← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Валютным курсом: авиабилеты за рубеж подорожали из-за ослабления рубля


2 февраля 2022 года Максим Талавринов, Известия


Стоимость пассажирских перелетов за границу за зимний период выросла на 6–10% из-за ослабления рубля. Это следует из данных о внутреннем курсе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которые проанализировали «Известия». Согласно этому показателю осуществляются все расчеты между участниками авиатранспортного рынка. В туротрасли подтвердили, что билеты на международные рейсы за последние три месяца подорожали до 10%. Впрочем, пока повышение цен вследствие изменения курса не так заметно, поскольку сейчас преобладает доля внутренних перевозок — 80% от всего объема продаж, указали эксперты. Кроме того, волатильность курса нивелируют акции раннего бронирования.

Стоимость пассажирских перелетов за границу за зимний период выросла на 6–10% из-за ослабления рубля. Это следует из данных о внутреннем курсе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которые проанализировали «Известия». Согласно этому показателю осуществляются все расчеты между участниками авиатранспортного рынка. В туротрасли подтвердили, что билеты на международные рейсы за последние три месяца подорожали до 10%. Впрочем, пока повышение цен вследствие изменения курса не так заметно, поскольку сейчас преобладает доля внутренних перевозок — 80% от всего объема продаж, указали эксперты. Кроме того, волатильность курса нивелируют акции раннего бронирования.

Валютный скачок

Авиабилеты по зарубежным направлениям с начала зимы автоматически подорожали на 6–10% из-за ослабления рубля. Это следует из анализа внутреннего курса Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который провели «Известия». Согласно этому курсу осуществляются все расчеты между участниками авиатранспортного рынка. Его изменение напрямую влияет на цену билетов на международные рейсы авиакомпаний РФ, а также на рейсы иностранных перевозчиков, сказали «Известиям» в агентстве Biletix. Стоимость перелетов между странами номинируется в валюте, а тариф в рублях формируется на базе курсов IATA, добавил младший партнер Bain&Company Сергей Зайцев.

В России курс IATA привязан к официальному курсу ЦБ по итогам торгов каждый понедельник с округлением до 50 копеек в большую сторону. Показатель меняется еженедельно в полночь со вторника на среду. Со 2 по 8 февраля валютный курс в соответствии с резолюцией IATA для евро установлен на отметке 87 рублей, для доллара — 77,5 рубля, сказано на сайте международной дистрибьюторской системы Sabre. Это на 6 и 10% соответственно выше курса IATA, установленного с 27 октября по 2 ноября, когда в авиации начинался зимний сезон.

В результате авиабилеты на международные рейсы с начала зимы подорожали: на каждые €100 цены билета пассажирам нужно будет заплатить дополнительно 500 рублей, а на каждые $100 — 700 рублей, подсчитали «Известия».

Тарифы на международных рейсах зависят от курса рубля, так как у перевозчиков есть валютные расходы. Снизится курс — и цена упадет, а увеличится — вырастет, сказал «Известиям» источник в одной из крупных авиакомпаний России.

За три месяца валютных колебаний цены на перелеты за рубеж выросли до 10%, подтвердил «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) и председатель совета директоров холдинга «ВИП-Сервис» Дмитрий Горин.

Директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов ожидает, что в ближайшие месяц-два волатильность курса как к доллару, так и к евро сохранится на достаточно высоком уровне, поскольку будут в силе основные факторы неопределенности. По его словам, в базовом сценарии на этот период по доллару стоит диапазон 76–80 рублей, по евро — 85–92.

Нивелировать рост

Подорожание валюты может напрямую привести к росту цен на билеты на международные рейсы в рублях, подтвердил Сергей Зайцев.

По данным Росавиации, в 2019 году доля международных перевозок пассажиров в общих объемах российских авиакомпаний составляла 43%, а в 2021 году — 21%. Доля расходов перевозчиков, номинированных в валюте, — порядка 30–40%. Если расходы в валюте составляют 35% и она дорожает на 10%, можно ожидать, что расходы в рублях вырастут примерно на 3,5%, сказал Сергей Зайцев.

Но в краткосрочном горизонте стоимость билетов не зависит напрямую от расходов и формируется на базе спроса и предложения, добавил он. Когда происходят резкие изменения валютных курсов, российские авиакомпании зачастую снижают тарифы в валюте, чтобы не потерять спрос на авиабилеты, так как в основном на международные рейсы их покупают пассажиры из РФ, чьи доходы в рублях не меняются, указал Сергей Зайцев.

Определяющим фактором доли валюты в общем объеме доходов и расходов авиакомпаний является география полетов: чем больше в портфеле компании международных направлений, тем выше доля валютной выручки и тем меньше негативного влияния роста курса, сказала «Известиям» пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова.

— На текущий момент, когда большинство международных направлений остаются под существенными ограничениями, доля валютных расходов превышает долю выручки, номинированной в валюте. Соответственно, авиакомпании несут значительные риски, — добавила она.

По оценке «Уральских авиалиний», ослабление курса национальной валюты на 10 рублей влечет за собой рост себестоимости перевозки одного пассажира в среднем на 1 тыс. рублей на международных рейсах и на 500 рублей — на внутренних.

— По внутренним направлениям влияние также достаточно существенно, так как расходы по владению, содержанию и обслуживанию парка воздушных судов преимущественно номинированы в валюте, — пояснила Вера Гасникова.

В других крупных российских авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

Без внутренних последствий

На внутренних направлениях за счет большого объема предложения и распродаж пока не зафиксировано никакого изменения в цене, рассказал Дмитрий Горин.

— Средний чек растет только в пиковые даты с учетом динамического ценообразования у авиакомпаний, — сказал эксперт.

Курс рубля может повлиять на стоимость билетов по России только в долгосрочной перспективе, отметил Сергей Зайцев. Так, если валютные расходы авиакомпаний сильно растут, они будут вынуждены поднимать стоимость билетов, в том числе на внутренних маршрутах, чтобы сохранить нужный уровень рентабельности, добавил он.

Повышение цен вследствие изменения курса не так заметно, поскольку сейчас преобладает доля внутренних перевозок — 80% от всего объема продаж, на международные рейсы приходится только 20%, пояснил Дмитрий Горин. По данным Росавиации, в 2021 году российские авиакомпании перевезли 111 млн пассажиров, из них 87,5 млн (79%) — на внутренних рейсах.

— На направлениях, где малое количество рейсов и до сих пор есть ограничения по квотам, которые определяет оперативный штаб, цена зависит от числа рейсов, — добавил эксперт.

Сейчас открыто 79 стран для международных полетов, из них популярных туристических около 25. Чартерная перевозка разрешена в шесть стран — Турцию, Египет, Доминикану, ОАЭ, Кубу и Мексику. По этим направлениям выполняется большое число рейсов, что приводит к более доступным ценам на авиаперелет в рамках турпакета, пояснил Дмитрий Горин. По его словам, полностью нивелируют волатильность валют акции раннего бронирования, которые сейчас, в межсезонье, действуют у авиакомпаний и туроператоров — скидки по ним в среднем составляют от 10 до 40%.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2022/2/2/32756/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.