Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту


6 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разрабатывают первый отечественный разгонный блок для сверхлегких космических ракет. Он поможет вывести аппараты на более высокую орбиту, чем та, до которой долетает основная ракета-носитель. По замыслу авторов применение блока позволит ускорить и упростить запуск спутников, в том числе для связи и навигации. Разработка может особенно заинтересовать частные компании, которым порой приходится тратить огромные деньги на пуски или годами ждать нужную ракету. Блок позволит вывести до 150 кг грузов на различные высоты — от 500 км от Земли до транслунной траектории.

Поймать попутку

Бывает так, что государству, научной организации или частной компании нужно доставить небольшой спутник на редко используемую орбиту, куда основная ракета не летит. Для этого в составе ракет применяют так называемые разгонные блоки — они могут транспортировать аппарат на некоторое расстояние уже в космосе. Это позволяет значительно экономить финансы при запуске спутников.

Сотрудники научно-производственного предприятия «ИнтерПолярис» в Воронеже спроектировали первый в России унифицированный разгонный блок для ракет разных классов. Сокращенно его назвали «БОРИС», что расшифровывается как блок орбитального размещения искусственных спутников. Его можно применять в качестве третьей ступени для ракет сверхлегкого класса или полезной нагрузки для тяжелых и сверхтяжелых носителей. Работает это так: ракета выходит на так называемую опорную орбиту, например на высоту около 500 км, а с нее блок уже направляется к целевой, еще более высокой орбите.

Собственная стартовая масса разгонного блока составляет 250 кг. Он способен нести до 150 кг грузов и доставить их на орбиту высотой 800 км. Однако эти параметры могут варьироваться в зависимости друг от друга. Например, 130 кг «БОРИС» способен вывести на высоту 1,5 тыс. км.

— Инновационность разрабатываемого разгонного блока заключается в так называемой платформенной конфигурации, которая обеспечивает маневрирование в широком диапазоне высот целевых орбит, — рассказала ведущий научный сотрудник НПП «ИнтерПолярис» Татьяна Башарина. — В разгонном блоке постоянные составляющие платформы — система управления и двигательная установка. Последняя представляет собой наиболее наукоемкий и дорогостоящий агрегат. Она работает на экологически чистых компонентах топлива — этиловом спирте и кислороде. В качестве переменной составляющей, адаптированной к выполняемой космической миссии, выступают система хранения и подачи компонентов топлива и каркас блока.

Такой подход, по словам разработчиков, позволяет создать универсальный разгонный блок для всех классов ракет и видов грузов.

Сейчас инженеры провели исследовательские и огневые испытания опытного образца маршевого жидкостного ракетного двигателя.

Быстрее, выше, сильнее

Основную часть космических запусков осуществляют в интересах государства и обороны, частным же компаниям или небольшим научным организациям тяжело найти подходящий носитель для своих аппаратов (например, спутников), который выведет их на нужную орбиту. Поэтому запуск таких аппаратов может быть востребован для развития спутниковых систем, навигации, картографии, дистанционного зондирования, телекоммуникаций.

— Обычно ракеты-носители выводят полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту 200–250 км, — пояснил кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Иван Соболев. — Однако на ней аппараты долго существовать не могут, они за счет сопротивления остаточной атмосферы снижаются и сгорают в ее нижних слоях в течение нескольких месяцев и даже недель. Поэтому разгонный блок может понадобиться для выведения на большую высоту. Кроме того, порой нужно изменить форму орбиты, и здесь он тоже пригодится. Наконец, разгонный блок способен вывести некий аппарат на отлетную траекторию к Луне, а то и дальше.

Как рассказал Иван Соболев, разгонный блок можно использовать и для того, чтобы развести по разным орбитам несколько космических аппаратов, доставленных одной ракетой-носителем. Это позволит значительно сэкономить на запуске, пояснил он.

— Сейчас делается упор на малые космические аппараты, в том числе типа CubeSat (формат малых искусственных спутников Земли с габаритами 10х10х10 см. — «Известия»), поэтому данный разгонный блок позволит удешевить стоимость их запуска, — отметила ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Следовательно, его применение позволит снизить стоимость услуг, предоставляемых с помощью таких аппаратов.

Главный конструктор спутникового направления SR Space Дмитрий Монахов добавил, что сейчас в России разгонные блоки для ракет-носителей среднего класса стоят вплоть до двух третей цены самой ракеты. Поэтому, по словам эксперта, создание блока, который будет активно использоваться, станет большим достижением.

— В Воронеже много стендов как раз для отработки ракетных двигателей и разгонных блоков. Важно, чтобы он нашел свою нишу в плане как целевой орбиты выведения, так и класса полезной нагрузки. Тогда он будет востребован как у государства, так и у частных компаний, — сказал эксперт.

Еще один важный вопрос — как разработчики реализуют увод отработавшего разгонного блока с орбиты, чтобы предотвратить его превращение в космический мусор, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer