Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения


30 ноября 2022 года Анастасия Львова, Известия


Дронами до 30 кг разрешат управлять людям, не проходившим специальное обучение. В марте Росавиация ввела требование о наличии свидетельства внешних пилотов для управления воздушными беспилотниками, но ведомство так и не согласовало типовую программу их подготовки. Поэтому ни одного свидетельства не выдано. Эксперты считают, что программа обучения нужна — иначе для запуска дронов в коммерции всё равно придется корректировать воздушное законодательство и это займет еще больше времени. Бизнес не рассчитывает на полноценные коммерческие полеты ранее 2025 года.

Это вам не пилоты

Российские авиавласти намерены отказаться от требования обязательного обучения на управление воздушными беспилотниками взлетной массой до 30 кг. Об этом «Известиям» рассказали пять источников на рынке беспилотных авиационных систем (БАС), знакомых с планами Минтранса и Росавиации.

Минтранс 19 октября обновил список специальностей, относящихся к авиационным. В список не попали операторы беспилотников до 30 кг. Соответствующий приказ ведомства опубликован 29 ноября.

При этом в марте 2022 года вступило в силу требование ФАП-494, обязывающее операторов, работающих с легкими дронами, проходить обучение по утвержденным в Росавиации программам и получать свидетельства так называемых внешних пилотов. За девять месяцев действия правил ведомство не выдало ни одного такого свидетельства, рассказали собеседники газеты.

— Минтранс так и не утвердил типовую программу обучения внешних пилотов. Без нее не получить свидетельства, а без него невозможно коммерческое использование беспилотников, — отметил источник «Известий» в компании, планирующей использовать легкие дроны.

Типовую программу уже подготовили, в августе ее опубликовали для общественного обсуждения. Срок обучения на внешнего пилота, согласно документу, составляет 144 академических часа. Приступить к программе могли бы люди со средним общим, средним профессиональным или высшем образованием, а также только получающие среднее профессиональное или высшее образование. Подготовка, как предполагалось, должна была состоять из теоретической части, а также наземной и летной практики.

Однако Минэкономразвития в октябре выдало отрицательное заключение по проекту программы (есть у «Известий»). В нем сказано, что операторы беспилотников до 30 кг не относятся к числу авиаспециалистов. Также эксперты Минэка нашли в программе положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса и физлиц, собирающихся использовать дроны.

«Известия» направили запросы в пресс-службы Минтранса, Росавиации и Минэкономразвития.

50 программ

По словам одного из источников, подготовка операторов малых дронов теперь будет проходить на основе утвержденного в 2018 году Минтрудом профстандарта. А проверкой знаний и навыков специалистов будут заниматься их будущие работодатели: компании — эксплуатанты беспилотников. Профстандарт дает базовое понимание работы отрасли и БПЛА.

Учебные заведения, в которых сегодня есть курсы обучения управлению дронами, опираются на этот стандарт, но сами программы разные, сказал гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. Не решен также и вопрос с уровнями подготовки (квалификациями), которые могут отличаться в зависимости от сценариев применения беспилотников.

— Внешних пилотов сегодня обучают колледжи, крупные компании — эксплуатанты БАС, а также компании, которые оказывают услуги по обучению. Практикуется наставничество, когда частное лицо предлагает свои услуги по обучению. Но необходимы документы, которые будут признаваться авиавластями и давать право на выполнение авиаработ на беспилотниках, — поделился с «Известиями» мнением действующий пилот — инструктор БАС Александр Залецкий.

По всей стране насчитывается около 50 программ подготовки внешних пилотов дронов, рассказал «Известиям» руководитель Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов. По словам эксперта, без утверждения типовой программы невозможно использовать беспилотники в коммерческих целях.

— Росавиация за много лет не утвердила четких требований к операторам любых дронов — ни до 30 кг, ни свыше. До сих пор не сертифицируется и само выполнение авиаработ с помощью БПЛА. Поэтому все, кто сегодня летает с их использованием, находятся вне правового поля, а значит, должны платить штрафы, — объяснил он «Известиям».

По словам Дмитрия Куликова, штраф за незаконный запуск дронов, например, в Москве составляет до 50 тыс. рублей для граждан, до 100 тыс. рублей — для должностных лиц и до 500 тыс. рублей — для компаний.

Отдельные полеты беспилотников в интересах госзаказчиков (администраций городов или городских округов, госкомпаний) осуществляются и сейчас — при заключении договоров на учебные полеты, а не на авиаработы, как это должно быть по норме закона, добавил эксперт. В пакете документов на такой полет подают и свидетельства операторов о прохождении платных курсов. Но периодически у силовых ведомств возникают вопросы к этим свидетельствам, утверждает Дмитрий Куликов.

— Если Росавиация откажется считать операторов БПЛА авиаперсоналом, для масштабного применения дронов в коммерции всё равно придется корректировать законодательство — менять статьи Воздушного кодекса, многих федеральных авиационных правил, других актов. А это значит, что еще несколько лет никакого регулирования не будет, — заключил эксперт.

Гендиректор компании БАС (совместное предприятие Государственной транспортной лизинговой компании и фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы») Алексей Варятченко на днях заявил, что коммерческие запуски начнутся не ранее 2025 года.

В «Почте России», которая также планирует использовать беспилотники для доставки грузов, «Известиям» отметили, что упрощенные требования по обучению позволят привлечь в отрасль больше молодых специалистов. С другой стороны, существующий профстандарт требует доработок, которые касаются взаимодействия с Госкорпорацикй по организации воздушного движения (ГК по ОРВД), обеспечения безопасности полетов и страхования ответственности, считают в госкомпании. При этом операторы беспилотных систем в экспериментальном правовом режиме самой «Почты России» заканчивали Летно-исследовательский институт имени Громова (государственный научный центр) и проходили проверку в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина, уточнили в компании.

Для авиаблогеров или просто любителей беспилотников ситуация сильно не поменяется, но они и сейчас в большинстве случаев запускают дроны нелегально, уточнил основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Создание типовой программы в этой части должно было решить задачу по легализации сферы, доведению всей специализированной информации по полетам до авиалюбителей, сказал эксперт.

— Для организации полета по закону нужно зарезервировать воздушное пространство, а для этого — подать заявку в госкорпорацию по ОРВД, предоставив пакет документов. Конечно, ты всей этой информацией просто не обладаешь, если не являешься профессиональным пользователем «воздуха». Поэтому летают нелегально. Процедура согласования полета дрона сегодня аналогична согласованию полета пилотируемого воздушного судна, что абсурдно, так как риски тут гораздо меньше, — пояснил Андрей Патраков.

И если раньше Ространснадзор был лоялен по отношению к таким нарушителям, то в этом году требования к транспортной безопасности кратно возросли и предписания стали приходить пользователям гораздо чаще, добавил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer