Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что станет с космосом, если санкции будут длиться годами


4 марта 2022 года Михаил Котов, Взгляд


Что делать, есть реальность с санкциями – это ситуация, которая будет длиться годами? Шансов, что ограничения с обеих сторон быстро снимут, практически нет. Можно примерно наметить шаги, на которые придется пойти Роскосмосу, чтобы сохранить российскую космонавтику и постараться не допустить катастрофического снижения ее потенциала.

Что делать, есть реальность с санкциями – это ситуация, которая будет длиться годами? Шансов, что ограничения с обеих сторон быстро снимут, практически нет. Можно примерно наметить шаги, на которые придется пойти Роскосмосу, чтобы сохранить российскую космонавтику и постараться не допустить катастрофического снижения ее потенциала.

Во-первых, действовать придется уже сейчас и как будто санкции пришли как минимум на ближайшие пять лет. Каждая неделя промедления будет только ухудшать ситуацию. Начать стоит с определения текущего положения. В России главный документ в космонавтике – это Федеральная космическая программа, которая была принята на десять лет с 2016 по 2025 годы. Продолжать работать по ней, делая вид, что ничего не произошло, это прямой путь к распылению средств – при том, что выполнения требуемых пунктов все равно достичь не получится.

Требуется создать и принять какой-то переходный документ, с гораздо меньшим горизонтом планирования и максимально четко прописанными задачами, ресурсами на их выполнение и системой вех и промежуточных пунктов для отслеживания результатов. Государству, если оно хочет сохранить нашу космонавтику, нужно будет принять и профинансировать этот документ, причем желательно не как ФКП 2016 года, которую постоянно урезали под разными благовидными предлогами.

Необходимо пересмотреть все действующие в настоящее время проекты, отдавая приоритет наиболее простым в реализации. Определить жизненно необходимые – связь, дистанционное зондирование Земли, и по каждому из направлений иметь программу для поддержания минимально необходимого количества космических аппаратов. Мне не хочется сейчас это говорить, но, возможно, в текущей ситуации развитие таких проектов, как многоразовые ракеты-носители и возвращение первой ступени, будет не самым эффективным решением. Та экономия, что они дают при запуске, могла сработать на коммерческом рынке, а в ситуации ограничений и замыканя на решении внутренних вопросов это не настолько критично.

Самое важное, несмотря на тяжелую ситуацию постараться максимально сохранить научные проекты, особенно те, что в данный момент находятся на завершающей стадии. Для чего требуется четкий аудит и понимание, что и где происходит. Научным проектам в России сейчас будет особенно тяжело, поэтому нужно их сохранять, насколько это возможно. Новых в ближайшее время, судя по всему, не будет. Если у ученых будет получаться – максимально участвовать в программах других стран (Китая, Индии, ОАЭ) – поставить свой прибор на чужой аппарат в такой ситуации гораздо реальнее, чем найти финансирование на весь проект.

Отдельно стоит сказать об импортозамещении. Разговоры велись с 2014 года, однако до сих пор это не носило системный характер. Увы, гром грянул и креститься уже поздно. На всех предприятиях космической отрасли требуется создание единого сквозного списка всех электронных компонентов, использующихся в отрасли, с четким пониманием – насколько срочно требуется импортозаместить ту или иную позицию. Естественно, в процессе составления со списком нужно работать, определить, есть ли позиции, которые могут быть универсализированы.

После чего нужно, согласно выбранному плану, размещать наиболее критичные позиции на производство в Китае и одновременно вместе с государством работать над созданием собственного большого полупроводникового кластера в России. Сделать это сейчас будет в тысячу раз сложнее, чем в 2014 году, и в миллион раз сложнее, чем в 2005-м. Но, если до сих пор это сделано не было, требуется все равно заниматься – выжить без своего производства полного цикла просто нельзя.

Роскосмосу надо налаживать диалог с частными компаниями, плотно работать со стартапами, особенно в области проектирования и постройки собственных космических аппаратов. Без их гибкости будет очень сложно. Отличный пример – американская частная компания Planet labs, создавшая группировку спутников ДЗЗ в формате кубсатов, то есть составленных из нескольких элементов размером всего 10x10 сантиметров.

Худшее, что может сделать Россия за время санкций, это потерять накопленный потенциал пилотируемой космонавтики. Всеми силами надо стараться не допустить этого. Любые пилотируемые миссии, пусть даже облетные, как 60 лет назад, лучше, чем потеря уникальнейшего опыта и поколений космонавтов. Потом восстановить все это – от программы обучения до работы таких уникальных организаций, как Институт медико-биологических проблем РАН – будет просто невозможно. И это потребует дополнительного финансирования.

Если вкратце, российской космонавтике нужно, не распыляясь, заниматься только наиболее важными, жизненно необходимыми проектами, наладив двустороннее использование спутников двойного назначения. То есть если космический аппарат может использоваться и в военных, и в мирных целях, например, для зондирования Земли или в геомониторинге, требуется научиться использовать его совместно, в нынешних условиях это очень важно.
Нужна реальная, жесткая программа по созданию собственного производства полупроводников, при этом те предприятия, что уже сейчас работают в этой отрасли, должны цениться на вес золота, их опыт сейчас неоценим. Нужно отслеживать практически каждую деталь, каждый процессор, и знать где он может быть куплен и когда появится возможность их импортозаместить. Иначе выжить будет просто невозможно.

Работы предстоит непочатый край и от того, насколько четко и в срок она будет выполнена, зависит будущее всей российской космонавтики. Источник




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer