Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Реванш на орбите: что значит для Boeing успешный полет "Звездного лайнера"


22 мая 2022 года Анатолий Глянцев, Forbes


С третьей попытки корпорация Boeing отправила к МКС космический корабль собственной разработки — пока без экипажа. Для NASA «Старлайнер» станет дополнением к хорошо зарекомендовавшим себя кораблям SpaceX. А вот для Boeing на кону могут быть многомиллиардные контракты на лунные экспедиции.

В ночь на 20 мая по Москве к Международной космической станции отправился корабль CST-100 Starliner, созданный компанией Boeing. Примерно через сутки он пристыковался к МКС. На борту корабля нет экипажа, только манекен «Рози-ракетчица» с датчиками для измерения перегрузок.

Это третья попытка запустить «Старлайнер» после неудач 2019 и 2021 годов. От успеха этого запуска зависела пошатнувшаяся репутация «Боинга», которому доверены куда более масштабные космические проекты, чем доставка астронавтов к МКС.

В поисках батута

В 2011 году была свернута программа «Спейс Шаттл», и единственными кораблями, доставлявшими экипажи к МКС, остались российские «Союзы». По данным на 2019 год, полет одного астронавта на российском корабле обходился NASA в $80 млн. Но дело было даже не в деньгах. Ведущей космической державе было попросту неприлично не иметь собственного пилотируемого корабля. Ситуация обострилась после присоединения Крыма к России в 2014 году. Тогда США ввели санкции против российской космической отрасли. В ответ Дмитрий Рогозин, тогда еще вице-премьер, предложил американским партнерам отправлять астронавтов на МКС с помощью батута.

В поисках подходящего батута NASA заключило два контракта: на $4,3 млрд с Boeing и на $2,5 млрд со SpaceX. Каждая компания обязалась разработать пилотируемый корабль и шесть раз свозить к МКС экипажи из четырех астронавтов. Без учета разработки кораблей NASA платило Boeing по $90 млн за доставку одного астронавта, а SpaceX — $55 млн.

Boeing — аэрокосмический гигант с вековой историей. Помимо всего прочего, корпорация была генеральным подрядчиком при создании американского сегмента МКС. Ставка на нее выглядела надежной. А молодая компания SpaceX казалась запасным вариантом на всякий случай. В 2014 году громкие успехи команды Маска были еще впереди.

Однако вышло иначе. Тестовый полет к МКС корабля Crew Dragon — детища SpaceX — в марте 2019 года прошел без сучка и задоринки. Правда, уже через два месяца во время наземных испытаний произошла авария, задержавшая первый запуск с экипажем. Тем не менее он благополучно состоялся в мае 2020 года. А на сегодняшний день Crew Dragon доставил к МКС уже четыре экипажа, не считая туристических полетов. А вот у Boeing не заладилось.

Тернии вместо звезд

Сведения о «Звездном лайнере», предоставленные компанией Boeing, звучали более чем солидно. Экипаж до семи человек при штатной численности в четыре астронавта. Полет полностью автоматизирован, но ручное управление на всякий случай тоже есть. Важнейшие системы корабля даже не дублированы, а триплированы.

Отдельная гордость корпорации — многоразовость «Старлайнера». Заявлялось, что капсулу можно запускать в космос до десяти раз. На эту задачу работает и отсутствие сварных швов, и легко заменяемая теплозащита, и приземление на сушу (а не в воду, как у SpaceX).

Тем не менее в тестовом беспилотном полете в декабре 2019 года программное обеспечение дало сбой. В результате корабль вышел на нерасчетную траекторию и не смог состыковаться с МКС. При этом связь с Землей периодически прерывалась. Возникли и другие серьезные проблемы.

Совместное расследование NASA и Boeing заняло полгода. По его итогам было высказано в общей сложности 80 замечаний. Они касались конструкции отдельных систем, алгоритмов ПО, технической документации, процедур тестирования и моделирования и так далее. Критике подверглась и сама организация работы над «Старлайнером». Ведь в нормальной ситуации критические недостатки софта и «железа» должны были вскрыться до запуска, а не после него.

В качестве своеобразного извинения корпорация заявила, что проведет второй тестовый старт на собственные средства. Он был запланирован на август 2021 года.

Однако перед запуском в двигателе Starliner заклинило клапаны. Корабль пришлось вернуть на предприятие-изготовитель. Оказалось, что к неисправности привели недостатки целого ряда систем, от авионики до проводки и — снова — программного обеспечения.

Вторая неудача подряд больно ударила по имиджу корпорации. Тем более что на кону много больше, чем контракт в $4,3 млрд.

Лунные амбиции и подлунные скандалы

Boeing — основной разработчик новой лунной ракеты SLS (Space Launch System). Эта ракета должна стать самой грузоподъемной в мире. SLS — рабочая лошадка американской лунной программы «Артемида», стоимость которой до 2025 года оценивается в $93 млрд. По недавним оценкам, каждый запуск SLS обойдется как минимум в $4,1 млрд. А ведь Boeing создает для «Артемиды» не только ракету. В числе прочих компаний он разрабатывает лунную орбитальную станцию Gateway.

Между тем дела с ракетой SLS пока идут не лучше, чем со «Старлайнером». Ее первый рейс несколько раз переносился. В последний раз ракету увезли на ремонт прямо со стартового стола, после чего перенесли запуск на август текущего года. При этом некоторые специалисты во всеуслышание заявляют, что эта баснословно дорогая ракета имеет врожденные пороки, делающие ее слишком ненадежной для лунных экспедиций.

Космические неудачи преследуют Boeing на фоне недавнего скандала с авиалайнером Boeing 737 MAX. Напомним, что после двух авиакатастроф, в 2018-м и в 2019 году, эксплуатация этого самолета во всем мире была приостановлена на несколько лет. Причиной катастроф и в этом случае стали недоработки программного обеспечения. При этом компания выплатила крупный штраф за умышленное сокрытие информации о недостатках софта.

В этой ситуации «Боингу» просто необходим громкий успех. Удачный тестовый пуск «Старлайнера» стал первым шагом на этом пути. Следующим должна стать доставка астронавтов на МКС.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer