Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции, рекорды, разгерметизация и взаимовыручка: 2022 год для космической отрасли


27 декабря 2022 года Екатерина Москвич, Екатерина Адамова, Дмитрий Петелин , ТАСС


В 2022 году российская космонавтика столкнулась с рядом глобальных изменений — смена генерального директора Роскосмоса, введение санкций, отказ европейцев от сотрудничества. Несмотря на это, госкорпорация продолжает сотрудничество с международными партнерами — в частности, было заключено соглашение с Китаем о совместных работах по международной научной лунной станции, с США — о перекрестных полетах на МКС. ТАСС — о том, как прошел этот год для российской космонавтики и как она будет развиваться.

100-процентная успешность

В этом году число пусков было ниже, чем в прошлом, однако точно так же, как и в 2021 году, все они прошли успешно. Всего было выполнено 22 пуска с космодромов Байконур, Восточный, Плесецк и Куру. Как сообщили ТАСС в госкорпорации, успешность пусков в среднем за пять лет составила 99%.

"Годовая успешность пусков ракет-носителей в течение последних четырех лет составила 100%. При этом значение целевого индикатора "Успешность пусков в среднем за пять лет" составила 99%", — отметили в госкорпорации, подчеркнув, что отечественные средства выведения обеспечивают успешность запусков космических аппаратов на уровне лучших мировых образцов.

Одним из самых громких событий в этом году стала смена гендиректора Роскосмоса. В июле госкорпорацию возглавил Юрий Борисов, сменив на этом посту Дмитрия Рогозина. Новый гендиректор Роскосмоса в качестве приоритетных задач выделил переход к серийному изготовлению спутников, коммерциализацию космических услуг, создание новой орбитальной станции и другие.

Серийное изготовление спутников поможет реализовать программу "Сфера", которая подразумевает запуск спутников связи и дистанционного зондирования Земли. Всего программа будет включать в себя пять спутниковых группировок телекома и еще пять — наблюдения. Первый спутник-демонстратор "Скиф-Д" по программе "Сфера" отправился на орбиту в сентябре с космодрома Восточный.

Станция согласия

В 2022 году космическая отрасль столкнулась с санкциями со стороны стран Запада из-за спецоперации. В частности, Европейское космическое агентство отказалось от запуска совместной миссии на Марс, был отключен немецкий телескоп eROSITA на космической обсерватории "Спектр-РГ" (российский телескоп ART-XC продолжает работу). А в ноябре в интервью ТАСС Юрий Борисов сообщил, что ЕКА полностью отказалось от сотрудничества с Россией.

Со своей стороны, США запретили поставку радиационно стойкой электронно-компонентной базы, которая используется при производстве спутников. Несмотря на это, контакты между Роскосмосом и NASA сохраняются, в первую очередь по линии Международной космической станции (МКС). Так, после разгерметизации радиатора приборно-агрегатного отсека "Союза МС-22", пристыкованного к МКС, астронавты помогли осмотреть внешнюю сторону корабля с помощью камер манипулятора Canadarm. "Передайте привет всему американскому коллективу, они проявили себя в этой ситуации достойно, протянули руку помощи. Но я надеюсь, что мы и сами справимся", — сказал Борисов во время общения с российским экипажем — космонавтами Сергеем Прокопьевым, Дмитрием Петелиным и Анной Кикиной.

По словам главы Роскосмоса, экипаж МКС всему миру подает пример, как надо работать вместе в самых непростых ситуациях. "Пусть многие политики поучатся у вас", — добавил Борисов.

Академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Игорь Маринин выразил ТАСС мнение, что РФ и США завязаны на проекте МКС. "Я бы применил тут такую поговорку: куда мы денемся с подводной лодки. Пока МКС функционирует, сотрудничество будет продолжаться, потому что без России и США станция не может существовать. То есть мы завязаны в этом проекте очень тесно, и как бы мы хотели или не хотели сотрудничать, мы вынуждены это делать", — подчеркнул он.

В свою очередь, историк космонавтики Александр Железняков в беседе с ТАСС отметил добрые партнерские отношения между представителями России и США на МКС. "Я думаю, что сотрудничество американцев и россиян, по крайней мере в проекте МКС, никуда не денется, — заявил специалист. — Вот возьмите ситуацию с кораблем "Союз МС-22", где возникла внештатная ситуация в системе охлаждения. Американцы в этой ситуации проявили себя с самой лучшей стороны: помогли нашим космонавтам провести фотографирование места возможной утечки хладагента и предложили в случае необходимости возвратить экипаж корабля на Землю с помощью американских технических средств — корабля Dragon. Думаю, что это сотрудничество, такие партнерские взаимоотношения и взаимопомощь продолжатся и впредь. В аналогичной ситуации могут оказаться и те же самые американцы".

Еще одним примером сотрудничества стало заключение соглашения о трех перекрестных полетах космонавтов на американских кораблях, а астронавтов на российских "Союзах". Впервые на Crew Dragon на МКС отправилась космонавт Роскосмоса Анна Кикина. Как отметил Железняков, сотрудничество России и США в области перекрестных полетов, а также решение России о продлении работы на МКС до 2028 года являются добрым знаком. "Все это говорит о том, что лучше сотрудничать в космосе, чем ссориться и расходиться по своим национальным квартирам", — считает Железняков.

Мнение космонавта

В 2022 году на орбите побывали два спецкора ТАСС. В марте на МКС отправился космонавт Олег Артемьев, в сентябре перед возвращением на Землю он передал журналистскую смену коллеге Дмитрию Петелину.

Главным событием не только года, но и жизни Петелин считает полет в космос. По его словам, это цель, к которой он шел не одно десятилетие. "В целом по космонавтике можно отметить, конечно же, долгожданный старт беспилотной миссии "Орион" вокруг Луны. Воодушевляющие результаты также показали космические обсерватории "Спектр-РГ" и "Джеймс Уэбб", — отметил Петелин.

Самым экстраординарным событием космонавт посчитал повреждение радиатора приборно-агрегатного отсека корабля "Союз МС-22". "Несомненно, это внесло коррективы в планы текущей экспедиции", — сказал он.

Из планов на будущее Петелин выделил завершение работ по дооснащению многоцелевого лабораторного модуля "Наука" и прибытие на МКС американского корабля Starliner.

Возвращение на Луну

В этом году РФ не смогла запустить в современной истории миссию на Луну из-за несоответствия характеристик доплеровского измерителя скорости и дальности (производства концерна "Вега" госкорпорации "Ростех") требованиям технического задания. К концу года в госкорпорации сообщили ТАСС, что прибор прошел входной контроль и установлен на космический аппарат.

Пусковое окно для отправки "Луны-25" определено на июль-август 2023 года. Эксперты в один голос называют это главным событием российской космической отрасли в 2023 году. Станция предназначена для определения с помощью зонда оптимальных площадок для посадки последующих космических аппаратов, а также проведения контактных исследований поверхности в районе южного полюса Луны. 
"Это наше первое возвращение на Луну после 1976 года — грандиозное событие", — подчеркнул академик Российской академии космонавтики Игорь Маринин.

Историк космонавтики Александр Железняков отметил, что лунная миссия станет самым ожидаемым и долгожданным событием лишь для российской космонавтики, но никак не для мировой. "Полет должен ознаменовать возвращение нашей космонавтики к лунной программе. Если он состоится, чего, конечно, я очень хочу и желаю специалистам, которые работают над станцией, то это будет самое знаковое событие 2023 года. Но это только для российской космонавтики. Для мировой космонавтики это будет, к сожалению, рядовое событие", — отметил специалист.

Автоматические миссии позволят изучить район, где в будущем может появиться Международная научная лунная станция, которую РФ будет развивать вместе с Китаем. В этом году глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью "России-24" сообщил о подписании с китайской стороной соглашения о совместных работах по Международной научной лунной станции (МНЛС).

Россия в тройке лидеров

Эксперты полагают, что на данном этапе Россию сложно назвать однозначным лидером мировой космической отрасли. Впрочем, по их мнению, невероятно сложно обозначить, кто из стран сейчас является лидером космонавтики, а кто — отстающим. 

"Космонавтика не представляет собой нечто целое, в ней много направлений деятельности, и в некоторых областях, например в пилотируемой космонавтике, Россия уверенно делит первое-второе место. Что касается навигационных систем, здесь мы тоже достаточно эффективно работаем. Немного отстаем в системах дистанционного зондирования Земли, но уже есть планы их развивать в ближайшем будущем и увеличивать нашу группировку. Касаемо систем интернет-торговли и аналогичных многоспутниковых систем, здесь Россия, конечно, пока отстает от США и Китая, — утверждает Александр Железняков. — Но если взять комплексно, то мы в первой тройке. Делать какое-либо распределение по местам я не риску, но все же Россия до сих пор является одним из лидеров в космосе".

В мире пока есть лишь три страны, которые продемонстрировали возможность отправлять людей в космос, — это Россия, США и Китай. "Китай, конечно, дошел до пилотируемой космонавтики независимо, а США 11 лет пользовались нашими услугами, им не на чем было возить космонавтов на МКС. Так что здесь, пожалуй, Россия впереди, хотя американцы и сделали более современный корабль, но наш "Союз" в очередной раз подтверждает свою надежность", — говорит Игорь Маринин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer