Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки


18.05.22 12:39 Николай Топоров, Василий Шапкин, АвиаСоюз


Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Современные технологии, например, обеспечивают повышение максимальной скорости вертолетов от сегодняшних 350-370 км/ч до 400-450 км/ч, а, может быть, и несколько выше, что для вертолетов является большим достижением в техническом плане, но существенно не влияет на их эффективность и потребительские свойства, в том числе и потому, что такая винтокрылая машина становится сложнее и дороже как в производстве, так и в эксплуатации.

Ученые и инженеры всего мира ищут и предлагают различные способы выхода из сложившейся тупиковой ситуации в технологиях вертолетостроения. Так, конструкторы США предложили и, потратив на это почти полвека и огромные ресурсы, реализовали проект винтокрылого аппарата конвертопланной схемы, которая позволяет летать со скоростями до 500-600 км/ч, но обладает столь большим количеством органических недостатков (в том числе и с точки зрения безопасности), что ценность этой концепции весьма сомнительна.

Исследования отечественных ученых позволили определить принципиально другие пути выхода из означенного тупика и начать разработку ряда новых технологий, которые позволят вертолетам достичь скоростей полета порядка 600-700 км/ч. Одной из таких технологий является винтокрылый летательный аппарат (ЛА) с останавливаемым винтом-крылом.

Несмотря на кажущуюся сложность этого летательного аппарата, ученые ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и СибНИА детально проработали концепцию и уверены в возможности создания винтокрылого летательного аппарат (ВКЛА) данного типа.

Сейчас мы, в кооперации с АО «Вертолеты России», приступаем к созданию демонстратора этой технологии. Летные испытания этого демонстратора планируются в ближайшие 3-4 года.

Но не только на рост скоростных характеристик будущих винтокрылых летательных аппаратов направлены наши усилия. Необходимо поддерживать систему вертолетных перевозок и работ с высоким уровнем технического совершенства, экологичности, безопасности и, одновременно, с низкими издержками.

Одной из основных проблем, не позволяющих расширить область применения вертолетов, является высокая стоимость их эксплуатации. Мы предложили новые подходы к созданию вертолетной техники, обеспечивающие существенное упрощение конструкции вертолетов и повышение ее надежности и долговечности. В рамках реализации концепции так называемого «необслуживаемого вертолета» разрабатывается целый ряд новых технологий, которые обеспечивают снижение эксплуатационных расходов в 2-3 раза. Важнейшей из них является технология предиктивной диагностики.

Суть технологий предиктивной диагностики заключается в оснащении воздушного судна необходимым набором датчиков-накопителей объективной информации о техническом состоянии особо ответственных узлов и агрегатов. При этом обработка информации может проводиться как непосредственно на воздушном судне, так и вне его с применением систем передачи данных. Такие решения, использующие, в том числе, технологии искусственного интеллекта, позволяют экипажу воздушного судна (ВС) принимать правильные решения с учетом оценочных рисков возникновения опасных ситуаций.

Оснащение ВС системами предиктивной диагностики, безусловно, повышает их начальную стоимость, однако, реальная помощь в эксплуатации, включая оптимизацию сроков и глубины технических ревизий и обслуживания, позволяет существенно снизить стоимость владения ВС, повысить эффективность и безопасность их эксплуатации.

Важной задачей вертолетостроения является снижение негативного воздействия на окружающую среду. Разрабатывая технологии гибридных и электрических силовых установок, мы обеспечиваем существенное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, а проведенные нами многодисциплинарные исследования в области аэродинамики, аэроупругости, прочности и акустики позволили создать задел по технологиям снижения шума, обеспечивающим не только реализацию перспективных норм ICAO, но и лидирующие позиции в этой области в мировой науке.

В дополнение к этому следует отметить, что институтами, входящими в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», совместно с нашими научными и индустриальными партнерами разработаны уникальные технологии применения принципов сверхпроводимости в системах энергоснабжения и управления не только силовой установкой, но и трансмиссией перспективных винтокрылых летательных аппаратов. Их использование позволило существенно упростить и снизить массу главного, промежуточного и хвостового редукторов, трансмиссии и пр. Применение разработанной технологии необслуживаемых композитных лопастей несущих винтов, в свою очередь, позволяет снизить их массу, увеличить интервалы сервисного обслуживания несущей системы, решить вопросы с балансировкой лопастей и их заменой в условиях эксплуатации.

И, наконец, нельзя не упомянуть о развиваемых нами технологиях обеспечения безопасности эксплуатации перспективных винтокрылых ЛА и, в первую очередь, безопасности полетов. Исследования в области надежности и долговечности конструкций, предиктивной диагностики технического состояния и применения технологий искусственного интеллекта позволят нам разработать и внедрить технологии, обеспечивающие существенное снижение рисков летных происшествий.

Перспективность и реализуемость комплекса разрабатываемых отечественной наукой технологий мы планируем подтвердить на создаваемых демонстраторах технологий, летные испытания которых должны начаться не позднее чем через 3-4 года.

Внедрение новых технологий в создаваемые в ближайшем будущем винтокрылые летательные аппараты позволит повысить их скорость и дальность полета в 2-3 раза, безопасность эксплуатации не менее чем в два раза, снизить стоимость эксплуатации в 2-3 раза и обеспечить выполнение перспективных экологических требований, уменьшив шумы и вредные выбросы в 3-5 раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer