Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На высокой чистоте: как надувная оболочка поможет приземлить МКС


17 марта 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Вас надули

Отработавшие свой век на орбите космические аппараты становятся угрозой для новых спутников, станций и других объектов. Учитывая, что сейчас готовятся проекты по запуску огромного количества аппаратов для связи, через несколько лет проблема космического мусора может обрести новые масштабы. Кроме того, актуален вопрос спуска с орбиты крупных объектов вроде космических станций. В частности, срок службы МКС рано или поздно подойдет к концу.

Специалисты Московского авиационного института и АО «НПО Лавочкина» ведут совместную работу над решением для увода космических аппаратов с низкой околоземной орбиты. Оно представляет собой надувную оболочку сферической формы из тонкой металлизированной полимерной пленки. Такая пленка используется, например, для теплоизоляции космических аппаратов — она должна выдерживать воздействие ультрафиолета и глубокий вакуум.

— Пленку толщиной 5–12 микрон (микрон — это одна тысячная миллиметра. — «Известия») склеивают по заранее заготовленной выкройке, — пояснил руководитель СККБ «Искра» Аэрокосмического института МАИ, старший преподаватель кафедры 601 МАИ Сергей Фирсюк. — Затем ее складывают — получается своеобразный шарик, на который надевают шапочку-клапан. Уложена она может быть очень плотно — получается шарик размером с кулак крупного человека. При раскрытии его диаметр становится равен 2 м. Свернутую пленку размещают на поверхности космического аппарата, чтобы она могла сдвинуться на его кромку.

Раздуваться оболочка может двумя способами. В первом случае остаточный газ внутри свернутой пленки раскроет ее сам, так как давление вокруг практически равно нулю. Второй вариант — подача воздуха из баллона.

Увеличение объема космического аппарата за счет надувной оболочки ведет к тому, что он будет двигаться медленнее и постепенно опустится к Земле. По сути, технология работает как парашют. С помощью серий надуваний и сдуваний устройства космический аппарат сможет сбрасывать скорость и снижать высоту.

Основное назначение разработки — спуск отработавших свой срок наноспутников формата кубсат (так называют аппараты габаритами 10х10х10 см при массе не более 1,33 кг) в атмосферу, где они будут просто сгорать. В ближайшее время ученые планируют провести эксперимент и с помощью вакуумной камеры воссоздать условия космоса и посмотреть, как пройдет процесс надувания оболочки вокруг спутника.

Однако технология применима к любому объекту, в том числе к МКС. Станции и модули не сгорят в атмосфере, поэтому их можно приземлить на сушу или приводнить в океан. Разница заключается только в требуемой площади оболочки. Более того, с помощью такой технологии можно опустить станцию в максимально приближенную к заданным параметрам точку.

— Если аппарат падает естественным путем, диапазон места падения определить крайне трудно, — пояснил Сергей Фирсюк. — В свободном полете МКС в течение года-полутора будет постепенно проседать, а затем спускаться по непредсказуемой траектории. Управляя процессом последовательного надувания и сдувания оболочки, можно приземлить аппарат точно в цель. Для реализации процесса нужно будет установить много блоков из свернутой пленки на поверхности станции, установив к ним доступ газа.

И мал, и велик

Установка такой оболочки на спутник потребует оценки в каждом конкретном случае, считает председатель экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу Борис Шустов.

— Не уверен, что можно будет ставить такой модуль на каждый кубсат — это всё-таки маленький объект, и шарик из пленки займет значительную долю полезной нагрузки аппарата. Что касается применения такой технологии на МКС, идея интересная, но пока не кажется реализуемой, — поделился мнением эксперт.

Многое зависит и от высоты, на которой находился отработавший свой срок аппарат. По словам участника рабочей группы НТИ AeroNet, генерального директора компании «Спутникс» Владислава Иваненко, на высотах 300–400 км применение такой технологии может быть эффективно. Но на высоте 500–600 км сведение с орбиты с помощью паруса может занять довольно длительное время. Связана такая разница с тем, что плотность разреженной атмосферы Земли уменьшается с увеличением расстояния от поверхности.

Разработчики уверены, что их технология будет более востребована для увода с орбиты кубсатов, чем активные методы борьбы с образованием космического мусора, такие как двигатель, лазер или плазменный пучок. Ставить блоки со свернутой пленкой на находящиеся на орбите элементы можно, но довольно затратно.

— В данном случае нужны испытания, чтобы убедиться, что это будет работать, и расчеты баллистиков по точным данным: масса аппарата, параметры орбиты, подробности про пленку или шар, — сказал «Известиям» руководитель проекта космических наноспутников компании — участника рынка AeroNet НТИ «Геоскан» Александр Хохлов. — В России был похожий проект — «Маяк». При запуске на орбиту их конструкция из пленки не раскрылась.

Некоторые космические агентства уже сейчас требуют, чтобы у запускаемых спутников была технология увода с орбиты, отметили в компании «Аэроспейс Капитал».

— В большинстве случаев используются двигатели, — сказала директор компании по продажам и маркетингу Валерия Барашкова.

Использование пленки может стать технически и экономически эффективным решением по уводу спутников с орбиты, заметила она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США



Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer