Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бизнесу не хватает полета


7 апреля 2022 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Проблемы российских коммерческих авиакомпаний в полной степени проявились и в деловой авиации. Уже три профильных перевозчика прекратили полеты, треть частных владельцев распродают самолеты с дисконтом. Запреты на обслуживание строго соблюдают даже в «дружественных странах», говорят участники рынка, часть флота приходится возвращать лизингодателям. Цены на перелеты оставшимися бортами выросли в 1,5–2 раза. Мнения игроков о перспективах бизнес-авиации разошлись: одни говорят о полном крахе, другие рассчитывают, что выживут.

Проблемы российских коммерческих авиакомпаний в полной степени проявились и в деловой авиации. Уже три профильных перевозчика прекратили полеты, треть частных владельцев распродают самолеты с дисконтом. Запреты на обслуживание строго соблюдают даже в «дружественных странах», говорят участники рынка, часть флота приходится возвращать лизингодателям. Цены на перелеты оставшимися бортами выросли в 1,5–2 раза. Мнения игроков о перспективах бизнес-авиации разошлись: одни говорят о полном крахе, другие рассчитывают, что выживут.

Как выяснил “Ъ”, с начала действия антироссийских санкций три крупные авиакомпании, работающие в сегменте деловых перевозок, прекратили полеты. Так, согласно Flightradar24, с 26 февраля не выполняет рейсы «Сириус Аэро», в чей собственности и управлении было десять самолетов Embraer Legacy и Hawker. Девять из них, по данным сервиса, перегнали в Ригу — по словам источников “Ъ”, «решение принято собственником». Еще один Hawker с 10 марта в Стамбуле. В компании отказались от комментариев.

Прекратила полеты и BJET, управлявшая шестью самолетами. Два из них пришлось вернуть лизингодателю, четыре проданы, уточнил гендиректор компании Алексей Бутримов. Клиенты, по его словам, летали в основном в Европу и Юго-Восточную Азию, но с конца февраля столкнулись с отказами обслуживания в том числе «нейтральных» стран. «Западные компании, такие как Shell, отказывали даже в заправке»,— говорит господин Бутримов.

Бизнес-авиация, считает топ-менеджер, под угрозой «фактического истребления», перевод в российский реестр по сути обнуляет стоимость борта, обслуживание невозможно:

«Нет вторичного или серого рынка запчастей. Например, Bombardier Global 7500 — это единичные самолеты, на них невозможно найти комплектующие».

В BJET все еще рассчитывают выжить: «Изучаем возможности освоить некоторые типы ремонтов на производстве в Истре и выпускать расходники».

Прекратила полеты по России Jet24: два из десяти самолетов уже реализованы, три выставлены на продажу, сообщил “Ъ” управляющий директор Павел Захаров. Еще пять бортов в управлении принадлежат иностранным собственникам. Он говорит, что проживающие десятилетиями за рубежом обладатели двойного гражданства пытаются продолжать полеты, записываясь в «бортпроводники» перед вылетом: «Но эти обходные пути работают не всегда, и в целом можно признать, что владение бортом для россиян в Европе стало невозможно». Поставки запчастей через третьи страны, по словам господина Захарова, «делают эксплуатацию невыносимой»: если раньше деталь шла два дня, то сейчас — месяц. Растут и цены: например, один из элементов гидросистемы стоил $25 тыс. благодаря схеме с обменным фондом, а сейчас его предлагают купить за $400 тыс.

В меньшей степени затронула бизнес-авиацию проблема возврата самолетов лизингодателям. Ранее в Ассоциации деловой авиации сообщали, что российским собственникам принадлежит чуть менее 500 бизнес-джетов. По данным экспертов, реальное число аффилированных с собственниками из РФ бортов составляет 600–800, около сотни принадлежат авиакомпаниям. В финансовом лизинге, согласно опросам, не более 10–20%. По данным “Ъ”, один из бизнес-джетов арестован в ОАЭ по требованию европейского банка. Еще несколько десятков бортов остаются в РФ без регистрации — их собственники «в поиске решений», столько же самолетов вывезены в ОАЭ. Примерно треть собственников, говорят источники “Ъ”, пытается продать самолеты с дисконтом 5–30%.

В результате с конца февраля, по данным опрошенных “Ъ” игроков, трафик бизнес-авиации в РФ сократился на 50–70%.

При этом стоимость рейса за рубеж удвоилась, а по стране выросла в полтора раза. Так, рейс из Москвы в Петербург в конце февраля стоил $25 тыс., а теперь — около $40 тыс. Кроме того, говорят собеседники “Ъ”, клиентам приходится оплачивать подлет заказанного борта из других городов.

Однако ряд игроков все же рассчитывают продолжить работу. Так, у «Меридиана» из шести самолетов российских собственников четыре перевели из бермудского реестра в РФ: три Gulfstream G450 и один Airbus A320–232. Все они продолжают полеты, уточнил гендиректор компании Владимир Лапинский. Собственники двух самолетов принимают решения о том, как ими распорядиться после отзыва зарубежных сертификатов летной годности. По данным Flightradar24, речь идет о зарегистрированном в Ирландии Bombardier Challenger 605 и Gulfstream G450 (Швейцария) — оба борта в России и не летают.

Авиакомпании не ждут резкого роста полетов после открытия 52 стран
В переговорах с собственниками «Меридиан» предлагал два варианта: продажа самолета или продолжение полетов по стране, говорит господин Лапинский. «Ряд сложностей определенно скажется в будущем на ликвидности и стоимости судна,— признает он.— Эксплуатация осложнена ограничениями с поставкой компонентов и техобслуживанием. Но наш опыт подсказывает, что в кризис бизнес-элиты начинают летать чаще, новые проблемы требуют личного присутствия». По словам топ-менеджера, многие техцентры в РФ уже получили российские сертификаты по ФАП-285 и расширили перечень работ, а поставки компонентов можно наладить из «не объявивших санкций стран».

В то же время топ-менеджер подтверждает, что парк бизнес-авиации будет сокращаться, а стоимость ее услуг — расти.

Продолжает полеты в том числе по ряду зарубежных направлений (Турция, ОАЭ) казанская «Тулпар Эйр». Более того, число рейсов за месяц увеличилось на 30–40%, в основном за счет перелетов по РФ, рассказал “Ъ” глава совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким. У компании есть мощности по ремонту, и она «наметила ускоренное освоение новых компетенций». Казанский «Авиасервис» летает «в дружественные страны» на четырех Bombardier, зарегистрированных в РФ. «По запчастям окончательного решения нет, мы ищем варианты»,— говорит собеседник в авиакомпании. По данным источников “Ъ”, наиболее активно переговоры о техобслуживании авиаторы ведут с Ираном и Китаем. Руководитель BizavNews Дмитрий Петроченко добавляет, что также этот бизнес сейчас активно развивается в Индии.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer