Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты в пике: что значат для авиаотрасли введенные за операцию на Украине санкции


27 февраля 2022 года Мария Кокорева, Forbes


После начала российской военной операции на Украине западные страны ввели ряд ограничений и санкций, затрагивающих авиационную отрасль России. ЕС решил полностью закрыть небо для российской авиации и запретил поставки в страну самолетов и запчастей к ним. В том, как ограничения скажутся на авиаотрасли, разбирался Forbes

После начала российской военной операции на Украине западные страны ввели ряд ограничений и санкций, затрагивающих авиационную отрасль России. ЕС решил полностью закрыть небо для российской авиации и запретил поставки в страну самолетов и запчастей к ним. В том, как ограничения скажутся на авиаотрасли, разбирался Forbes

Закрытое небо 

В день начала операции на Украине, 24 февраля, Великобритания запретила «Аэрофлоту» полеты в королевство, а днем позже закрыла воздушное пространство для всех российских авиакомпаний (это означает, что российским самолетам нельзя будет летать не только в Великобританию, но и пролетать над ее территорией). В пятницу, 25 февраля, к закрытию воздушного пространства для России присоединились Польша и Чехия. К вечеру воскресенья стран, чье небо для авиакомпаний из России закрыто, набралось более 30. В ответ Росавиация начала закрывать российское небо для авиакомпаний из некоторых этих стран. Наконец, вечером 27 февраля Евросоюз решил полностью закрыть небо для российских самолетов. 

Нельзя будет попасть в Европу из России и через иностранные авиакомпании третьих стран. Как рассказал Forbes источник, близкий к Росавиации, дело в том, что для этого нужна так называемая «пятая свобода» воздушного пространства: она разрешает лететь из страны регистрации авиакомпании в другую страну при посадке в третьей. Например, когда авиакомпания другой страны сначала прилетает, например, в Москву, забирает пассажиров и далее летит в Европу. «Такой свободы ни у кого сейчас нет, поэтому не выйдет. Только через Турцию, Казахстан. Возможно, Росавиация временно разрешит «пятую свободу», чтобы помочь пассажирам», — рассказал источник Forbes.

Остаются только обходные пути, подтверждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Например, через Турцию (Стамбул) или Казахстан (Нур-Султан). Сейчас, по данным сайта Turkish Airlines, можно найти билеты из Москвы в Стамбул на 8 марта за 13 685 рублей. Из Стамбула, например, в Будапешт турецкими авиалиниями можно улететь 8 марта за 10 254 рубля. Обратно из Будапешта в Стамбул на те же даты — 9 970 рублей, а из Стамбула в Москву — 23 122 рубля. 

Потери из-за закрытого российского неба понесут и европейские перевозчики, отмечает генеральный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: теперь при закрытии Транссибирского и прочих маршрутов через Россию обслуживать азиатское направление им будет гораздо дороже, что приведет к снижению их конкурентоспособности на фоне азиатских конкурентов, указывает эксперт.

Без самолетов и запчастей

Европейский запрет на поставки самолетов и запчастей коснулся компании Airbus — одного из крупнейших авиастроителей в мире. В России, согласно данным Росавиации, самолетов Airbus более 300. Больше всего их у «Аэрофлота» (118 из задействованных в расписании регулярных пассажирских перевозок) и S7 (66 лайнеров), а у «Уральских авиалиний» из самолетов Airbus состоит весь парк. К 28 марта все поставки европейских самолетов и лизинговые контракты должны быть прекращены.

Согласно санкционному регламенту, ЕС также ввел запрет на оказание любых страховых и перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, на их ремонт и модификацию. В результате вернуть самолеты потребуют не только европейские лизинговые компании, но и лизингодатели из третьих стран, опасаясь рисков, говорит Олег Пантелеев. Ограничения на поставку запчастей приведут к невозможности техобслуживания (ТО) иностранных самолетов и поддержания их летной годности, говорит эксперт. «Европейские запчасти есть и у американских самолетов Boeing, и даже у отечественного Superjet. Это приведет к полному параличу магистральных перевозок», — уверен он. Решение проблемы возможно при отказе от возврата части лизинговых самолетов и при освоении ТО силами российских провайдеров. Приобретать комплектующие для ремонта и заказывать некоторые услуги потребуется в третьих странах, не поддерживающих санкции, говорит эксперт.

«Что касается самолетов Superjet, сейчас полным ходом идет создание его импортозамещенной версии. По заявлениям производителя, поставки такого самолета возможны с 2024 года, тогда же должен появиться и отечественный турбореактивный двигатель ПД-8», — говорит Пантелеев.

Серьезно ударит по рынку и ограничение в части финансовых услуг: утратив доступ к существенной части мирового рынка перестрахования, российская страховая индустрия должна будет запрашивать помощь у государства, чтобы удерживать риски российских авиакомпаний внутренними ресурсами. Без принятия таких мер международные перевозки окажутся невозможными, добавляет эксперт. 

Главный вопрос — что делать с дальнемагистральными перелетами, поскольку для них российские авиакомпании задействуют только иностранные лайнеры, говорит Гусаров. «И если со среднемагистральным сегментом (перелеты от 2500 до 6000 км) можно найти решение — поезд или машина, то, например, поездки на Дальний Восток уже станут проблемой», — отмечает он. В крайнем случае российских туристов смогут «подхватить» третьи страны, например, турецкие или китайские перевозчики, предполагает Гусаров.

Лизинг самолетов у «дочек» санкционных банков

Еще один важный момент — контракты с лизинговыми компаниями, принадлежащими попавшим под санкции банкам. На 2020 год «Сбербанк Лизинг» поставил группе «Аэрофлот» 49 самолетов. Всего, по данным сайта «Сбера», у компании 70 самолетов, а среди клиентов также «Уральские авиалинии» и Utair. «ВТБ-лизинг», например, дает в аренду «Аэрофлоту» 67 самолетов, Utair — три самолета, всего в парке у компании более 100 лайнеров. В лизинговом портфеле «ВЭБ-лизинга» были 43 самолета Airbus и Boeing.

За короткий срок (ВТБ и ВЭБ за месяц, «Сберу» — до конца мая) компаниям придется перевести все расчеты из доллара в рубли, менять условия договоров и проводить другую сложную юридическую работу, говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса Pen & Paper Сергей Гландин. «Для лизинговых компаний из-за таких сроков это настоящая головная боль. Ведь, помимо аренды самолетов, им нужно платить регистратору лайнеров, налоги и так далее», — поясняет эксперт. Одно из решений: передача бортов от находящихся под санкциями юридических лиц к тем, которые под ними не находятся, возможно даже, что лица эти будут зарегистрированы за рубежом, рассуждает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. 

Цены вырастут

Изменение цен на билеты прогнозировать сложно, многое зависит от реальной покупательной способности населения, курса рубля и инфляции, говорит Пантелеев. «Вполне вероятно, что маршрутная сеть сожмется, предложение провозных емкостей сократится, это, безусловно, повлияет на стоимость билетов», — сказал эксперт.

В период пандемии рост цен сдерживало меньшее количество пассажиров и большой объем незадействованного парка, рассказывает Гусаров. «Но в сложившейся ситуации цены однозначно будут расти. Влияют не только санкции, но и грядущий новый туристический сезон, курс рубля», — говорит он. Но в случае, если иностранные компании согласятся выполнять маршруты из России, цены на международные направления могут измениться незначительно, уверен эксперт.  




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer