Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить


7 ноября 2022 года Анастасия Львова, Максим Талавринов, Известия


Российским авиакомпаниям хотят запретить регистрировать самолеты за рубежом. Цель — усиление безопасности полетов и создание «исключительного суверенитета» в отношении воздушного пространства РФ. Депутатский законопроект, предполагающий такую меру, уже рассматривает кабмин. Перевозчики в лице профильной ассоциации высказались против этой идеи. По их мнению, она ограничивает права авиакомпаний и ставит под угрозу возможность эксплуатации большей части флота — она сейчас зарегистрирована сразу в двух реестрах, а снять их с регистрации на Бермудах перевозчики самостоятельно не могут.

Суверенитет в небе

Правительство рассматривает законопроект, фактически предполагающий введение запрета на регистрацию самолетов российских авиакомпаний за рубежом. Проект подготовил депутат, председатель думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Аппарат правительства попросил профильные министерства подготовить позиции по теме в срок до 1 ноября, следует из письма директора департамента транспорта кабмина Анатолия Мещерякова (копия письма есть у «Известий»).

Проектом предлагается внести поправки в ст. 101 Воздушного кодекса РФ, дополнив ее абзацем о том, что коммерческие воздушные перевозки пассажиров выполняются только на гражданских судах, зарегистрированных в российском госреестре.

«Проект направлен на предотвращение угроз для безопасности полетов и обеспечения транспортной связанности территории России», — говорится в тексте пояснительной записки. С копией направленного в кабмин проекта ознакомились «Известия».

Введенные в 2022 году санкции западных стран и приостановка сертификатов летной годности самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, поставили под угрозу обеспечение этой транспортной связанности, а также участие российских авиакомпаний в международной аэронавигации, говорится в документе.

Принятый в марте закон, позволяющий регистрировать права на иностранные самолеты в России и выдавать им российские сертификаты, лишь временно регламентирует эту процедуру (на 2022 год), а предлагаемый проект предусматривает введение постоянных требований по регистрации самолетов. Кроме того, в мировой законодательной практике уже есть прецедент установки требований о национальной регистрации самолетов — в Кодексе США (раздел 49 «Транспорт», параграф 44 101 «Эксплуатация самолетов»).

Предполагается, что проект позволит создать правовые основания для реализации «полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства РФ» и обеспечения безопасности полетов, не подверженной негативным последствиям потенциальных недружественных действий любого иностранного государства.

Владимир Гутенев подтвердил «Известиям», что проект с подобными формулировками действительно был подготовлен и направлен в кабмин. Раскрывать подробности он не стал, сославшись на ожидание отзыва правительства.

Парламентарий лишь пояснил, что проект разработала группа депутатов на базе экспертного совета по авиационной промышленности при комитете. В пресс-службах Минтранса и кабмина отказались от комментариев. В пресс-службе «Аэрофлота», куда законопроект также направлялся на оценку, не ответили на запрос редакции.

Ускоренная перерегистрация

Российские авиавласти не первый год обсуждают меры, которые стимулировали бы компании регистрировать самолеты в России, а не за границей. Глава Росавиации Александр Нерадько на заседании коллегии в марте 2021 года уже предлагал полностью запретить регистрацию в инореестрах начиная с 2023 года.

После введения массированных санкций против российской авиаотрасли в марте 2022 года в ответ на начало СВО на Украине компании сами стали экстренно перерегистрировать свой парк в стране. Согласно последним — сентябрьским — данным Минтранса, в Росреестре оформлено уже 1218 из 1288 летающих воздушных судов. Но поскольку не все перевозчики делали это с согласия и одобрения своих лизингодателей, самолеты остались зарегистрированы и в инореестрах.

По данным на 31 октября, в реестре Бермудских островов остается еще 497 самолетов российских эксплуатантов, среди которых пассажирских — 468 штук. Это большая часть всего авиапарка России, который насчитывает 738 самолетов иностранного производства. По оценке «Известий», на основе актуального реестра Бермуд, «дебермудизировать» пока удалось лишь 148 воздушных судов.

Редакция направила запрос крупнейшим российским лизинговым компаниям — ГТЛК, «СберЛизингу», «ВТБ Лизингу».

Остановка международных полетов

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят все крупнейшие российские авиакомпании, не поддержала инициативу.

В письме АЭВТ в Минтранс от 27 октября говорится, что предлагаемые изменения необоснованно ограничивают права российских авиакомпаний по эксплуатации судов, а сам законопроект подготовлен с нарушением юридической техники: проектируемое изменение касается ст. 101 главы XV «Воздушные перевозки» ВК РФ, тогда как эта глава регламентирует отношения между авиакомпанией и пассажиром. Требования же к самим самолетам изложены в ст. 8 и главе V «Воздушные суда» Воздушного кодекса.

Более того, такая инициатива может не позволить авиакомпаниям эксплуатировать значительную часть флота, которую они сами не могут дерегистрировать из инореестров помимо воли собственников — лизинговых компаний, сообщил в письме в Минтранс старший вице-президент АЭВТ Александр Виндермут.

«В настоящий момент большая часть флота гражданских судов российских авиакомпаний сохраняет регистрацию как на Бермудских островах, так и в госреестре РФ. В связи с тем что прекращение регистрации на Бермудах находится вне полномочий российских авиакомпаний, их дерегистрация (оттуда) не представляется возможной», — отметил он в письме.

К полной остановке полетов эта инициатива не приведет, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

— Инициатива предполагает обязательную регистрацию самолетов в российском реестре, при этом еще в июне Минтранс сообщал, что на тот момент 1207 из 1274 самолетов, эксплуатируемых в России, получили регистрацию в национальном реестре. Но сложности, связанные с тем, что часть этих судов не снята с учета в иностранных реестрах, касаются в основном сегмента международных перевозок, — пояснила эксперт.

Возможности по новой регистрации самолетов российских авиакомпаний в основных иностранных реестрах сейчас представляются ограниченными, поэтому российский реестр и так постепенно становится приоритетным для отечественных компаний в среднесрочной перспективе, уточнила Алла Юрова.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков дополнил, что у многих российских собственников или лизинговых компаний есть сложности с выводом самолетов из инореестров в связи с санкционными ограничениями и с тем, что не все иностранные консультанты могут оказать им услуги.

— Сейчас неясно, насколько процесс дерегистрации может затянуться по времени, — отметил эксперт.

Не до конца ясна и общая логика законопроекта — предложение распространяется только на коммерческие перевозки, но не, например, на авиацию общего назначения (АОН, некоммерческие полеты в интересах собственника самолета). Тогда как в рамках полетов авиации общего назначения тоже возникают вопросы безопасности при наличии иностранной регистрации, отмечает Владислав Риков.

По словам эксперта рейтингового агентства АКРА Александра Гущина, ситуация с флотом у российских авиаперевозчиков сейчас непростая, а необходимость прекратить эксплуатацию значительной его части, которая может возникнуть в случае реализации инициативы, негативно скажется на всей авиаотрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer