Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Аврора" оценила затраты на новые российские самолеты в 100 млрд рублей


1 февраля 2022 года Артём Кореняко, РБК


Для покрытия затрат на владение 45 новыми российскими самолетами единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» потребуется 112,5 млрд руб. до 2044 года. Такие расчеты приводятся во внутренних материалах перевозчика (с которыми ознакомился РБК; наличие таких расчетов подтвердил представитель авиакомпании, но отказался комментировать детали). Гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик уточнил лишь, что на весь проект эксплуатации 45 самолетов в течение 20 лет понадобится «круглая сумма — около 100 млрд руб.».

Для покрытия затрат на владение 45 новыми российскими самолетами единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» потребуется 112,5 млрд руб. до 2044 года. Такие расчеты приводятся во внутренних материалах перевозчика (с которыми ознакомился РБК; наличие таких расчетов подтвердил представитель авиакомпании, но отказался комментировать детали). Гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик уточнил лишь, что на весь проект эксплуатации 45 самолетов в течение 20 лет понадобится «круглая сумма — около 100 млрд руб.».

«Обеспечение единой дальневосточной авиакомпании российскими самолетами — поручение президента, и [оно] должно быть выполнено безусловно», — передал РБК через представителя министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, сейчас прорабатываются варианты компенсации лизинговых платежей, задействование целевых программ Минпромторга и льготного кредитования.

Что известно про «Аврору»

Единая дальневосточная авиакомпания создана на базе сахалинской «Авроры» в 2021 году по поручению президента Владимира Путина. В ее состав также вошли региональные перевозчики «Якутия» и «Полярные авиалинии» (Республика Саха), Камчатское авиационное предприятие, «Хабаровские авиалинии» и «ЧукотАвиа». В 2021 году их суммарный пассажиропоток превысил 2 млн человек.

Парк единой авиакомпании состоит из 135 воздушных судов — 94 самолетов и 41 вертолета, по данным Росавиации на середину декабря 2021 года. 49% акций «Авроры» принадлежит Сахалинской области, еще по 5% — у остальных десяти субъектов Дальневосточного федерального округа, у Минвостокразвития — «золотая» акция.

Зачем «Авроре» более ₽100 млрд

45 воздушных судов российского производства (Superjet, Ил-114, L-410 и «Байкал») могут быть переданы «Авроре» в финансовый лизинг на срок от 15 до 20 лет, сказал РБК Сухоребрик. По окончании этого срока самолеты перейдут во владение авиакомпании. Поэтому до 2044 года на покрытие затрат на владение этим парком необходимо 112,5 млрд руб., указано в материалах компании. Но общую сумму еще необходимо выверять с производителем и лизинговыми компаниями, отмечает глава «Авроры».

Суммы расходов на владение воздушными судами выглядят правдоподобно, если речь идет об их операционном лизинге (после его окончания техника возвращается лизингодателю, поэтому он обходится дешевле, чем финансовый лизинг), отмечает директор департамента по работе с крупнейшими клиентами «СберЛизинга» Павел Пискун. Операционные затраты «Авроры» на владение самолетами, согласно предварительным оценкам, составят «значительные суммы», признает представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). ГТЛК по поручению президента Владимира Путина отвечает за проработку вопроса обеспечения «экономически эффективного лизингового платежа» «Авроры» за поставки самолетов российского производства.

Ранее глава ГТЛК Евгений Дитрих говорил, что авиакомпания получит первый Superjet в 2021 году, но этого не произошло. По словам Сухоребрика, теперь первые поставки таких самолетов запланированы на четвертый квартал 2022 года. На их владение необходимо в этом году 843 млн руб.: на покрытие лизинговых платежей, формирование резервов на «тяжелые» формы технического обслуживания (плата собственнику за будущее техобслуживание самолетов) и на мобилизацию (подготовка персонала, самолетов, технической базы, приобретение запасных частей и инструментов). Но в полном объеме денег не выделено, предупреждает топ-менеджер.

Какие есть инструменты субсидирования

По словам Сухоребрика, согласно постановлению правительства № 301 от 19 марта 2018 года, касающемуся субсидий для обеспечения бесперебойной эксплуатации Superjet, в 2022-м авиакомпании может быть выделено 560 млн руб. Компания также имеет право претендовать на господдержку по постановлению № 1212 от 30 декабря 2011 года (субсидии на уплату лизинговых платежей, их размер Сухоребрик не уточняет). Но по этому документу «Аврора» сможет получить деньги «ориентировочно через полгода» после поставки машин, добавляет топ-менеджер.

В итоге в этом году образуется нехватка средств в размере 283 млн руб. «Предстоит решить, когда и как будет профинансирован этот дефицит», — говорит Сухоребрик. Компания не сможет покрыть эту разницу за счет роста цен на авиабилеты, потому что новые самолеты будут летать по социально значимым маршрутах по субсидируемым тарифам, добавил он.

В 2022 году единая дальневосточная авиакомпания будет летать по 36 маршрутам, за год она должна выполнить более 7 тыс. рейсов и перевезти до 250 тыс. пассажиров. «Аврора» получает субсидии на выполнение этих рейсов через постановление № 1172 от 13 июля 2021 года. По словам Чекункова, в 2022–2024 годах на реализацию этой программы будет выделено 17,7 млрд руб.

В 2022–2025 годах «Авроре» понадобится на российские самолеты 13,5 млрд руб., но действующими мерами господдержки покрывается только около половины этой суммы — 7 млрд руб., говорится в материалах компании. Сухоребрик утверждает, что пока речь идет о выделении средств на еще более короткий срок — на 2022–2024 годы.

Где компания может получить деньги

По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, прошедшего 2 сентября 2021 года, Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину и главам всех дальневосточных регионов до 1 декабря принять необходимые решения, направленные на обеспечение доступности для граждан воздушных перевозок в пределах округа, а также с Дальнего Востока и в обратном направлении. Среди этих решений — финансирование поставок «Авроре» новых судов российского производства, в том числе за счет обеспечения «экономически эффективного лизингового платежа».

«Сейчас совместно с Минэкономразвития и ГТЛК работаем над согласованием паспорта инвестиционного проекта по приобретению авиационной техники отечественного производства для последующей передачи в лизинг [«Авроре»]», — говорил в интервью РБК глава Минпромторга Денис Мантуров 30 декабря. По его словам, общий объем финансирования этого проекта (стоимость покупки самолетов без лизинговых платежей) 53 млрд руб., из них 60% — средства ФНБ, 40% — привлекаемые заемные средства.

Субсидирование лизинга самолетов Сухоребрик обсуждал с вице-премьером и полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым 27 января на совещании по развитию «Авроры». По его итогам Трутнев назвал этот вопрос «самой большой проблемой».

Гендиректор «Авроры» признает, что пока нет четкого понимания источников покрытия лизинговых платежей. «По этому поводу есть прямое напоминание и от совета директоров «Авроры» (от федерального правительства в него входит замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков. — РБК). Необходимо закончить формализацию идеи эксплуатации отечественных самолетов на социальных маршрутах Дальнего Востока и выпустить соответствующие документы, определить программы о выделении государством средств на владение новыми самолетами, а потом уже заключать договоры [на закупку самолетов]», — подчеркнул он.

«Источник покрытия расходов на оплату лизинговых платежей и резервов на техобслуживание и ремонт - доходы от перевозки пассажиров и субсидии от обслуживания субсидируемых маршрутов», - говорит Пискун из «СберЛизинга». Следовательно, если стоит вопрос об источниках, значит, не согласована сеть субсидируемых маршрутов, которая требует для обслуживания такое количество самолетов, заключает он.

Летом 2021 года стало известно, что правительство отказало «Авроре» в предоставлении 17 млрд руб. для субсидирования маршрутов в ДФО и оплаты лизинговых платежей за новые воздушные суда, потому что она запросила слишком «много» средств господдержки. «Предварительная оценка [необходимых субсидий со стороны] правительства — 5–7 млрд руб. Истина где-то посередине», — говорил РБК Алексей Чекунков.

При подготовке закона о бюджете на 2022–2024 годы Минпромторг совместно с Минвостокразвития проанализировали необходимость компенсации лизинговых платежей и ставки поддержания летной годности для авиакомпании «Аврора», утверждает представитель Минпромторга. Тогда же была изучена потребность лизинговых компаний и производителей по снижению процентной нагрузки и компенсации затрат на создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов, приобретаемых авиакомпанией, в рамках системных мер поддержки государственной программы «Развитие авиационной промышленности». «Указанная потребность в полном объеме включена в структуру расходов федерального бюджета на указанный период», — подчеркивает он.

РБК направил запросы в пресс-службу правительства, аппарат Трутнева, а также представителям Минэкономразвития, Минтранса и Минфина. Представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспорт) отказался от комментариев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer