Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина


27 апреля 2022 года Дмитрий Алексеев, Известия


В РФ появится аэрокосмическая инновационная долина. На ее полях будут разрабатывать передовые технологии и материалы, а также новейшие виды продукции: аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электронику и радиотехнику. Космонавты и эксперты призывают создать на ее базе кластер по разработке и производству микрочипов и микроэлектроники для аэрокосмической отрасли. Именно в них больше всего нуждается космическая сфера. Подробности — в материале «Известий».

В РФ появится аэрокосмическая инновационная долина. На ее полях будут разрабатывать передовые технологии и материалы, а также новейшие виды продукции: аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электронику и радиотехнику. Космонавты и эксперты призывают создать на ее базе кластер по разработке и производству микрочипов и микроэлектроники для аэрокосмической отрасли. Именно в них больше всего нуждается космическая сфера. Подробности — в материале «Известий».

«Огромный задел»

В Рязанской области появится федеральный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Аэрокосмическая инновационная долина», заявили в пресс-службе правительства РФ. Инициаторами стали НИЦ «Московский авиационный институт» и региональное правительство. Компании-резиденты ИНТЦ займутся разработкой передовых технологий, уникальных материалов и новых видов продукции.

— То, что сделают в Рязанской области, — это важнейшая вещь, долгожданная — объяснил «Известиям» летчик-космонавт РФ, бортинженер Михаил Корниенко. — Это радостный момент для российской аэрокосмической отрасли. Очень здорово, что этот проект появился, его ждали несколько десятилетий. Теперь туда обязательно нужно пригласить больше молодежи, сконцентрировать молодые и перспективные кадры в одном месте, положить им большую зарплату. И тогда пойдет взрывное развитие. Мы все этого ждем.

Основными сферами деятельности инновационного научно-технологического центра станут аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электроника и радиотехника.

— В новой аэрокосмической долине в первую очередь нужно сделать чиповый кластер, — подчеркивает Корниенко. — У нас сейчас не хватает микрочипов, не хватает микроэлектроники. Из микроэлементной базы некоторые вещи у нас закупаются. Поэтому эта сфера у нас пока в зачаточном состоянии. А ракеты все-таки летают на элементной базе. Это важнейшая составляющая. IT-технологии тоже обязательны сейчас для аэрокосмической отрасли. Что же касается импортозамещения, то надо сказать, что наша аэрокосмическая отрасль в подавляющей степени независима, в ней минимум импортных составляющих.

Как стало известно, о своем желании участвовать в работе ИНТЦ заявили уже несколько десятков компаний, разрабатывающих порядка 60 инновационных проектов. Также заинтересованность в сотрудничестве выразили Объединенная авиастроительная корпорация, ВКО «Алмаз — Антей», «Роскосмос» и АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Ожидается, что «Аэрокосмическая инновационная долина» сформирует 2,8 тыс. новых рабочих мест.

— Этот проект очень сложный, и при надлежащем управлении, перспективы у инновационной долины самые хорошие, — подчеркнула заведующая лабораторией моделирования механических систем и процессов МФТИ Наталья Завьялова. — В России по космическому направлению сейчас есть огромный задел. И при должной поддержке небольшие компании легко его подхватят, будут развивать и смогут привнести что-то новое в общее движение. Важно в этом направлении налаживать взаимоотношения с внешними партнерами — Китаем, Индией — для демонстрации востребованности и привлечения дополнительных инвестиций.

Перспективы космической долины

На данный момент уже более 30 компаний готовы стать резидентами долины и приступить к реализации высокотехнологичных проектов. Такая работа позволит в кратчайшие сроки создавать инновационную продукцию и решать вопросы импортозамещения по обозначенным направлениям деятельности, рассказал «Известиям» директор управляющей компании «Аэрокосмической инновационной долины» Павел Новицкий.

Целью ее создания является поддержка авиационной и космической промышленности через развитие инновационных компаний, работающих в этих областях, эффективное использование имеющегося у учредителей и участников ИНТЦ научно-технического задела для создания современных образцов техники и выстраивание кооперационных цепочек, позволяющих внедрять такие решения на практике.

— Пул проектов, реализуемых на базе ИНТЦ, будет определен с непосредственным участием профильных ведомств, ведущих производителей авиационной и космической техники и потенциальных крупных заказчиков, — говорит Павел Новицкий. — Необходимо развивать технологии математического моделирования, беспилотных авиационных систем, электроэнергетики, новых материалов.

Для разработки новых систем и сервисов, обеспечивающих технологический суверенитет и цифровую трансформацию профильных отраслей, необходимы новые кадры. Поэтому на базе ИНТЦ будут запускаться новые образовательные программы. Ключевыми экспертами выступают инициатор проекта — Московский авиационный институт и ведущие университеты данного региона: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина и Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.

Как рассказал директор управляющей компании «Аэрокосмической инновационной долины», в настоящее время главная сложность на старте создания ИНТЦ состоит в отсутствии хорошей коммуникации на разных уровнях и единой экосистемы. А идея долины как раз в том и состоит, чтобы создать современную инфраструктуру и объединить государство, науку, бизнес-процессы и производство, отмечает Павел Новицкий.

— Долина будет фабрикой РИДов (результатов интеллектуальной деятельности. — Ред.) полного цикла — от идеи до промышленного применения, — подчеркивает Павел Новицкий. — Проект будет попадать в экосистему долины и сопровождаться на всех стадиях высококлассными специалистами и профессиональными командами.

Космосом по санкциям

Очевидно, что антироссийские санкции существенно ударили по аэрокосмичесой отрасли, и вопрос поиска путей для импортозамещения является особенно актуальным. Эксперты считают, что создание подобного проекта может стимулировать развитие инновационных технологий, но пока неясно, какими будут механизмы поддержки, предлагаемые для резидентов.

— Если создаваемая инновационная долина будет предоставлять своим резидентам те же преимущества, какие сегодня имеют ОЭЗ, ТОРы, ТОСЭРы, нацеленные на привлечение иностранных инвесторов через систему налоговых преференций, то на быстрое развитие рассчитывать явно не следует, — полагает партнер практики инвестиционного консалтинга и оценки группы «Деловой профиль» Юлия Белогорцева. — Налоговые льготы не смогут заставить иностранных инвесторов идти наперекор установленным санкциям.

Эксперт указывает, что новая долина ориентирована на привлечение представителей отечественного бизнеса, реализующего инновационные проекты. Она может стать для них очень привлекательной, если ее резиденты получат преимущества, которые сегодня даны IT-компаниям. Среди них: освобождение от налога на прибыль, льготное кредитование, трехлетний мораторий на проведение любых проверок, а также меры социальной поддержки, способные решить кадровую проблему отрасли.

— Действительно, в некоторых областях, для того чтобы произвести полноценный продукт, требуются годы кропотливой работы и большие вложения, — говорит Павел Новицкий. — С учетом того что правительство согласовало параллельный импорт, в первое время недостающие комплектующие и некоторые части продуктовой линейки будут заменяться с помощью дружественных стран. Затем мы сможем выйти на полный цикл производства.

Очевидно, что в условиях антироссийских санкций создаваемая инновационная долина может рассчитывать, прежде всего, на приток отечественных резидентов, в то время как иностранные опыт и технологии в авиакосмической сфере могли бы очень пригодиться России. Хотя единственное, что может сегодня заинтересовать иностранные компании, — дешевый доступ к ресурсам, особенно в условиях, когда цены на газ и электроэнергию на традиционных рынках ставят под угрозу само их существование, отмечает Юлия Белогорцева.

— В России космос сейчас представлен большими госкорпорациями, — поясняет сотрудник МФТИ Наталья Завьялова. — Они делают мегапроекты по созданию новых ракет, пилотируемому космосу, спутниковым группировкам. Зачастую такие проекты сопряжены с потребностью в больших ресурсах: испытательных стендах, большой энергетике. Однако есть и не столь масштабные, но тем не менее важные задачи по созданию небольших космических аппаратов, их компонентов или созданию программного обеспечения для цифровых двойников космических систем. А это значит, что к таким проектам, как долина, вполне можно привлекать небольшие российские компании или стартапы для научно-технического поиска и развития новых технологий.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer