Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Впечатался в космос: на МКС впервые испытают российский 3D-принтер


17 февраля 2022 года Ольга Коленцова, Известия


В программу научных исследований на российском сегменте МКС включены испытания 3D-принтера, созданного для работы в условиях микрогравитации. Он отправится на орбиту в июне этого года. Главная задача эксперимента — научиться печатать изделия с прогнозируемыми характеристиками, рассказали «Известиям» в «Роскосмосе». Эксперты считают, что на нынешнем этапе развития технологий такой аппарат поможет при ремонте бытовых вещей и приборов на МКС, однако условий открытого космоса полимер не выдержит. В будущем же использование 3D-печати может значительно ускорить освоение внеземного пространства, упростить организацию экспедиций на Луну и Марс и даже их колонизацию.

В программу научных исследований на российском сегменте МКС включены испытания 3D-принтера, созданного для работы в условиях микрогравитации. Он отправится на орбиту в июне этого года. Главная задача эксперимента — научиться печатать изделия с прогнозируемыми характеристиками, рассказали «Известиям» в «Роскосмосе». Эксперты считают, что на нынешнем этапе развития технологий такой аппарат поможет при ремонте бытовых вещей и приборов на МКС, однако условий открытого космоса полимер не выдержит. В будущем же использование 3D-печати может значительно ускорить освоение внеземного пространства, упростить организацию экспедиций на Луну и Марс и даже их колонизацию.

Высокое искусство

В программу научно-прикладных исследований и экспериментов на российском сегменте МКС внесена отработка технологий аддитивного производства изделий в условиях космоса. Проще говоря, это печать из полимерных материалов с помощью 3D-принтера в условиях невесомости. Эксперимент покажет, насколько мы близки к решению проблемы оперативного снабжения орбитальных станций и баз запасными частями, рассказали «Известиям» в «Роскосмосе».

Сейчас вся техника, используемая в космосе, доставляется с Земли. Это накладывает серьезные ограничения на массу и габариты груза, к тому же приходится учитывать сроки доставки — некоторые рейсы приходится ждать недели, а то и месяцы. Поэтому одной из важнейших задач, возникающих при освоении космоса, становится оптимизация грузопотока.

Возможность оперативно, на месте, изготовить необходимые инструменты, детали была бы крайне полезна при работе и на орбите Земли и тем более при экспедициях на Луну и Марс.

Но прежде чем отправлять 3D-принтер в экспедиции к далеким планетам, надо научиться печатать в невесомости изделия с прогнозируемыми характеристиками. После эксперимента образцы, изготовленные на борту МКС, сравнят с аналогичными образцами, созданными на Земле. Так исследователи выяснят влияние микрогравитации на процесс 3D-печати и характеристики созданных предметов.

— В условиях микрогравитации вещество, используемое для 3D-печати, начинает вести себя совсем не так, как на Земле, — пояснил «Известиям» исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко. — В частности, порошок, который можно было бы определенным образом расплавить и запечь, применять нельзя. Поэтому задача эксперимента — отработать условия, в которых придется работать, и «приноровиться» к невесомости в условиях МКС.

Космическая тумбочка

Разработан принтер в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ). По размерам он похож на прикроватную тумбочку. Масса — не более 30 кг. Принцип его работы тот же, что у аппаратов для земных условий, — используется технология послойного наложения расплавленной полимерной нити. Но необходимость адаптировать его к работе в невесомости внесла корректировки в конструкцию и ряд элементов принтера, отметили в ТПУ.

— Вся конструкция 3D-принтера блочно-модульная, все его компоненты расположены в едином корпусе. Это важно из соображений безопасности и условий работы станции, — рассказал заведующий научно-производственной лабораторией «Современные производственные технологии» ТПУ Василий Федоров.

Есть и другие особенности. Горячий воздух на Земле легче холодного, он уходит наверх, а на его место приходит холодный. Но в невесомости другие условия конвекции. Поэтому и теплообмен в принтере будет работать совсем по-другому. Учитывается и влияние радиации.

— Мы создаем принтер, чтобы он смог работать в условиях МКС, то есть при непрерывном воздействии потоков тяжелых заряженных частиц, — отметил Василий Федоров. — Это может приводить к сбоям в работе электронных компонентов принтера. Поэтому в его конструкции заложены микросхемы, устойчивые к воздействию радиации, и используются алгоритмы для коррекции ошибок в исполнительных устройствах.

В комплект научной аппаратуры входит сам 3D-принтер, герметичный комплекс с системой фильтрации газов, образующихся в процессе печати, встроенный компьютер для управления процессом и расходные материалы.

В ТПУ уже изготовлен рабочий макет и опытный образец оборудования. Он успешно прошел все испытания. Сейчас в стадии наладки летные образцы научной аппаратуры, которые и отправятся в космос.

Повезет или не повезет?

В «Роскосмосе» считают, что в перспективе технология 3D-печати в невесомости упростит выполнение дальних и долгосрочных экспедиций. Аппараты и нужные детали можно будет изготовить прямо в космосе, не беспокоясь о том, где их достать и как отремонтировать сломавшиеся. Результаты эксперимента на МКС планируется использовать для разработки технических требований к оборудованию перспективных производственных комплексов как орбитального, так и напланетного базирования.

«Известия» попросили экспертов оценить потенциал эксперимента и самой технологии 3D-печати в космосе.

— Классические аддитивные технологии (послойное наращивание и синтез объектов. — «Известия») хороши на Земле. Каждый слой материала немного усаживается следующим за ним с помощью гравитации. В условиях невесомости такого подспорья нет, поэтому меняются требования к материалам и параметрам работы принтера. Например, материал должен довольно быстро затвердевать, чтобы не подниматься и не разлетаться в аппарате. Должна быть значительно выше скорость печати. Поэтому определенные сложности коллегам предстоит преодолеть, — пояснил соучредитель и управляющий партнер компании 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани.

Также эксперт отметил необходимость постобработки образцов. Иначе крохотные частички материала, которые нужно утилизировать в целях безопасности, просто разлетятся по станции.

— Сама идея эксперимента очень интересная, и провести его будет полезно, — считает профессор кафедры «Технология композиционных материалов, конструкций и микросистем» МАИ Николай Козлов. — На мой взгляд, с помощью такого принтера будет удобно создавать разнообразные узлы и детали из полимеров, которые могут выйти из строя на борту станции в процессе эксплуатации или потребуются при длительном полете. Это удобно, потому что принтер легко настроить для создания предмета любой формы.

Что касается материалов, эксплуатируемых за бортом, — нынешние полимерные материалы, широко используемые для 3D-печати, не обладают достаточной для этого стойкостью к факторам космического пространства, отмечают эксперты.

Чтобы оценить перспективы использования 3D-принтеров в космосе, надо понять, где мы сможем брать расходные материалы. От этого напрямую зависит экономическая целесообразность применения технологии.

— Сами полимеры, которые могут использоваться в качестве материала для 3D-принтера, на других планетах мы вряд ли найдем, — сообщил Николай Козлов. — Это синтетические материалы, поэтому все их придется везти с собой.

Теоретически при создании напланетных баз снизить стоимость печати может использование местных ресурсов, для Луны — реголита, отметил Николай Козлов.

— Есть идеи об использовании солнечной энергии для расплавления реголита — лунного грунта, но такие технологии высокоэнергоемкие и требуют больших капиталовложений. Однако стоит учитывать, что прогресс не стоит на месте, материалы и технологии их переработки интенсивно развиваются. Возможно, уже завтра технологии 3D-печати смогут решать задачи постройки жилых комплексов на Луне и других планетах. Поэтому создание такого принтера для формирования деталей из полимеров в невесомости на борту МКС — шаг в правильном направлении, — считает эксперт.

Аппаратуру для испытаний на МСК доставит транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-20», который стартует 3 июня 2022 года. Она разместится в новом российском модуле «Наука». В планах — провести 20 «сеансов» эксперимента в течение года. На первом этапе работы будут выполнять командир экипажа МКС-67 Олег Артемьев и его коллеги — бортинженеры Денис Матвеев и Сергей Корсаков. Первые напечатанные тестовые образцы планируется вернуть на Землю 29 сентября 2022 года вместе с экипажем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer