Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить


7 ноября 2022 года Анастасия Львова, Максим Талавринов, Известия


Российским авиакомпаниям хотят запретить регистрировать самолеты за рубежом. Цель — усиление безопасности полетов и создание «исключительного суверенитета» в отношении воздушного пространства РФ. Депутатский законопроект, предполагающий такую меру, уже рассматривает кабмин. Перевозчики в лице профильной ассоциации высказались против этой идеи. По их мнению, она ограничивает права авиакомпаний и ставит под угрозу возможность эксплуатации большей части флота — она сейчас зарегистрирована сразу в двух реестрах, а снять их с регистрации на Бермудах перевозчики самостоятельно не могут.

Суверенитет в небе

Правительство рассматривает законопроект, фактически предполагающий введение запрета на регистрацию самолетов российских авиакомпаний за рубежом. Проект подготовил депутат, председатель думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Аппарат правительства попросил профильные министерства подготовить позиции по теме в срок до 1 ноября, следует из письма директора департамента транспорта кабмина Анатолия Мещерякова (копия письма есть у «Известий»).

Проектом предлагается внести поправки в ст. 101 Воздушного кодекса РФ, дополнив ее абзацем о том, что коммерческие воздушные перевозки пассажиров выполняются только на гражданских судах, зарегистрированных в российском госреестре.

«Проект направлен на предотвращение угроз для безопасности полетов и обеспечения транспортной связанности территории России», — говорится в тексте пояснительной записки. С копией направленного в кабмин проекта ознакомились «Известия».

Введенные в 2022 году санкции западных стран и приостановка сертификатов летной годности самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, поставили под угрозу обеспечение этой транспортной связанности, а также участие российских авиакомпаний в международной аэронавигации, говорится в документе.

Принятый в марте закон, позволяющий регистрировать права на иностранные самолеты в России и выдавать им российские сертификаты, лишь временно регламентирует эту процедуру (на 2022 год), а предлагаемый проект предусматривает введение постоянных требований по регистрации самолетов. Кроме того, в мировой законодательной практике уже есть прецедент установки требований о национальной регистрации самолетов — в Кодексе США (раздел 49 «Транспорт», параграф 44 101 «Эксплуатация самолетов»).

Предполагается, что проект позволит создать правовые основания для реализации «полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства РФ» и обеспечения безопасности полетов, не подверженной негативным последствиям потенциальных недружественных действий любого иностранного государства.

Владимир Гутенев подтвердил «Известиям», что проект с подобными формулировками действительно был подготовлен и направлен в кабмин. Раскрывать подробности он не стал, сославшись на ожидание отзыва правительства.

Парламентарий лишь пояснил, что проект разработала группа депутатов на базе экспертного совета по авиационной промышленности при комитете. В пресс-службах Минтранса и кабмина отказались от комментариев. В пресс-службе «Аэрофлота», куда законопроект также направлялся на оценку, не ответили на запрос редакции.

Ускоренная перерегистрация

Российские авиавласти не первый год обсуждают меры, которые стимулировали бы компании регистрировать самолеты в России, а не за границей. Глава Росавиации Александр Нерадько на заседании коллегии в марте 2021 года уже предлагал полностью запретить регистрацию в инореестрах начиная с 2023 года.

После введения массированных санкций против российской авиаотрасли в марте 2022 года в ответ на начало СВО на Украине компании сами стали экстренно перерегистрировать свой парк в стране. Согласно последним — сентябрьским — данным Минтранса, в Росреестре оформлено уже 1218 из 1288 летающих воздушных судов. Но поскольку не все перевозчики делали это с согласия и одобрения своих лизингодателей, самолеты остались зарегистрированы и в инореестрах.

По данным на 31 октября, в реестре Бермудских островов остается еще 497 самолетов российских эксплуатантов, среди которых пассажирских — 468 штук. Это большая часть всего авиапарка России, который насчитывает 738 самолетов иностранного производства. По оценке «Известий», на основе актуального реестра Бермуд, «дебермудизировать» пока удалось лишь 148 воздушных судов.

Редакция направила запрос крупнейшим российским лизинговым компаниям — ГТЛК, «СберЛизингу», «ВТБ Лизингу».

Остановка международных полетов

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят все крупнейшие российские авиакомпании, не поддержала инициативу.

В письме АЭВТ в Минтранс от 27 октября говорится, что предлагаемые изменения необоснованно ограничивают права российских авиакомпаний по эксплуатации судов, а сам законопроект подготовлен с нарушением юридической техники: проектируемое изменение касается ст. 101 главы XV «Воздушные перевозки» ВК РФ, тогда как эта глава регламентирует отношения между авиакомпанией и пассажиром. Требования же к самим самолетам изложены в ст. 8 и главе V «Воздушные суда» Воздушного кодекса.

Более того, такая инициатива может не позволить авиакомпаниям эксплуатировать значительную часть флота, которую они сами не могут дерегистрировать из инореестров помимо воли собственников — лизинговых компаний, сообщил в письме в Минтранс старший вице-президент АЭВТ Александр Виндермут.

«В настоящий момент большая часть флота гражданских судов российских авиакомпаний сохраняет регистрацию как на Бермудских островах, так и в госреестре РФ. В связи с тем что прекращение регистрации на Бермудах находится вне полномочий российских авиакомпаний, их дерегистрация (оттуда) не представляется возможной», — отметил он в письме.

К полной остановке полетов эта инициатива не приведет, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

— Инициатива предполагает обязательную регистрацию самолетов в российском реестре, при этом еще в июне Минтранс сообщал, что на тот момент 1207 из 1274 самолетов, эксплуатируемых в России, получили регистрацию в национальном реестре. Но сложности, связанные с тем, что часть этих судов не снята с учета в иностранных реестрах, касаются в основном сегмента международных перевозок, — пояснила эксперт.

Возможности по новой регистрации самолетов российских авиакомпаний в основных иностранных реестрах сейчас представляются ограниченными, поэтому российский реестр и так постепенно становится приоритетным для отечественных компаний в среднесрочной перспективе, уточнила Алла Юрова.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков дополнил, что у многих российских собственников или лизинговых компаний есть сложности с выводом самолетов из инореестров в связи с санкционными ограничениями и с тем, что не все иностранные консультанты могут оказать им услуги.

— Сейчас неясно, насколько процесс дерегистрации может затянуться по времени, — отметил эксперт.

Не до конца ясна и общая логика законопроекта — предложение распространяется только на коммерческие перевозки, но не, например, на авиацию общего назначения (АОН, некоммерческие полеты в интересах собственника самолета). Тогда как в рамках полетов авиации общего назначения тоже возникают вопросы безопасности при наличии иностранной регистрации, отмечает Владислав Риков.

По словам эксперта рейтингового агентства АКРА Александра Гущина, ситуация с флотом у российских авиаперевозчиков сейчас непростая, а необходимость прекратить эксплуатацию значительной его части, которая может возникнуть в случае реализации инициативы, негативно скажется на всей авиаотрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun




РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer