Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Принять и простить: авиакомпании попросили списать пандемийные долги


17 марта 2022 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании попросили списать им долги пандемийного 2020 года перед бюджетом — остатки по налоговым и страховым платежам, по которым из-за коронакризиса была дана отсрочка. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила такую меру помощнику президента Игорю Левитину. По данным источника «Известий» в одном из перевозчиков, речь может идти о сумме до 1 млрд рублей по всей отрасли. Также АЭВТ призвала обнулить налог на прибыль для авиакомпаний, НДС на рейсы из Москвы, а также на все аэропортовые сборы, «заморозить» индексацию ставок за аэронавигацию, а также вернуть возможность возврата денег пассажирам через ваучеры. Сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии, поэтому действительно нуждается в господдержке, согласны эксперты. Тем не менее, они сомневаются, что могут быть приняты все предложения авиаторов.


Согласно постановлению правительства № 409 от 2 апреля 2020 года, отсрочка по уплате налоговых и страховых платежей в 2020-м предоставлялась авиакомпаниям в апреле–июне в случае падения их доходов в I квартале того же года более чем на 10%. При этом для перевозчиков был введен упрощенный порядок подтверждения снижения прибыли, сообщал тогда заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

Авиакомпании попросили списать им долги пандемийного 2020 года перед бюджетом — остатки по налоговым и страховым платежам, по которым из-за коронакризиса была дана отсрочка. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила такую меру помощнику президента Игорю Левитину. По данным источника «Известий» в одном из перевозчиков, речь может идти о сумме до 1 млрд рублей по всей отрасли. Также АЭВТ призвала обнулить налог на прибыль для авиакомпаний, НДС на рейсы из Москвы, а также на все аэропортовые сборы, «заморозить» индексацию ставок за аэронавигацию, а также вернуть возможность возврата денег пассажирам через ваучеры. Сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии, поэтому действительно нуждается в господдержке, согласны эксперты. Тем не менее, они сомневаются, что могут быть приняты все предложения авиаторов.

Долговой разговор

Члены российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят все крупнейшие авиакомпании России, предложили списать оставшиеся с 2020 года долги перевозчиков перед бюджетом. Речь идет об остатках задолженностей по налоговым и страховым платежам, по уплате которых из-за коронакризиса кабмин дал отсрочку.

Мера обсуждалась на совещании у помощника президента России Игоря Левитина 15 марта, сообщил «Известиям» источник в АЭВТ. Собеседник в одной из авиакомпаний, участвовавших в разработке предложений, уточнил, что по итогам встречи решений не принято. Эту и другие меры поддержки отрасли будут дополнительно обсуждать 17 марта на новом совещании с представителями авиакомпаний, сообщил источник. Позднее сформированные предложения будут направлены в правительство, уточнил он.

самолет аэропортФото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Представитель Минфина переадресовал вопросы «Известий» в пресс-службу Минтранса, где не предоставили комментария.

Просьба на миллиард

Сегодня большая часть отсроченных выплат уже закрыта, компании остаются должны порядка 1 млрд рублей налогов и сборов, — именно их и просят списать авиаторы, рассказал источник в российском перевозчике.

В «Уральских авиалиниях» сказали «Известиям», что в период пандемии в 2020 году авиакомпания оформила рассрочку на сумму 600 млн рублей, а в 2021-м погасила лишь чуть более половины этой суммы.

— В настоящих условиях эта мера [списание долгов] будет действенной. Также любая другая поддержка ценна в текущий период неопределенности, которую переживает вся авиаотрасль, — сообщила «Известиям» представитель компании Вера Гасникова.

В условиях ограничений на полеты по РФ и за границу «Уральские авиалинии» теряют более половины доходов относительно поступлений в аналогичный период 2021 года, уточнила она.

В других авиакомпаниях комментариев не предоставили.

Крупнейшие российские перевозчики на фоне санкций Евросоюза и США, введенных в конце февраля, приостановили почти все заграничные перелеты. «Аэрофлот», iFly, Azur Air выполняют вывозные рейсы для возвращения россиян на родину. Коммерческие перелеты за границу продолжают осуществлять Utair, Red Wings, Nordwind, «Ираэро», «Азимут» и ряд других перевозчиков.

Ставка на 0%

Помимо списания старых долгов АЭВТ выступает и за другие меры: до конца 2024 года обнулить налог на прибыль для авиаперевозчиков, аэропортов и обслуживающих их предприятий (например, ремонтных), а также лизинговых компаний, следует из рабочего документа с предложениями организации для кабмина (есть в распоряжении «Известий»). Также в АЭВТ считают, что стоит обнулить НДС на внутрироссийских рейсах через Москву. Сейчас ставка составляет 10%. На рейсах в облет столицы и на всех рейсах в Крым, Калининград и города Дальнего Востока НДС уже обнулен.

Нулевую ставку НДС АЭВТ предлагает установить и на все аэропортовые сборы, а также ввести мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, в организации выступают за введение 50-процентной скидки на навигацию до окончания запрета на полеты в южные города России (запрет касается 11 аэропортов, он действует до 20 марта). Эти меры призваны снизить текущие расходы авиакомпаний и стоимость авиабилетов для пассажиров, следует из документа.

Ассоциация также хочет вернуться к практике выдачи пассажирам ваучеров взамен возврата стоимости билета деньгами при отмене рейсов, как это было в пандемию.

Дополнительно АЭВТ предлагает компенсировать авиакомпаниям стоимость стоянки самолетов при их вынужденном хранении в связи с санкциями ЕС, компенсировать выпадающие доходы из-за сокращения объема перевозок и предоставить субсидии на содержание инфраструктуры аэропортов. Суммы компенсаций в документе не указаны. В списке предложений ассоциации фигурирует более 50 различных инициатив поддержки отрасли.

Согласно актуальной версии проекта антикризисного плана (есть в распоряжении «Известий»), в этому году правительство планирует выделить на поддержку авиакомпаний 25 млрд рублей. Предполагается, что средства будут направлены на субсидирование кредитования, лизинговых платежей, текущей деятельности перевозчиков. На поддержку авиакомпаний на фоне кризиса из-за COVID-19 в 2020 году правительство выделило около 21 млрд рублей.

На грани рентабельности

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напомнил, что авиакомпании только в конце 2021 – начале 2022 года смогли восстановить объемы перевозок до допандемийного уровня, но сделать это удалось за счет менее маржинальных внутренних рейсов.

— Исторически авиакомпании работают на грани операционной рентабельности, и, как и в 2020 и в 2021 годах, в нынешних условиях рынку может потребоваться господдержка. Но в каком виде она может быть оказана, оценить сложно. Не до конца понятно, что будет с лизинговыми платежами, которые перевозчики должны были платить иностранным лизингодателям, а это значительная часть операционных расходов авиакомпаний, особенно с учетом того, что эти платежи чаще всего были валютными, а курс существенно изменился, — сказал эксперт.

Обнуление НДС на полеты в Москву позволило бы компаниям получить дополнительный доход, не повышая цены на билеты, считает Александр Гущин. Но ранее государство планировало развивать авиасообщение в обход столицы, и для этого ранее и была обнулена ставка НДС на рейсы в облет Москвы, напомнил эксперт.

Шансы на то, что Минфин пойдет на такие существенные послабления по налоговым инициативам, достаточно высоки, считает аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова.

— Часть мер будет одобрена. Особенно что касается налоговой части. Но фиксация аэропортовых сборов едва ли возможна, аэропорты — также пострадавшая сторона в связи с существенным ограничением международного сообщения, — считает она.

Эксперт добавила, что сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии. По данным АЭВТ, по итогам прошлого года авиакомпании сгенерировали убытки в размере 70–80 млрд рублей (в 2020-м убыток составил 197,3 млрд рублей). С учетом новых льготных банковских кредитов отрасль сможет «прожить» еще год, полагает Елена Сахнова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer