Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина


27 апреля 2022 года Дмитрий Алексеев, Известия


В РФ появится аэрокосмическая инновационная долина. На ее полях будут разрабатывать передовые технологии и материалы, а также новейшие виды продукции: аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электронику и радиотехнику. Космонавты и эксперты призывают создать на ее базе кластер по разработке и производству микрочипов и микроэлектроники для аэрокосмической отрасли. Именно в них больше всего нуждается космическая сфера. Подробности — в материале «Известий».

В РФ появится аэрокосмическая инновационная долина. На ее полях будут разрабатывать передовые технологии и материалы, а также новейшие виды продукции: аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электронику и радиотехнику. Космонавты и эксперты призывают создать на ее базе кластер по разработке и производству микрочипов и микроэлектроники для аэрокосмической отрасли. Именно в них больше всего нуждается космическая сфера. Подробности — в материале «Известий».

«Огромный задел»

В Рязанской области появится федеральный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Аэрокосмическая инновационная долина», заявили в пресс-службе правительства РФ. Инициаторами стали НИЦ «Московский авиационный институт» и региональное правительство. Компании-резиденты ИНТЦ займутся разработкой передовых технологий, уникальных материалов и новых видов продукции.

— То, что сделают в Рязанской области, — это важнейшая вещь, долгожданная — объяснил «Известиям» летчик-космонавт РФ, бортинженер Михаил Корниенко. — Это радостный момент для российской аэрокосмической отрасли. Очень здорово, что этот проект появился, его ждали несколько десятилетий. Теперь туда обязательно нужно пригласить больше молодежи, сконцентрировать молодые и перспективные кадры в одном месте, положить им большую зарплату. И тогда пойдет взрывное развитие. Мы все этого ждем.

Основными сферами деятельности инновационного научно-технологического центра станут аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электроника и радиотехника.

— В новой аэрокосмической долине в первую очередь нужно сделать чиповый кластер, — подчеркивает Корниенко. — У нас сейчас не хватает микрочипов, не хватает микроэлектроники. Из микроэлементной базы некоторые вещи у нас закупаются. Поэтому эта сфера у нас пока в зачаточном состоянии. А ракеты все-таки летают на элементной базе. Это важнейшая составляющая. IT-технологии тоже обязательны сейчас для аэрокосмической отрасли. Что же касается импортозамещения, то надо сказать, что наша аэрокосмическая отрасль в подавляющей степени независима, в ней минимум импортных составляющих.

Как стало известно, о своем желании участвовать в работе ИНТЦ заявили уже несколько десятков компаний, разрабатывающих порядка 60 инновационных проектов. Также заинтересованность в сотрудничестве выразили Объединенная авиастроительная корпорация, ВКО «Алмаз — Антей», «Роскосмос» и АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Ожидается, что «Аэрокосмическая инновационная долина» сформирует 2,8 тыс. новых рабочих мест.

— Этот проект очень сложный, и при надлежащем управлении, перспективы у инновационной долины самые хорошие, — подчеркнула заведующая лабораторией моделирования механических систем и процессов МФТИ Наталья Завьялова. — В России по космическому направлению сейчас есть огромный задел. И при должной поддержке небольшие компании легко его подхватят, будут развивать и смогут привнести что-то новое в общее движение. Важно в этом направлении налаживать взаимоотношения с внешними партнерами — Китаем, Индией — для демонстрации востребованности и привлечения дополнительных инвестиций.

Перспективы космической долины

На данный момент уже более 30 компаний готовы стать резидентами долины и приступить к реализации высокотехнологичных проектов. Такая работа позволит в кратчайшие сроки создавать инновационную продукцию и решать вопросы импортозамещения по обозначенным направлениям деятельности, рассказал «Известиям» директор управляющей компании «Аэрокосмической инновационной долины» Павел Новицкий.

Целью ее создания является поддержка авиационной и космической промышленности через развитие инновационных компаний, работающих в этих областях, эффективное использование имеющегося у учредителей и участников ИНТЦ научно-технического задела для создания современных образцов техники и выстраивание кооперационных цепочек, позволяющих внедрять такие решения на практике.

— Пул проектов, реализуемых на базе ИНТЦ, будет определен с непосредственным участием профильных ведомств, ведущих производителей авиационной и космической техники и потенциальных крупных заказчиков, — говорит Павел Новицкий. — Необходимо развивать технологии математического моделирования, беспилотных авиационных систем, электроэнергетики, новых материалов.

Для разработки новых систем и сервисов, обеспечивающих технологический суверенитет и цифровую трансформацию профильных отраслей, необходимы новые кадры. Поэтому на базе ИНТЦ будут запускаться новые образовательные программы. Ключевыми экспертами выступают инициатор проекта — Московский авиационный институт и ведущие университеты данного региона: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина и Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.

Как рассказал директор управляющей компании «Аэрокосмической инновационной долины», в настоящее время главная сложность на старте создания ИНТЦ состоит в отсутствии хорошей коммуникации на разных уровнях и единой экосистемы. А идея долины как раз в том и состоит, чтобы создать современную инфраструктуру и объединить государство, науку, бизнес-процессы и производство, отмечает Павел Новицкий.

— Долина будет фабрикой РИДов (результатов интеллектуальной деятельности. — Ред.) полного цикла — от идеи до промышленного применения, — подчеркивает Павел Новицкий. — Проект будет попадать в экосистему долины и сопровождаться на всех стадиях высококлассными специалистами и профессиональными командами.

Космосом по санкциям

Очевидно, что антироссийские санкции существенно ударили по аэрокосмичесой отрасли, и вопрос поиска путей для импортозамещения является особенно актуальным. Эксперты считают, что создание подобного проекта может стимулировать развитие инновационных технологий, но пока неясно, какими будут механизмы поддержки, предлагаемые для резидентов.

— Если создаваемая инновационная долина будет предоставлять своим резидентам те же преимущества, какие сегодня имеют ОЭЗ, ТОРы, ТОСЭРы, нацеленные на привлечение иностранных инвесторов через систему налоговых преференций, то на быстрое развитие рассчитывать явно не следует, — полагает партнер практики инвестиционного консалтинга и оценки группы «Деловой профиль» Юлия Белогорцева. — Налоговые льготы не смогут заставить иностранных инвесторов идти наперекор установленным санкциям.

Эксперт указывает, что новая долина ориентирована на привлечение представителей отечественного бизнеса, реализующего инновационные проекты. Она может стать для них очень привлекательной, если ее резиденты получат преимущества, которые сегодня даны IT-компаниям. Среди них: освобождение от налога на прибыль, льготное кредитование, трехлетний мораторий на проведение любых проверок, а также меры социальной поддержки, способные решить кадровую проблему отрасли.

— Действительно, в некоторых областях, для того чтобы произвести полноценный продукт, требуются годы кропотливой работы и большие вложения, — говорит Павел Новицкий. — С учетом того что правительство согласовало параллельный импорт, в первое время недостающие комплектующие и некоторые части продуктовой линейки будут заменяться с помощью дружественных стран. Затем мы сможем выйти на полный цикл производства.

Очевидно, что в условиях антироссийских санкций создаваемая инновационная долина может рассчитывать, прежде всего, на приток отечественных резидентов, в то время как иностранные опыт и технологии в авиакосмической сфере могли бы очень пригодиться России. Хотя единственное, что может сегодня заинтересовать иностранные компании, — дешевый доступ к ресурсам, особенно в условиях, когда цены на газ и электроэнергию на традиционных рынках ставят под угрозу само их существование, отмечает Юлия Белогорцева.

— В России космос сейчас представлен большими госкорпорациями, — поясняет сотрудник МФТИ Наталья Завьялова. — Они делают мегапроекты по созданию новых ракет, пилотируемому космосу, спутниковым группировкам. Зачастую такие проекты сопряжены с потребностью в больших ресурсах: испытательных стендах, большой энергетике. Однако есть и не столь масштабные, но тем не менее важные задачи по созданию небольших космических аппаратов, их компонентов или созданию программного обеспечения для цифровых двойников космических систем. А это значит, что к таким проектам, как долина, вполне можно привлекать небольшие российские компании или стартапы для научно-технического поиска и развития новых технологий.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer