Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее


13 апреля 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые создали систему для контроля работы частей крыльев самолета, необходимых для набора или снижения высоты. Она представляет собой комплект датчиков, контролирующих выдвижение закрылков. При нештатной ситуации приборы подадут сигнал о проблеме. Внедрение этой технологии предотвратит крен самолета, существенно сократит нагрузку на экипаж и снизит вероятность ошибки пилотирования, считают опрошенные «Известиями» специалисты. Уже в этом году планируется протестировать разработку на опытных экземплярах самолетов, а в 2023-м — провести летные испытания на новых серийных «Суперджетах».


Sukhoi Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3 тыс. или 4,6 тыс. км. В марте 2022 года Минпромторг заказал подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-New за 15 млрд рублей. В «Ростехе» анонсировали, что импортозамещенная на 97% модификация, разработка которой оценивалась в 120 млрд рулей, появится к 2024 году.

Российские ученые создали систему для контроля работы частей крыльев самолета, необходимых для набора или снижения высоты. Она представляет собой комплект датчиков, контролирующих выдвижение закрылков. При нештатной ситуации приборы подадут сигнал о проблеме. Внедрение этой технологии предотвратит крен самолета, существенно сократит нагрузку на экипаж и снизит вероятность ошибки пилотирования, считают опрошенные «Известиями» специалисты. Уже в этом году планируется протестировать разработку на опытных экземплярах самолетов, а в 2023-м — провести летные испытания на новых серийных «Суперджетах».

Всё под контролем

Sukhoi Superjet New (SSJ New) представляет собой модификацию российского самолета Sukhoi Superjet 100, рассчитанного на небольшое количество пассажиров. Особенность новой модели — максимальное замещение иностранных комплектующих отечественными. Более того, из-за введенных санкций возникла острая необходимость делать борт полностью на российских компонентах.

В частности, импортозамещения требует комплексная система управления самолетом. В ее состав входят компоненты для контроля перекоса секций механизации крыла. Так называют изменение положения закрылков и предкрылков, необходимое для набора или снижения высоты. Разработку этих компонентов ведут в Московском авиационном институте (МАИ).

— В последнее время, согласно наблюдениям Европейского агентства по безопасности полетов, стало возникать очень много аварийных ситуаций, которые потенциально могут приводить к катастрофическим последствиям. В связи с этим организация предъявила новое требование к самолетам — все новые машины должны иметь такую систему контроля механизации крыла, — рассказал директор центра компетенций «Энергетические системы» МАИ Сергей Грачев.

Новое требование попало и в техническое задание для строящихся экземпляров SSJ New, сообщил Сергей Грачев. В России ранее таких систем не делали и самолетов с ней не выпускалось.

Снижение рисков

Перекос в худшем случае может привести к аварийной ситуации. Если одна часть закрылка выдвигается несколько быстрее другой, конструкцию может заклинить. Это, в свою очередь, приведет к выходу из строя секции крыла и потере реального управления самолетом. Задача системы — отследить перекос секции закрылков и предкрылков, а также подать сигнал в случае обнаружения ошибки.

— Закрылки имеют размах в несколько метров, конструкция крыла достаточно гибкая. Как раз из-за этого в момент выпуска возможны различные перекосы и заклинивания. Впрочем, когда конструкцию действительно заклинило, уже поздно. Наша система должна предупредить о вероятности такой ситуации, — пояснил технический директор центра компетенций «Энергетические системы» МАИ Денис Смагин.

Сейчас ученые завершили разработку конструкторской документации, изготовили опытные образцы и планируют проведение испытаний. Пока систему отрабатывают на особом стенде. На аппарате полностью имитируются движения закрылков, предкрылков и работы системы. Этот вид испытаний должен быть завершен в этом году. После систему планируют поставить на опытные самолеты. На 2023 год намечено испытать влияние внешних факторов на работу системы в аттестованных Росавиацией организациях, а затем провести летные испытания на новых серийных самолетах.

«Известия» направили запросы в «Гражданские самолеты Сухого» (разработчик SSJ), в Минпромторг и Росавиацию.

Не допустить крена

Как утверждают эксперты, летать без разрабатываемой системы можно, но это увеличивает риск ошибки пилота.

— Если при выпуске или уборке механизации возникает рассогласование по скорости движения закрылков, поведение самолета меняется, — объяснил заведующий кафедрой самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского национального исследовательского технического университета Игорь Бобарика. — Экипаж получает дополнительную нагрузку в режиме ручного пилотирования, вероятность ошибки пилота увеличивается. Отмечу, что по статистике порядка 60% всех авиакатастроф происходит на посадке, так как это и так очень ответственный и нагруженный для экипажа этап полета.

Поэтому исключение возможной причины аварийной ситуации при помощи новой системы может повысить безопасность полетов.

— Такая система уже используется в пассажирских самолетах, в частности в самолете Airbus A-320, — отметил профессор кафедры авиастроения Комсомольского-на-Амуре государственного университета Александр Бобков.



комментарии (1):

АТ-191      13/04/2022 [19:07:59]#1
Это что за....?!!! Авиационное издание, а пишут авторы, которые, как будто самолёт в глаза не видели никогда. Что за аббревиатура такая?
И что, эти горе эксперты не знают о системе синхронизации закрылков? Не верю, что-бы у Пуперджета такой системы не было. Как бы его сертифицировали тогда? Она есть АБСОЛЮТНО на всех самолётах! Только на АН-2 ей нет. Что, намечается очередной распил денег якобы на прорывные технологии?













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer