Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку


25 апреля 2022 года Анастасия Львова, Известия


Пассажиропоток авиакомпаний России в марте снизился на 21% в сравнении с аналоличным периодом прошлого года и составил 5,16 млн человек, следует из данных официальной статистики Росавиации, с которой ознакомились «Известия». «Аэрофлот» за тот же месяц потерял две позиции и опустился на третью строчку в рейтинге. Первое место заняла S7 Airlines. Лоукостер «Победа» обошел материнскую компанию и занял вторую строчку. Эксперты считают, что S7 останется в лидерах, пока «Аэрофлот» трансформирует маршрутную сеть в условиях санкций. А вот «Победе» вряд ли удастся выйти на первое место по перевозкам в этом году из-за сокращения парка, полагают специалисты.

Пассажиропоток авиакомпаний России в марте снизился на 21% в сравнении с аналоличным периодом прошлого года и составил 5,16 млн человек, следует из данных официальной статистики Росавиации, с которой ознакомились «Известия». «Аэрофлот» за тот же месяц потерял две позиции и опустился на третью строчку в рейтинге. Первое место заняла S7 Airlines. Лоукостер «Победа» обошел материнскую компанию и занял вторую строчку. Эксперты считают, что S7 останется в лидерах, пока «Аэрофлот» трансформирует маршрутную сеть в условиях санкций. А вот «Победе» вряд ли удастся выйти на первое место по перевозкам в этом году из-за сокращения парка, полагают специалисты.

Смена лидера

В марте все российские авиакомпании перевезли 5,16 млн пассажиров, снизив этот показатель на 21% по сравнению с мартом 2021 года. Это следует из данных официальной статистики Росавиации, с которой ознакомились «Известия». Два источника, близких к ведомству, подтвердили «Известиям» корректность этих сведений. Один из собеседников уточнил, что это предварительные данные, но окончательные вряд ли будут серьезно отличаться.

В марте в рейтинге Росавиации по пассажиропотоку сменился лидер — частная российская авиакомпания S7 Airlines вышла на первую строчку, сместив «Аэрофлот». S7 перевезла 986 тыс. человек, при этом снизив пассажиропоток на четверть по сравнению с прошлым мартом.

Вторую строчку занял лоукостер «Победа», на рейсах которого было перевезено около 910 тыс. человек, что на 7,3% меньше, чем в марте 2021 года. В результате «Аэрофлот», который в январе-феврале сохранял лидирующую позицию, в марте опустился на третью строчку с показателем 837 тыс. перевезенных пассажиров (минус 32% в годовом выражении). Больше всего трафика «Аэрофлот» потерял на международных рейсах — перевозчик обслужил на них всего 137,2 тыс. человек, что более чем вдвое меньше прошлогоднего результата. На внутренних рейсах трафик «Аэрофлота» просел на 26,3%, до 699,5 тыс. человек.

— Бизнес-модель «Аэрофлота» предполагала специализацию на высокомаржинальных международных перевозках между Европой и Азией. Реализация этой бизнес-модели сегодня уже невозможна: рейсы в Европу для российских авиакомпаний закрыты, а в страны Азии также рискованны из-за возможных арестов самолетов, — отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Кроме того, по его словам, московский хаб сегодня теряет конкурентоспособность в сравнении с другими стыковочными узлами, так как на московском направлении НДС на перелеты сохраняется на уровне 10%, в то время как на региональных рейсах минуя Москву — 0%.

В топе крупнейших авиакомпаний страны остались «Россия» и «Уральские авиалинии». Первая в марте перевезла 456 тыс. человек (минус 18% к марту 2021-го). Пассажиропоток «Уральских авиалиний» в тот же месяц снизился больше, чем у других крупных перевозчиков (минус 38%, до 370 тыс. человек). Эта авиакомпания опустилась с четвертой на пятую строчку рейтинга. Шестерку лидеров замыкает Utair, которая перевезла 355,5 тыс. человек (минус 15,4%).

«Известия» направили запросы в указанные авиакомпании, а также в Минтранс и Росавиацию.

Как в пандемию

Март стал первым полным месяцем, когда действовали санкции Евросоюза и США против российской авиаотрасли. В конце февраля в ответ на спецоперацию РФ на Украине ЕС запретил российским авиакомпаниям летать в страны союза, а также ограничил поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей. Кроме того, Boeing и Airbus отказали перевозчикам в обслуживании лайнеров. Западных лессоров в том числе обязали разорвать действующие контракты с российскими авиакомпаниями и отозвать у них предоставленные ранее в аренду самолеты.

Российские власти настояли на сохранении самолетов у отечественных перевозчиков, те продолжили полеты на этих машинах. В итоге 79 самолетов было арестовано за границей по требованию лизингодателей, по данным агентства Cirium (российский Минтранс заявлял о 78 арестованных лайнерах). Поэтому в начале марта авиакомпании РФ, перестраховываясь, приостановили полеты по почти всем международным направлениям. Полеты продолжились в основном в страны СНГ, но они были нерегулярными и часто отменялись. Только в начале апреля «Аэрофлот» возобновил рейсы в Тегеран и Коломбо. S7 со 2 апреля летает в Киргизию и Таджикистан из Москвы и Новосибирска.

Весной пандемийного 2020 года S7 Airlines уже обгоняла «Аэрофлот» по количеству перевезенных пассажиров. Почти год — с апреля 2020-го по март 2021-го — S7 была крупнейшей в России авиакомпанией по этому показателю. Стать лидером ей отчасти помог коронавирус — из-за пандемии количество зарубежных рейсов тогда сильно сократилось, это было особенно заметно по вылетам из Москвы. А у S7 был серьезный разлет по российским регионам — этот сегмент бизнеса пострадал меньше.

Также у S7, помимо московских рейсов, есть мощный хаб за Уралом, который помог перевозчику и в условиях санкций Запада, считает Олег Пантелеев.

— Стыковочный узел в Новосибирске имеет больше направлений и частот, чем, например, хаб «Аэрофлота» в Красноярске. Кроме того, доля закрытых из-за санкций направлений у S7 ниже, чем у «Аэрофлота». Поэтому до тех пор, пока не будут отменены санкции, либо до тех пор, пока «Аэрофлот» не трансформирует свою маршрутную сеть, ситуация не изменится и S7 будет в лидерах, — считает эксперт.

Сегодня из Новосибирска у S7 сохраняются по три-четыре рейса в день в Среднюю Азию, добавил он.

«Победа» впервые опередила «Аэрофлот» по трафику тоже в пандемию — в июле 2020 года. В рамках стратегии группы «Аэрофлот» именно этот перевозчик должен стать главным драйвером роста, напомнил Олег Пантелеев. Правда, в условиях санкций «Победа» сократила свои провозные емкости и будет эксплуатировать только 25 самолетов из 41 в парке. Из-за сокращения парка лоукостер не сможет обогнать S7 по пассажиропотоку, полагает эксперт.

— Падение авиаперевозок на 20% в марте 2022-го в целом соответствует ожиданиям рынка. Такие оценки озвучивались с конца марта. Как и во время пандемии, падение в большей степени отразилось на сегменте международных перевозок, поэтому в ближайшие месяцы мы сможем увидеть перераспределение мест в списке крупнейших российских перевозчиков в пользу тех, кто имел большую долю внутренних направлений. В дальнейшем, думаю, компании будут пересматривать свои маршрутные сети, адаптировать их к новым реалиям рынка, поэтому текущие показатели (марта-апрель) могут и не отражать того, что мы увидим по итогам всего 2022 года, — считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Он уточнил: март — это не основной месяц по объемам авиаперевозок, поэтому динамика в этом месяце еще не свидетельствует, что по итогам года авиакомпании не смогут перевезти заявленные Минтрансом 90-100 млн человек (на 10-20% меньше, чем в 2021-м). Более показательными будут май-сентябрь, указал эксперт.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство



Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Авиабезопасность вызвала вопросы
Анастасия Львова, Евгения Перцева
Известия
Дело пошлин: магазины duty free откроются для вылетающих в ЕАЭС к августу
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейсы могут задержаться: санкции подкосили российскую авиацию

Известия
Авиаэксперт оценил преимущества самолета SSJ100 в условиях импортозамещения
настасия Львова
Известия
Арабская "дочь": российская авиакомпания хочет создать СП с Etihad
Артём Кореняко
РБК
ICAO заявила о "существенных опасениях" в сфере авиабезопасности России
Алексей Чеботарёв
Аргументы и Факты
Возвращение "тушки". Когда взлетит и куда долетит "новый старый" Ту-214?
Яна Загоровская
КоммерсантЪ
Авиация делает замену
Евдокия Мельник
Forbes
Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом

Известия
Авиаэксперты сравнили характеристики Ту-214 и Boeing
Анастасия Львова
Известия
Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Business FM
СМИ: авиакомпания Royal Flight находится на грани закрытия
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
"Дочка" - к матери: лоукостер "Победа" может полностью уйти из Внуково
Ульяна Миненкова, Станислав Корягин
КоммерсантЪ
Багаж приказал долго лететь
Игорь Афанасьев,
Роскосмос
Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли

Роскосмос
Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров
Александр Братерский
Finam.ru
Иранский сценарий. Первым делом самолеты

Ростех
Во все лопатки: новые технологии изготовления лопаток авиадвигателей
Анастасия Львова
Известия
Нотный проезд: музыканты попросили скидку на авиаперевозку инструментов

РЕН ТВ
Авиаэксперт Гусаров заявил о колоссальном преимуществе "сети" из Су-57

Известия
Эксперт назвал возможные причины приостановки Boeing выпуска самолетов 737 MAX
Дарья Савенкова, Арина Литова
Ведомости
S7 решил заморозить проект лоукостера Citrus
Никита Тихонов
АвиаСоюз
О роли сертификационных центров в обеспечении безопасности авиационной техники
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза
Елена Сухорукова
РБК
Аэропорт Шереметьево назвал стоимость туроператора "Библио-Глобус"

Радио 1
Без шокера и дубинки. Названы оптимальные способы противостоять авиадебоширам
Анастасия Львова
Известия
Судов на вас нет: в России предложили ограничить число Airbus и Boeing

Роскосмос
Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ
Николай Ивашов, Екатерина Кобиц
Эксперт
ОАК сосредотачивается
Софья Смирнова
Известия
Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей

Москва FM
Стюардессы получат спецсредства для борьбы с авиадебоширами

Business FM
Самолет "Аэрофлота" арестован на Шри-Ланке по требованию лизингодателя
Наталья Крапивина
Ammiac
Россияне через несколько лет пересядут на российские авиалайнеры нового поколения
Алина Чупанова, Мария Алексеева
КО
Авиация ждет большого передела
Софья Смирнова
Известия
Летная механика: как авиакомпании будут оплачивать лизинг
Владимир Мазенко
Комсомольская правда
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer