← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Реванш на орбите: что значит для Boeing успешный полет "Звездного лайнера"


22 мая 2022 года Анатолий Глянцев, Forbes


С третьей попытки корпорация Boeing отправила к МКС космический корабль собственной разработки — пока без экипажа. Для NASA «Старлайнер» станет дополнением к хорошо зарекомендовавшим себя кораблям SpaceX. А вот для Boeing на кону могут быть многомиллиардные контракты на лунные экспедиции.

В ночь на 20 мая по Москве к Международной космической станции отправился корабль CST-100 Starliner, созданный компанией Boeing. Примерно через сутки он пристыковался к МКС. На борту корабля нет экипажа, только манекен «Рози-ракетчица» с датчиками для измерения перегрузок.

Это третья попытка запустить «Старлайнер» после неудач 2019 и 2021 годов. От успеха этого запуска зависела пошатнувшаяся репутация «Боинга», которому доверены куда более масштабные космические проекты, чем доставка астронавтов к МКС.

В поисках батута

В 2011 году была свернута программа «Спейс Шаттл», и единственными кораблями, доставлявшими экипажи к МКС, остались российские «Союзы». По данным на 2019 год, полет одного астронавта на российском корабле обходился NASA в $80 млн. Но дело было даже не в деньгах. Ведущей космической державе было попросту неприлично не иметь собственного пилотируемого корабля. Ситуация обострилась после присоединения Крыма к России в 2014 году. Тогда США ввели санкции против российской космической отрасли. В ответ Дмитрий Рогозин, тогда еще вице-премьер, предложил американским партнерам отправлять астронавтов на МКС с помощью батута.

В поисках подходящего батута NASA заключило два контракта: на $4,3 млрд с Boeing и на $2,5 млрд со SpaceX. Каждая компания обязалась разработать пилотируемый корабль и шесть раз свозить к МКС экипажи из четырех астронавтов. Без учета разработки кораблей NASA платило Boeing по $90 млн за доставку одного астронавта, а SpaceX — $55 млн.

Boeing — аэрокосмический гигант с вековой историей. Помимо всего прочего, корпорация была генеральным подрядчиком при создании американского сегмента МКС. Ставка на нее выглядела надежной. А молодая компания SpaceX казалась запасным вариантом на всякий случай. В 2014 году громкие успехи команды Маска были еще впереди.

Однако вышло иначе. Тестовый полет к МКС корабля Crew Dragon — детища SpaceX — в марте 2019 года прошел без сучка и задоринки. Правда, уже через два месяца во время наземных испытаний произошла авария, задержавшая первый запуск с экипажем. Тем не менее он благополучно состоялся в мае 2020 года. А на сегодняшний день Crew Dragon доставил к МКС уже четыре экипажа, не считая туристических полетов. А вот у Boeing не заладилось.

Тернии вместо звезд

Сведения о «Звездном лайнере», предоставленные компанией Boeing, звучали более чем солидно. Экипаж до семи человек при штатной численности в четыре астронавта. Полет полностью автоматизирован, но ручное управление на всякий случай тоже есть. Важнейшие системы корабля даже не дублированы, а триплированы.

Отдельная гордость корпорации — многоразовость «Старлайнера». Заявлялось, что капсулу можно запускать в космос до десяти раз. На эту задачу работает и отсутствие сварных швов, и легко заменяемая теплозащита, и приземление на сушу (а не в воду, как у SpaceX).

Тем не менее в тестовом беспилотном полете в декабре 2019 года программное обеспечение дало сбой. В результате корабль вышел на нерасчетную траекторию и не смог состыковаться с МКС. При этом связь с Землей периодически прерывалась. Возникли и другие серьезные проблемы.

Совместное расследование NASA и Boeing заняло полгода. По его итогам было высказано в общей сложности 80 замечаний. Они касались конструкции отдельных систем, алгоритмов ПО, технической документации, процедур тестирования и моделирования и так далее. Критике подверглась и сама организация работы над «Старлайнером». Ведь в нормальной ситуации критические недостатки софта и «железа» должны были вскрыться до запуска, а не после него.

В качестве своеобразного извинения корпорация заявила, что проведет второй тестовый старт на собственные средства. Он был запланирован на август 2021 года.

Однако перед запуском в двигателе Starliner заклинило клапаны. Корабль пришлось вернуть на предприятие-изготовитель. Оказалось, что к неисправности привели недостатки целого ряда систем, от авионики до проводки и — снова — программного обеспечения.

Вторая неудача подряд больно ударила по имиджу корпорации. Тем более что на кону много больше, чем контракт в $4,3 млрд.

Лунные амбиции и подлунные скандалы

Boeing — основной разработчик новой лунной ракеты SLS (Space Launch System). Эта ракета должна стать самой грузоподъемной в мире. SLS — рабочая лошадка американской лунной программы «Артемида», стоимость которой до 2025 года оценивается в $93 млрд. По недавним оценкам, каждый запуск SLS обойдется как минимум в $4,1 млрд. А ведь Boeing создает для «Артемиды» не только ракету. В числе прочих компаний он разрабатывает лунную орбитальную станцию Gateway.

Между тем дела с ракетой SLS пока идут не лучше, чем со «Старлайнером». Ее первый рейс несколько раз переносился. В последний раз ракету увезли на ремонт прямо со стартового стола, после чего перенесли запуск на август текущего года. При этом некоторые специалисты во всеуслышание заявляют, что эта баснословно дорогая ракета имеет врожденные пороки, делающие ее слишком ненадежной для лунных экспедиций.

Космические неудачи преследуют Boeing на фоне недавнего скандала с авиалайнером Boeing 737 MAX. Напомним, что после двух авиакатастроф, в 2018-м и в 2019 году, эксплуатация этого самолета во всем мире была приостановлена на несколько лет. Причиной катастроф и в этом случае стали недоработки программного обеспечения. При этом компания выплатила крупный штраф за умышленное сокрытие информации о недостатках софта.

В этой ситуации «Боингу» просто необходим громкий успех. Удачный тестовый пуск «Старлайнера» стал первым шагом на этом пути. Следующим должна стать доставка астронавтов на МКС.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2022/5/22/32925/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.