Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”


2 декабря 2022 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


Конец 1942 года можно считать временем подъема в советско-французских отношениях. Когда Франция уже была сдана, а СССР вел ожесточенную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, состоялось подписание соглашения между советским командовани­ем и генералом Эрнестом Пети, которое узаконило действия эскадрильи "Нормандия" на территории нашей страны. Спустя три дня, 29 ноября, на аэродром Иваново (в 250 км от Москвы) на транспортном самолете прибыли первые французские летчики — 14 человек и технический персонал — 58. В историческом формуляре полка отмечается, что "2 декабря считается днем годового праздника" французского подразделения — к этой дате собрался весь первоначальный личный состав "Нормандии". Возглавил эскадрилью майор Жозеф Пуликен, который, впрочем, довольно скоро сдал командование майору Жану Луи Тюляну — он и стал готовить французов к бою.

Опытные летчики

Вслед за нападением Германии на Советский Союз лидеры Великобритании и США не раз высказались о поддержке нашей страны, обещали помощь. Однако будущая антигитлеровская коалиция складывалась не просто, и в самые трудные месяцы борьбы с подготовленным врагом Красная армия практически не видела реального вклада от союзников. Например, СССР включили в программу ленд-лиза, но поставки военной техники в 1941 году были крайне незначительными, годом спустя ситуация особо не улучшилась. Кроме того, в августе 1942-го премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сообщил Иосифу Сталину, что Второй фронт в Европе в этом году открыт не будет. Тем же летом созданную по межправительственному соглашению польскую армию в Советском Союзе ее командующий генерал Владислав Андерс вывел на Ближний Восток, отказавшись вступить в бой на Восточном фронте. Таким образом, самое трудное время наша страна сражалась с врагом фактически в одиночку. Поэтому прибытие французских военнослужащих, готовых к реальной борьбе, было встречено с особым воодушевлением. Пусть их было не много, однако это были профессионалы, которые уже имели существенный военный опыт: средний налет французского пилота составлял 857 ч.

Надо учесть, что в ходе боев 1941–1942 годов СССР лишился многих опытных и хорошо подготовленных экипажей. На фронт в качестве пополнения приходили молодые пилоты, выпускники летных школ и училищ с налетом всего по 10–12 ч на боевом самолете. Естественно, им было крайне сложно противостоять гитлеровским асам, имевшим за плечами по 300 боевых вылетов, десятки побед и хорошее знание тактики.

Французы быстро освоили наши Як, в отчете отмечалось: "Инспекторская проверка боевой готовности эскадри­льи Сражающейся Франции "Норман­дия" (командир майор Тюлян), производившаяся на северном аэродроме г. Иваново, показала от­личную готовность по всем элементам (групповая слетанность, высший пилотаж, воздушный бой, стрельба по конусу), и по своим боевым качествам и моральному состоянию эскадрилья пригодна к отправке на фронт".

Проблемы с единством

22 марта 1943 года из Иваново 14 Як-1 француз­ской авиаэскадрильи перебросили на Западный фронт, включив в состав 1-й воздушной армии. На небольшом аэ­родроме Полотняный Завод (что непо­далеку от Калуги и примерно в 150 км на юго-запад от Москвы) она вошла в оперативное подчинение командира 204-й бомбардировочной авиадивизии (бад) полковника Сергея Андреева. Однако французы часто не придерживались летной дисциплины, предпочитали драться по принципу "каждый за себя". Например, в горячке боя они не раз, погнавшись за неприятельским самолетом, отрывались от бомбардировщиков Пе-2, которые должны были прикрывать.

Перевод отдельной французской эскадрильи в подчинение 303-й истребительной дивизии (иад) генерал-майора Георгия Захарова также не сразу принес плоды. Первого успеха до­бились старший лейтенант Альберт Прециози и лейтенант Альберт Дюран, которые уничтожили 5 апреля 1943 года по одному Focke-Wulf FW 190. Но уже 13 апреля "Нормандия" понесла первые потери — не вернулись на свой аэродром из боя около Спас-Деменска трое летчиков: Раймон Дервиль, Андре Познански и Ив Бизьен.

Бои над Курской дугой для французской эскадрильи, переформированной к тому времени в полк "Нормандия", как и для советских ВВС, стали особенно тяжелыми: так, с 12 по 18 июля "нормандцы" занесли на свой счет 18 побед, но лишились семерых человек. Среди тех, кто не вернулся из вылетов в район Орла, были наиболее результативный и самый опытный летчик капитан Альберт Литольф (14 побед на всех фронтах) и командир эскадрильи майор Тюлян.

Из телеграммы от ветеранов 303-й дивизии жене и детям Тюляна
Жан Тюлян был волевым, стойким, решительным командиром, не знавшим страха в бою, и в то же время прекрасным летчиком. Бывало, когда он выполнял фигуры высшего пилотажа на малой высоте, вблизи земли, то у всех присутствующих захватывало дух. По мастерству выполнения сложнейших фигур он не знал равных во всей эскадрилье. За это его любили не только французские летчики, но и мы, советские летчики и механики. Отличный воздушный стрелок, майор не раз подставлял грудь под пули противника, защищая своих птенцов — молодых пилотов. В кровопролитных боях за Орел наши гвардейцы из 18-го полка не раз спасали жизнь своим французским друзьям, и не раз французские летчики бросались в пекло воздушного боя на подмогу своим русским собратьям по оружию. В небе России французские летчики боролись за освобождение любимой Франции… К великому сожалению, наш любимый Жан Тюлян не дожил до светлых дней Победы, но мы никогда его не забываем и не забудем...

Получив информацию о больших потерях "нормандцев", командующий ВВС КА маршал авиации Александр Новиков решил лично побывать в штабе 1-й воздушной армии, уточнить обстановку.

Разговор в штабе 1-й воздушной армии получился крутой, — свидетельствовал очевидец. — Из доклада командующего Михаила Громова стало ясно, что основную работу по разбору обстоятельств гибели майора Тюляна провел командир 303-й иад генерал-майор Георгий Захаров. Подытоживая, он пришел к выводу, что летчики "Нормандии" продолжают недооценивать тактику группового воздушного боя. Сохранение боевого порядка, взаимодействие, огневая поддержка — обо всем этом французские коллеги часто забывают, поэтому несут неоправданные потери
из книги "Главный маршал авиации А.А. Новиков"

Уезжая, Новиков распорядился временно вывести эскадрилью с фронта на отдых и принять меры по отработке с французами группового боя, обещая генералам Громову и Захарову в противном случае передать полк в подчинение другому соединению и даже объединению. Кроме того, в Москву был вызван новый командир "Нормандии" майор Пьер Пуйяд для "обстоятельных бесед по широкому кругу вопросов тактики истребительной авиации".

С новыми силами

В это время из Африки прибыли новые летчики-французы, которые пополнили "Нормандию". Кроме того, полк во время "отдыха" пересадили с Як-1 на Як-9. Последовали бои в районе Смоленска, вывод полка на "зимние квартиры" в Тулу и вновь участие в сражениях — поддержка войск в операции "Багратион" по освобождению Белоруссии.

Напарники до конца
При перелете с аэродрома Дубровка в Микунтяны 15 июля 1944 года, вскоре после того, как машина была поднята в небо, из-за неисправности кабину самолета капитана Мориса де Сейна заволокло парами бензина. С командного пункта летчику поступил приказ покинуть Як-9 с парашютом. Но в заднем отсеке машины находился механик Владимир Белозуб. Француз не смог оставить напарника и до последнего боролся за жизнь обоих, пытаясь посадить самолет. Приземление стало неудачным — Сейн и Белозуб погибли.

Новая глава в истории боевых действий "Нормандии" связана с освоением Як-3 в августе 1944 года. В этой машине учли предшествующий опыт войны — усовершенствовали аэродинамику, в связи с чем самолет стал более подвижным и легким (и это не за счет вооружения, состоявшего из пушки и двух крупнокалиберных пулеметов). Один такой истребитель и сегодня украшает французский Музей авиационной и космической техники в аэропорту Ле Бурже. 

С поступлением Як-3 вылетел на нем и выполнил до 40 полетов. Сделал вывод: подобному истребителю нет конкурентов. В эксплуатации он прост и доступен техсоставу; устойчив при взлете и при посадке; в пилотаже доступен любому летчику… Личным составом 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка "Нормандия" самолет Як-3 был освоен после 3–5 ч налета. Як-3 быстро набирает высоту, имеет большой диапазон скоростей (от 200 до 600 км/ч). Все фигуры высшего пилотажа, как по горизонтали, так и по вертикали, выполняются отлично. Самолет имеет хороший обзор и удобную, прекрасно оборудованную кабину
Георгий Захаров, из книги "Я — истребитель"

После небольшого перерыва Красная армия предприняла попытку взломать вражескую оборону на границе с Восточной Пруссией. 16 октября полк "Нормандия", сопровождая бомбардировщики и прикрывая войска, выполнил 110 боевых вылетов, которые были реализованы преимущественно над рекой Неман. "Нормандцами" было сбито 30 самолетов (9 шт. — Bf 109, 16 шт. — FW 190 и 5 шт. — Ju 87) без собственных потерь. Почти столь же успешными оказались и другие вылеты в октябре.

 Многие одержанные победы советских и французских летчиков нашли подтверждение в немецких документах. Например, указывалось, что гитлеровский ас Рудольф Тренкель (в июле того года отметивший сотую свою победу) за десять октябрьских дней пять раз покидал горящие машины с парашютом.

Без преувеличения мы можем сказать, что никогда грозная опасность так низко не нависала над нами. С 19 сентября по 27 октября 1944 года боевые задания, воздушные бои, штурмовки непрерывно сменяли друг друга в каком-то дьявольском ритме. Все летчики без исключения проделали громадную работу. Таких результатов, которых они добились за весьма короткий промежуток времени, не имела ни одна другая истребительная группа в мире
Франсуа де Жоффр, военный летчик, из книги "Нормандия — Неман". Воспоминания военного летчика" 

В последних числах октября 1944 года подполковник Пьер Пуйяд убыл на родину, в освобожденный от гитлеровцев Париж, а полк возглавил майор Луи Дельфино, который стал последним его командиром в годы войны. Вскоре 25 отличившихся летчиков наградили советскими орденами. В приказе Верховного главно­командующего СССР Иосифа Сталина полк "Нормандия" от­мечался среди лучших авиачастей на фронте. В частности, указывалось, что за семь октябрьских дней боев французы уничтожили более 100 вражеских са­молетов, а общий счет превысил 200. В следующем месяце полк удостоили наименования "Неманский", а два наиболее результативных аса — старшие лейтенанты Марсель Альбер и Ролан де ла Пуап стали первыми среди граждан Франции Героями Советского Союза.

Когда в Европе смолкли пушки

Конец Великой Отечественной войны "нормандцы" встретили на берегу залива Фриш-Гаф у Земландского (Калининградского) полуострова. Кроме уже упомянутых Альбера и де ла Пуапа, Золотых Звезд от СССР были удостоены также младший лейтенант Жак Андре и старший лейтенант Марсель Лефевр (посмертно). Статистка боевых действий выглядела так: всего одержано 273 победы, погибло 42 летчика, 4 попали в плен, 9 получили ранения. Никакая другая французская часть (на Западном фронте также сражались "Лафайет" и "Иль-де-Франс") не добилась даже близкой результативности.

На подаренных по указанию Иосифа Сталина истребителях Як-3 "нормандцы" по маршруту Эльбинг — Познань — Прага — Штутгарт — Сен-Дизье прибыли 20 июня 1945 года в Париж, где их торжественно встретили. Затем последовали триумфальные перелеты летчиков полка "Нормандия — Неман" по стране: в Тулузу, Бордо, Лион и другие города. Везде проходили митинги советско-французской дружбы, воздушные парады, разворачивали боевое знамя, украшенное орденами Красного Знамени, Александра Невского, Почетного легиона и т.д.  

Как известно, Франция стала одной из полноправных стран — победительниц германского нацизма. Наряду с Советским Союзом, США и Великобританией получила свою оккупационную зону. Однако, на мой взгляд, значение французов в борьбе против гитлеровской Германии во многом переоценено. Я считаю, что Югославия, Греция и Норвегия гораздо больше заслуживали включения в группу стран-победительниц, поскольку в них борьба с оккупантами шла куда интенсивнее, чем во Франции. При этом я нисколько не умаляю вклад в Победу летчиков полка "Нормандия — Неман".

Тогда СССР считал Францию своеобразным противовесом англо-американскому влиянию в Европе. Таким образом, эскадрилья "Нормандия", впоследствии развернутая в полк, выполняла важную политическую задачу: она мужественно воевала против гитлеровского рейха как бы за всю французскую армию. Ведь на протяжении практически всей Второй мировой войны большая часть французских войск сражалась на немецкой стороне, а промышленность страны регулярно снабжала Германию военной техникой, продовольствием и боеприпасами.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer