Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет


29 декабря 2022 года Анастасия Львова, Известия


Росавиация до конца года сертифицирует первый российский гражданский беспилотный вертолет, сообщили «Известиям» два источника на рынке. Это будет БАС-200, разработчиком которого является национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (входят в ГК «Ростех»). Впрочем, процесс запуска его серийного производства сейчас в зачаточном состоянии из-за наличия большого количества иностранных комплектующих, в том числе двигателя, объяснили собеседники. Кроме того, сертификат будет ограниченной категории — беспилотник нельзя использовать для доставки грузов, добавили специалисты.

Символический сертификат

Росавиация 30 декабря 2022 года планирует выдать сертификат на первый российский тяжелый гражданский беспилотник БАС-200, сообщили два источника «Известий», знакомых с ходом процесса. Разработчик и изготовитель БАС-200 — национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (входят в ГК «Ростех»).

По данным источника, программа сертификационных работ по БАС-200 сейчас выполнена менее чем на 10%, а из необходимых 200 часов налета воздушного судна есть менее 10 часов, которые зачтет Росавиация. Суммарный же налет всех созданных аппаратов составляет до 50 часов, уточнил он. При этом сам сертификат будет ограниченной категории — без возможности использования в коммерческой доставке грузов, уточнил собеседник.

— Это будет символический документ. Осуществлять коммерческую доставку грузов с ним будет нельзя, хотя изначально этот беспилотник для этого и создавался (его эксплуатацию планировала «Почта России»). По отдельному согласованию с Росавиацией с его помощью можно будет выполнять только авиаработы,— поясняет источник на рынке БАС в России.

Речь идет об авиахимических работах, воздушной съемке, лесоавиаработах, летных проверках наземных объектов.

Впервые этот дрон вертолетного типа представили на авиавыставке МАКС в 2021 году. О том, что завершить его сертификацию планируют до конца этого года, 16 декабря сообщала начальник управления сертификации авиационной техники Росавиации Наталья Кириллова.

Как заявляли в «Ростехе», БАС-200 можно будет использовать для геофизической разведки, геологоразведки, поиска новых нефтяных и газовых месторождений, аэромониторинга, доставки грузов.

«Известия» направили запросы в Росавиацию и «Вертолеты России».

Иностранный партнер

Налетать больше часов БАС-200 помешала его комплектация. Дело в том, что изначально это белорусская разработка и собирали беспилотник тоже в Белоруссии, признавал ранее бывший глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский (сейчас гендиректор корпорации «Иркут»). По его словам, холдинг выкупил у белорусских партнеров техизделие вместе с документацией.

По данным двух источников «Известий» на авиарынке, аппарат состоит из множества иностранных комплектующих, зарубежного производства и его двигатель — в общей сложности детали поставлялись из восьми разных стран.

— Ресурс этого двигателя ограничен — 100 часов. А для того чтобы Росавиация зачла 200 часов полетов, на практике придется налетать вдвое больше. Кроме того, на нем просто боятся летать и разбить еще один экземпляр, потому что не знают все его ограничения, — объяснил источник, знакомый с ходом сертификации БАС-200.

Но из-за санкций приобретение дополнительных авиадеталей, в том числе двигателей, за границей сейчас затруднительно, напомнил он.

По данным двух источников «Известий» на рынке, всего в России было собрано три-четыре экземпляра БАС-200, причем один разбили в ходе сертификации во время разрушающих испытаний. Третий собеседник «Известий», знакомый с ситуацией, отметил, что видел больше собранных экземпляров, но не уточнил, сколько.

«Вертолеты России» еще в 2021 году планировали локализовать БАС-200 в стране, производить его серийно с 2022-го на мощностях Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии. Пока же запуск производства находится в зачаточном состоянии, сказал источник.

Ограничивающие факторы

Пока ни одна российская компания не заключила контракт на покупку БАС-200, рассказал один из источников в отрасли. По словам одного из потенциальных эксплуатантов, недостаточно только сертифицировать машину — нужно еще обучить персонал, внешних пилотов для управления этим дроном.

— Росавиация и «Вертолеты» должны сформировать и утвердить учебную программу, наделить полномочиями по обучению какое-то заведение, подготовить внешних пилотов. Разговор о коммерческом использовании дронов в России пока не предметный, — рассказал собеседник.

Он также указал на ограниченный статус планируемого к выдаче сертификата на БАС-200: «Купить для того, чтобы просто быть первым покупателем, — зачем? Надо же их использовать».

Еще один ограничивающий развитие рынка фактор — это запреты на использование гражданских воздушных беспилотников в регионах в связи с выходом в октябре указа президента РФ о разных режимах готовности. На 28 декабря как минимум 14 регионов ввели запреты на выдачу разрешений на авиаработы с использованием дронов.

В пресс-службе «Почты России» отметили, что «Вертолеты России» — участник их экспериментального правового режима (ЭПР) с самого его запуска весной этого года.

— Ожидаем, что в следующем году сможем начать тестовые полеты уже на реальных маршрутах в регионах ЭПР. «Почта России» — заказчик услуги. Пока мы не планируем приобретать беспилотники. Это позволяет нам гибко решать задачи по развитию проекта-маяка, тестируя различные технологические решения в области БАС, — отметили в компании.

В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая также недавно создала своего оператора беспилотников, не ответили на запросы «Известий».

Как указывал в своем докладе на форуме ассоциации «Аэронекст» исполнительный директор Авиационного регистра России Александр Книвель, сложности с сертификацией дронов возникают в том числе из-за того, что начиная с 2000 года все вопросы, связанные с разработкой новых норм летной годности для различных воздушных судов, не финансируются и не включены в задание для специалистов НИЦ «Институт им. Жуковского».

— Всё это время мы занимаемся тем, что переписываем западные нормы летной годности с опозданием в пять-семь лет, — объяснял эксперт.

Нормы летной годности (НЛГ) определяют приемлемый уровень рисков авиапроисшествий, связанных с конструктивными недостатками БАС. Утвержденные Росавиацией и Минтрансом нормы летной годности для беспилотников вертолетного типа в России пока отсутствуют, сказал один из собеседников в отрасли. Поэтому для БАС-200 были изначально заложены требования по сертификации как для пилотируемых легких вертолетов, а не беспилотников. В результате многие параметры, на которые регулятор теперь должен проверить дрон, не соответствуют этим требованиям, отметил он.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
На сайте «Ростеха» представлены такие характеристики БАС-200: максимальная взлетная масса — 200 кг, максимальная скорость — 160 км/ч. Беспилотник может брать груз до 50 кг, а дальность полета с полной загрузкой составляет 430 км. Продолжительность полета — четыре часа.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer