Материалы рубрики

Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов



Анатолий Глянцев
Forbes
Испытания в полете: как США запустили к Луне первый за полвека пилотируемый корабль
Александр Левинский
Forbes
Прикрытое небо: можно ли самолетам российских авиакомпаний летать в Турцию
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажиры поменялись местами. Как изменился рейтинг крупнейших российских авиаперевозчиков
Максим Талавринов
Известия
На высший уровень: в аэропортах Москвы ввели режим повышенной угрозы теракта
Екатерина Ершова
Коммерсантъ
В облет Москвы. Региональным аэропортам обновляют инфраструктуру
Анастасия Львова
Известия
Поставили за бортом: авиакомпании в 2022-м недополучат обещанные Superjet
Василий Образцов
MagadanMedia
История Колымы: Аэропорт Сеймчан
Арианна Джонсон
Forbes
Как стартап из Колорадо заключил контракт с NASA за $1 и в 2023 году полетит на Луну
Дмитрий Корнев
Известия
Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики
Василий Кучушев
ТАСС
Стратегический "Медведь". К 70-летию первого полета Ту-95
Мария Шаипова
Известия
Из рук вон: что можно и нельзя брать в ручную кладь

Ростех
"Северный полюс" примет вертолеты Ростеха
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Пассажирам придется быть поукладистее. Избыток вещей при посадке грозит снятием с рейса
Анастасия Николаева
Интерфакс
Исключить из реестра
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Беспилотникам сбивают режим. Участники рынка опасаются полного запрета полетов
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией
Ольга Коленцова
Известия
Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Воздушный истребитель танков: как Николай Поликарпов опередил время
Милена Синева 
ТАСС
Нервная система вертолета: разработчик — о "новой эре в эксплуатации авиационной техники"
Илья Ашуров
Вечерняя Москва
Где российские авиакомпании берут запчасти для самолетов в условиях санкций
Артём Кореняко
РБК
Власти Якутии оценят справедливость продажи своей авиакомпании за рубль
Евгений Гайва, Алена Шадрина
Российская газета
Прямые авиарейсы из России доступны в 31 страну, хотя полгода назад их было 15
Дмитрий Струговец
Известия
NASA не догонит
Екатерина Адамова 
ТАСС
Откуда вода и кислород на МКС? Как НИИхиммаш создает системы для жизни в космосе
Владислав Скобелев
Forbes
Технологическая блокада: смогут ли спутники проекта «Сфера» конкурировать со Starlink
Валерий Воронов, Максим Талавринов
Известия
Атак не пойдет: в РФ усилят защиту энергообъектов от беспилотников
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Истребителем никто не управлял. Пилоты отключились над Иркутском
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Холостые выплаты "Авроры". Счетная палата нашла у компании лишние субсидии
Анна Левинская
РБК
Burger King в 2023 году начнет продажи вина в московском аэропорту Внуково
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Командир S7 уступает кресло. Вместо Татьяны Филевой компанию возглавит ее заместитель
Максим Талавринов
Известия
Крылатая фаза: иностранные авиакомпании вдвое нарастили перевозки в РФ
Сергей Машкин
Коммерсантъ
Пилоты надышались до катастрофы. Отравление летчиков в воздухе могло стать основной причиной падения истребителя
Виталий Егоров
Forbes
Спутник каждый день: реалистичны ли новые планы "Роскосмоса"
Екатерина Адамова
ТАСС
"Всех новаторских достижений туполевцев не перечесть": ЦАГИ — к 100-летию ОКБ Туполева
Сергей Сергеев
Коммерсантъ
По делу Falcon дошли до колонии-поселения
Мария Недюк
Известия
Мыслью по шлему: ученые создали нейрокаску для управления дронами
Ольга Коленцова
Известия
Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира
Дмитрий Корнев
Известия
Штатная комплектация: для чего США продлевают срок службы 60-летних бомбардировщиков

ОАК
100 лет ОКБ Туполева
Виктор Бодров, Василий Кучушев
ТАСС
"Хорошо летают только красивые самолеты": век авиации ОКБ Туполева
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Росавиация ставит сигнализацию. Авиакомпании получили регламент на случай угона или захвата самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer