Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки


18.05.22 12:39 Николай Топоров, Василий Шапкин, АвиаСоюз


Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Современные технологии, например, обеспечивают повышение максимальной скорости вертолетов от сегодняшних 350-370 км/ч до 400-450 км/ч, а, может быть, и несколько выше, что для вертолетов является большим достижением в техническом плане, но существенно не влияет на их эффективность и потребительские свойства, в том числе и потому, что такая винтокрылая машина становится сложнее и дороже как в производстве, так и в эксплуатации.

Ученые и инженеры всего мира ищут и предлагают различные способы выхода из сложившейся тупиковой ситуации в технологиях вертолетостроения. Так, конструкторы США предложили и, потратив на это почти полвека и огромные ресурсы, реализовали проект винтокрылого аппарата конвертопланной схемы, которая позволяет летать со скоростями до 500-600 км/ч, но обладает столь большим количеством органических недостатков (в том числе и с точки зрения безопасности), что ценность этой концепции весьма сомнительна.

Исследования отечественных ученых позволили определить принципиально другие пути выхода из означенного тупика и начать разработку ряда новых технологий, которые позволят вертолетам достичь скоростей полета порядка 600-700 км/ч. Одной из таких технологий является винтокрылый летательный аппарат (ЛА) с останавливаемым винтом-крылом.

Несмотря на кажущуюся сложность этого летательного аппарата, ученые ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и СибНИА детально проработали концепцию и уверены в возможности создания винтокрылого летательного аппарат (ВКЛА) данного типа.

Сейчас мы, в кооперации с АО «Вертолеты России», приступаем к созданию демонстратора этой технологии. Летные испытания этого демонстратора планируются в ближайшие 3-4 года.

Но не только на рост скоростных характеристик будущих винтокрылых летательных аппаратов направлены наши усилия. Необходимо поддерживать систему вертолетных перевозок и работ с высоким уровнем технического совершенства, экологичности, безопасности и, одновременно, с низкими издержками.

Одной из основных проблем, не позволяющих расширить область применения вертолетов, является высокая стоимость их эксплуатации. Мы предложили новые подходы к созданию вертолетной техники, обеспечивающие существенное упрощение конструкции вертолетов и повышение ее надежности и долговечности. В рамках реализации концепции так называемого «необслуживаемого вертолета» разрабатывается целый ряд новых технологий, которые обеспечивают снижение эксплуатационных расходов в 2-3 раза. Важнейшей из них является технология предиктивной диагностики.

Суть технологий предиктивной диагностики заключается в оснащении воздушного судна необходимым набором датчиков-накопителей объективной информации о техническом состоянии особо ответственных узлов и агрегатов. При этом обработка информации может проводиться как непосредственно на воздушном судне, так и вне его с применением систем передачи данных. Такие решения, использующие, в том числе, технологии искусственного интеллекта, позволяют экипажу воздушного судна (ВС) принимать правильные решения с учетом оценочных рисков возникновения опасных ситуаций.

Оснащение ВС системами предиктивной диагностики, безусловно, повышает их начальную стоимость, однако, реальная помощь в эксплуатации, включая оптимизацию сроков и глубины технических ревизий и обслуживания, позволяет существенно снизить стоимость владения ВС, повысить эффективность и безопасность их эксплуатации.

Важной задачей вертолетостроения является снижение негативного воздействия на окружающую среду. Разрабатывая технологии гибридных и электрических силовых установок, мы обеспечиваем существенное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, а проведенные нами многодисциплинарные исследования в области аэродинамики, аэроупругости, прочности и акустики позволили создать задел по технологиям снижения шума, обеспечивающим не только реализацию перспективных норм ICAO, но и лидирующие позиции в этой области в мировой науке.

В дополнение к этому следует отметить, что институтами, входящими в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», совместно с нашими научными и индустриальными партнерами разработаны уникальные технологии применения принципов сверхпроводимости в системах энергоснабжения и управления не только силовой установкой, но и трансмиссией перспективных винтокрылых летательных аппаратов. Их использование позволило существенно упростить и снизить массу главного, промежуточного и хвостового редукторов, трансмиссии и пр. Применение разработанной технологии необслуживаемых композитных лопастей несущих винтов, в свою очередь, позволяет снизить их массу, увеличить интервалы сервисного обслуживания несущей системы, решить вопросы с балансировкой лопастей и их заменой в условиях эксплуатации.

И, наконец, нельзя не упомянуть о развиваемых нами технологиях обеспечения безопасности эксплуатации перспективных винтокрылых ЛА и, в первую очередь, безопасности полетов. Исследования в области надежности и долговечности конструкций, предиктивной диагностики технического состояния и применения технологий искусственного интеллекта позволят нам разработать и внедрить технологии, обеспечивающие существенное снижение рисков летных происшествий.

Перспективность и реализуемость комплекса разрабатываемых отечественной наукой технологий мы планируем подтвердить на создаваемых демонстраторах технологий, летные испытания которых должны начаться не позднее чем через 3-4 года.

Внедрение новых технологий в создаваемые в ближайшем будущем винтокрылые летательные аппараты позволит повысить их скорость и дальность полета в 2-3 раза, безопасность эксплуатации не менее чем в два раза, снизить стоимость эксплуатации в 2-3 раза и обеспечить выполнение перспективных экологических требований, уменьшив шумы и вредные выбросы в 3-5 раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer