Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Долгая жизнь "Фрески"


21 февраля 2022 года Константин Чуприн, Военно-промышленный курьер


Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Последний дозвуковой

МиГ-17 стал последним в СССР массовым дозвуковым (точнее, околозвуковым) фронтовым истребителем. На первых модификациях устанавливался турбореактивный двигатель ВК-1А тягой 2700 кгс, на последующих (имеющих в обозначениях букву Ф) – форсажный ТРД ВК-1Ф – 3380 кгс. Всего в 1952–1960 годах в СССР было выпущено чуть более восьми тысяч самолетов МиГ-17, включая собственно фронтовые истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф, «условно всепогодные» истребители-перехватчики МиГ-17П, МиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ, а также в небольшом количестве тактические фоторазведчики МиГ-17РФ. При максимальной взлетной массе порядка 6000–6500 килограммов они в зависимости от модификации развивали скорость на большой высоте – 1114–1145 километров в час, забирались на практический потолок 15600–16600 метров и с подвесными топливными баками могли одолеть не менее 1900–2000 километров.

Особенностью истребителей-перехватчиков (с индексом «П») являлось оснащение их радиолокационными прицелами «Изумруд», а часть «семнадцатых» имела теплопеленгаторы и инфракрасные визиры, что позволяло им летать и воевать ночью.

“Вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити»”

Встроенное вооружение МиГ-17 и МиГ-17Ф было столь же мощным, что и у МиГ-15 и МиГ-15бис: 37-мм пушка Н-37Д и две 23-мм пушки НР-23. Перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ имели три пушки НР-23, разведчик МиГ-17РФ – две. А вот МиГ-17ПФУ, в которые была переделана часть МиГ-17ПФ, встроенного вооружения не имели вовсе. Они несли по четыре первые отечественные управляемые ракеты К-5 (РС-1У) с наведением по радиолучу, которые запустили в производство во второй половине 50-х годов. То был, конечно, большой шаг вперед в развитии авиационного вооружения, хотя при пуске РС-1У, причем только вдогон воздушной цели, летчик был вынужден наводить ракету, удерживая самолет на боевом курсе вплоть до попадания. Задача уничтожения самолетов противника ракетным оружием с борта МиГ-17 существенно упростилась после того, как «семнадцатые» начали оснащать ракетой ближнего воздушного боя Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения.

Для поражения наземных и надводных целей «семнадцатые» могли брать на два подкрыльевых узла, например, два 16-зарядных блока с 57-мм неуправляемыми ракетами С-5 или две авиабомбы калибра 50–100 килограммов. Этого было, конечно, маловато в сравнении с боевой нагрузкой тактических истребителей НАТО того времени. Скажем, не имевший преимуществ перед МиГ-17 в воздушном бою итальянский дозвуковой «Фиат» G91 поднимал до 1800 килограммов НАР и бомб.

Это, впрочем, не помешало в дальнейшем по мере оснащения ВВС СССР сверхзвуковыми истребителями переводить МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ в разряд легких истребителей-бомбардировщиков. Некоторые авиационные полки истребителей-бомбардировщиков (апиб) перешли с МиГ-17 на сверхзвуковые Су-7Б (носители ядерных авиабомб 244Н, РН-24 и РН-28) только в 70-е годы. Причем имелись апиб и смешанного состава: скажем, две эскадрильи – на МиГ-17 и одна – на Су-7Б.

От Албании до Уганды

По советской лицензии производство МиГ-17 наладили и в других странах. Так, в Польше в 1956–1963 годах было выпущено около тысячи самолетов в вариантах МиГ-17Ф (национальное обозначение Lim-5, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-5M, Lim-6, Lim-6bis, а также тактические разведчики Lim-5MR, Lim-6R и Lim-6bisR) и МиГ-17ПФ (Lim-5P, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-6M). Чехословакия под национальным обозначением S-104 произвела 457 перехватчиков МиГ-17ПФ.

Крупнейшим же зарубежным производителем МиГ-17 стал Китай. Здесь в 1956–1959 годах выпустили 767 самолетов МиГ-17Ф (национальное обозначение J-5 – «Цзянцзицзи-5», экспортное – F-5), часть из которых впоследствии переделали в истребители-перехватчики по образцу МиГ-17ПФ (J-5A, экспортное обозначение – F-5A). Кроме того, Китай построил по образцу МиГ-17РФ небольшую серию тактических самолетов-разведчиков JZ-5 («Цзянцзи жэньча-5»), а в 1966–1986-м выпускал на основе J-5 собственный оригинальный двухместный учебно-тренировочный истребитель JJ-5 («Цзянцзи цзяолян-5», экспортное обозначение – FT-5) – всего построен 1061 такой самолет. Кстати, в СССР учебно-тренировочная модификация истребителя МиГ-17 не создавалась. Обходились хорошо себя зарекомендовавшей «спаркой» МиГ-15УТИ.

Кроме Советского Союза, ПНР, ЧССР и КНР, самолеты МиГ-17 разных модификаций (с учетом всех поставщиков) поступили на вооружение военной авиации Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, ГДР, Египта, Индонезии, Зимбабве, Ирака, Камбоджи, КНДР, Кубы, Мадагаскара, Мали, Марокко, Мозамбика, Монголии, Нигерии, Пакистана, Румынии, Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики), Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды, Шри-Ланки, Эфиопии и Южного Йемена (НДРЙ). Можно представить, как эффективно тогда работал оборонэкспорт СССР.

Любопытно, что в 1986 году Пентагон обзавелся через оставшегося неизвестным поставщика четырьмя МиГ-17Ф и двумя МиГ-17ПФ польского производства, которые использовались в НИОКР по совершенствованию систем ПВО.

В вооруженных силах некоторых стран Варшавского договора «семнадцатые» в истребительно-бомбардировочном качестве оставались в строю вплоть до разрушения, говоря языком пропаганды, союза мира и социализма с его братством по оружию. По состоянию на июнь 1989 года в ВВС Болгарии имелось 35 МиГ-17, Польши – 45, Румынии – 60. Они были учтены при подписании в 1990-м Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Слава в тени

На долю МиГ-17 выпало немало войн и вооруженных конфликтов, хотя эта его «персональная биография» остается как бы в тени внимания, оказываемого авторами разного рода исторических трудов истребителям МиГ-15 и МиГ-21.

Дебютировали с боевым применением МиГ-17 китайцы. Китай успешно применял истребители МиГ-17 (J-4, советской поставки) с 1955 года и J-5 (МиГ-17Ф собственного производства) с 1958-го в боях против тайваньских и американских самолетов над Тайваньским проливом и защите от них своего воздушного пространства.

В числе сбитых китайскими асами, летавшими на этих истребителях, значатся такие cовременные для того периода самолеты американского производства (собственно американские или тайваньские), как тактические истребители F-84 «Тандерджет», F-86 «Сейбр», самолеты-разведчики RB-57 и даже высотные U-2.

Китайские МиГ-17 активно участвовали в уничтожении плавсредств чанкайшистов, а на рубеже 50–60-х годов поддерживали сухопутные части в борьбе против повстанческих отрядов в Тибете. В 1974-м МиГ-17 ВВС НОАК содействовали силам флота и десанту, захватившим Парасельские острова и выбившим оттуда южновьетнамские войска.

Неплохо зарекомендовали себя и северовьетнамские МиГ-17 в ближних маневренных боях с ВВС и авиацией ВМС США, причем даже с куда более совершенными машинами. Например, сверхзвуковыми тактическими истребителями F-105 «Тандерчиф». ВВС ДРВ применяли их из засад (взлет с аэродромов подскока), когда внезапно появлявшиеся перед нагруженными бомбами «Тандерчифами» юркие МиГи открывали по ним убийственный пушечный огонь с небольшой дистанции. Более того, вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити».

Еще одним театром применения МиГ-17 – на сей раз арабских – стал Ближний Восток. Хотя особо успешным их участие в воздушных боях против израильской авиации назвать нельзя. Но если говорить об октябрьской войне 1973 года, в штурмовых налетах «семнадцатые» действовали подчас вполне результативно. Египетские МиГ-17 уничтожили на Синае немало израильской наземной техники.

МиГ-17 можно было видеть и в ходе конфликтов между африканскими странами, причем за штурвалами, например, ангольских и эфиопских самолетов этого типа находились, как правило, кубинские летчики.

Удивительно, но и сегодня эти истребители не ушли в запас. Последним крупным оператором МиГ-17 (в основном китайского производства) остается Северная Корея. Составляя значительную часть военно-воздушного авиапарка страны трех великих Кимов, эти машины демонстрируют свое завидное «профессиональное долголетие».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer