Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На высокой чистоте: как надувная оболочка поможет приземлить МКС


17 марта 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Вас надули

Отработавшие свой век на орбите космические аппараты становятся угрозой для новых спутников, станций и других объектов. Учитывая, что сейчас готовятся проекты по запуску огромного количества аппаратов для связи, через несколько лет проблема космического мусора может обрести новые масштабы. Кроме того, актуален вопрос спуска с орбиты крупных объектов вроде космических станций. В частности, срок службы МКС рано или поздно подойдет к концу.

Специалисты Московского авиационного института и АО «НПО Лавочкина» ведут совместную работу над решением для увода космических аппаратов с низкой околоземной орбиты. Оно представляет собой надувную оболочку сферической формы из тонкой металлизированной полимерной пленки. Такая пленка используется, например, для теплоизоляции космических аппаратов — она должна выдерживать воздействие ультрафиолета и глубокий вакуум.

— Пленку толщиной 5–12 микрон (микрон — это одна тысячная миллиметра. — «Известия») склеивают по заранее заготовленной выкройке, — пояснил руководитель СККБ «Искра» Аэрокосмического института МАИ, старший преподаватель кафедры 601 МАИ Сергей Фирсюк. — Затем ее складывают — получается своеобразный шарик, на который надевают шапочку-клапан. Уложена она может быть очень плотно — получается шарик размером с кулак крупного человека. При раскрытии его диаметр становится равен 2 м. Свернутую пленку размещают на поверхности космического аппарата, чтобы она могла сдвинуться на его кромку.

Раздуваться оболочка может двумя способами. В первом случае остаточный газ внутри свернутой пленки раскроет ее сам, так как давление вокруг практически равно нулю. Второй вариант — подача воздуха из баллона.

Увеличение объема космического аппарата за счет надувной оболочки ведет к тому, что он будет двигаться медленнее и постепенно опустится к Земле. По сути, технология работает как парашют. С помощью серий надуваний и сдуваний устройства космический аппарат сможет сбрасывать скорость и снижать высоту.

Основное назначение разработки — спуск отработавших свой срок наноспутников формата кубсат (так называют аппараты габаритами 10х10х10 см при массе не более 1,33 кг) в атмосферу, где они будут просто сгорать. В ближайшее время ученые планируют провести эксперимент и с помощью вакуумной камеры воссоздать условия космоса и посмотреть, как пройдет процесс надувания оболочки вокруг спутника.

Однако технология применима к любому объекту, в том числе к МКС. Станции и модули не сгорят в атмосфере, поэтому их можно приземлить на сушу или приводнить в океан. Разница заключается только в требуемой площади оболочки. Более того, с помощью такой технологии можно опустить станцию в максимально приближенную к заданным параметрам точку.

— Если аппарат падает естественным путем, диапазон места падения определить крайне трудно, — пояснил Сергей Фирсюк. — В свободном полете МКС в течение года-полутора будет постепенно проседать, а затем спускаться по непредсказуемой траектории. Управляя процессом последовательного надувания и сдувания оболочки, можно приземлить аппарат точно в цель. Для реализации процесса нужно будет установить много блоков из свернутой пленки на поверхности станции, установив к ним доступ газа.

И мал, и велик

Установка такой оболочки на спутник потребует оценки в каждом конкретном случае, считает председатель экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу Борис Шустов.

— Не уверен, что можно будет ставить такой модуль на каждый кубсат — это всё-таки маленький объект, и шарик из пленки займет значительную долю полезной нагрузки аппарата. Что касается применения такой технологии на МКС, идея интересная, но пока не кажется реализуемой, — поделился мнением эксперт.

Многое зависит и от высоты, на которой находился отработавший свой срок аппарат. По словам участника рабочей группы НТИ AeroNet, генерального директора компании «Спутникс» Владислава Иваненко, на высотах 300–400 км применение такой технологии может быть эффективно. Но на высоте 500–600 км сведение с орбиты с помощью паруса может занять довольно длительное время. Связана такая разница с тем, что плотность разреженной атмосферы Земли уменьшается с увеличением расстояния от поверхности.

Разработчики уверены, что их технология будет более востребована для увода с орбиты кубсатов, чем активные методы борьбы с образованием космического мусора, такие как двигатель, лазер или плазменный пучок. Ставить блоки со свернутой пленкой на находящиеся на орбите элементы можно, но довольно затратно.

— В данном случае нужны испытания, чтобы убедиться, что это будет работать, и расчеты баллистиков по точным данным: масса аппарата, параметры орбиты, подробности про пленку или шар, — сказал «Известиям» руководитель проекта космических наноспутников компании — участника рынка AeroNet НТИ «Геоскан» Александр Хохлов. — В России был похожий проект — «Маяк». При запуске на орбиту их конструкция из пленки не раскрылась.

Некоторые космические агентства уже сейчас требуют, чтобы у запускаемых спутников была технология увода с орбиты, отметили в компании «Аэроспейс Капитал».

— В большинстве случаев используются двигатели, — сказала директор компании по продажам и маркетингу Валерия Барашкова.

Использование пленки может стать технически и экономически эффективным решением по уводу спутников с орбиты, заметила она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer