Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Легкая стыковка


23 мая 2022 года Наталья Пономарева , Интерфакс


Ученые предложили создать системы причаливания и стыковки космических летательных аппаратов из сверхпроводящей пены и магнитов. Это значительно упростит процесс и позволит автоматизировать его. Коллектив ученых, в который вошли вошли специалисты из Германии, Франции, Японии и России, в том числе Красноярского научного центра (КНЦ) СО РАН, предложил использовать для создания стыковочных спутниковых систем сверхпроводящую пену и магниты. Сейчас объемные сверхпроводящие материалы используют для создания эффекта левитации, разработки технических устройств электродвигателей и генераторов или в сверхпроводящих постоянных магнитах.

Ученые предложили создать системы причаливания и стыковки космических летательных аппаратов из сверхпроводящей пены и магнитов. Это значительно упростит процесс и позволит автоматизировать его.

Коллектив ученых, в который вошли вошли специалисты из Германии, Франции, Японии и России, в том числе Красноярского научного центра (КНЦ) СО РАН, предложил использовать для создания стыковочных спутниковых систем сверхпроводящую пену и магниты. Сейчас объемные сверхпроводящие материалы используют для создания эффекта левитации, разработки технических устройств электродвигателей и генераторов или в сверхпроводящих постоянных магнитах.

"При соединении сверхпроводника с магнитом в сверхпроводящем материале происходят процессы, которые пассивно стабилизируют положение и ориентацию магнита, поэтому активное управление процессом стыковки не требуется. Это позволяет создать простую и эффективную систему стыковки с дистанционным управлением, подходящую под потребности миссии космического аппарата. Такие устройства могут использоваться, например, для стыковки космических аппаратов, в системах сбора космического мусора и микрометеоритной защиты", — рассказал доктор физико-математических наук старший научный сотрудник Института физики им. Л.В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН Денис Гохфельд.

Иными словами, как пояснили в КНЦ, сверхпроводящие магниты позволяют быстро "включить" все сверхпроводящие элементы и создать магнитное поле. И также быстро отключить его.

"Это делает процесс расстыковки намного проще: достаточно просто "включить" сверхпроводимость, чтобы бесследно стереть все магнитные сигналы. А процесс стыковки упрощается за счет больших магнитных полей, которые могут быть созданы магнитом", — пояснили в научном центре.

Результаты исследования опубликованы в журнале IEEE Transactions on Applied Superconductivity.

Вместе с тем, ученые считают целесообразным использование сверхпроводящей пены и при создании спутников. По мнению специалистов, это позволит уменьшить вес системы и убрать ограничение размера сверхпроводящих элементов, а также увеличит грузоподъемность космических аппаратов.

"Сверхпроводящие пены практически не имеют ограничений в размере и при этом обладают стабильным, однородным и достаточно сильным магнитным полем. В то же время они в десять раз легче обычных сверхпроводящих материалов, что важно для космических аппаратов", — сообщила пресс-служба Красноярского научного центра СО РАН.

Тем временем Томский политехнический университет (ТПУ) в начале мая завершил разработку первого российского 3D-принтера для работы в космосе по заказу ПАО "РКК "Энергия".

"Два летных образца принтера переданы заказчику. По информации Роскосмоса, один из них будет отправлен на Международную космическую станцию (МКС) уже в июне 2022 года. С его помощью российские космонавты смогут делать детали, необходимые для работы с оборудованием станции. А второй образец останется на Земле", — сообщили в пресс-службе университета.

Разработка устройства заняла чуть больше трех лет. Нужно было сделать аппарат, который позволит оперативно и непосредственно на станции создавать нужные космонавтам небольшие детали, чтобы их не пришлось доставлять с Земли.

"Главный научный и инженерный вызов заключался в том, что 3D-печать в невесомости отличается от земных условий. При печати на Земле гравитация вносит существенный вклад в склеивание слоев при послойном формировании детали. Отсутствие гравитации требует изменений и в технологии, и в конструкции принтера", — добавили в ТПУ.

В итоге инженеры собрали прибор размером с небольшой аналоговый телевизор. Вся конструкция принтера блочно-модульная, а компоненты расположены в едином корпусе. Принтер печатает нужный объект из термопластичных полимеров по заданной 3D-модели. Детали, изготовленные таким образом, получаются очень прочными, но при этом легкими. Рабочая камера принтера, в которой происходит процесс печати, полностью герметична. Она оснащена системами терморегулирования, вентиляции, циркуляции и очистки воздуха. Как пояснили в ТПУ, это важно для удаления продуктов термического разложения пластика из атмосферы рабочей камеры и обеспечения безопасности экипажа станции. В обычных принтерах такие элементы не предусмотрены.

"На самой разработке участие томских политехников в проекте не закончится. В будущем мы планируем участвовать в обучении космонавтов 3D-печати, работе с устройством. А когда эксперимент будет проходить непосредственно на борту МКС, планируется, что политехники будут участвовать в обработке результатов", — сообщил и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев.

Программное обеспечение для "космического" 3D-принтера разрабатывали уже специалисты Томского государственного университета (ТГУ).

"Разработанное учеными и инженерами ТГУ программное обеспечение для первого российского космического 3D-принтера позволит участникам космических экспедиций выйти на новый уровень выполнения задач в космосе — с использованием аддитивных технологий", — цитирует пресс-служба вуза ректора ТГУ Эдуарда Галажинского.

Как сообщалось, ТПУ и "РКК "Энергия" заключили соглашение о создании первого российского 3D-принтера для космоса. Сначала был разработан макет, который должен был пройти ряд испытаний: вибрационных, климатических и других.

А ученые Самарского национального исследовательского университета (СНИУ) им. Королева разработали роботизированный комплекс для спасения космонавтов, оказавшихся в открытом космосе без страховочного крепления к борту космической станции. По замыслу разработчиков, специальный наноспутник-спасатель отправится вдогонку за улетающим от станции космонавтом и возьмет его на буксир.

"Учеными Самарского университета им. Королева разработан и запатентован роботизированный наноспутниковый комплекс спасения космонавтов. Наша разработка может устанавливаться на борту орбитальных станций и предназначена для спасения космонавта, оказавшегося во время работ в открытом космосе в опасной ситуации — с отстегнувшимся страховочным фалом", — цитирует пресс-служба заведующего межвузовской кафедрой космических исследований Игоря Белоконова.

Спасательный комплекс включает в себя автоматизированную систему управления, высокоточное пусковое следящее устройство, электромеханическую лебедку с запасом спасательного троса, устройство отделения наноспутника и сам наноспутник с блоком маневрирования.

"При потере космонавтом контакта с кораблем роботизированный наноспутниковый комплекс автоматически или по команде космонавта-наблюдателя активирует режим "спасение" и оперативно рассчитает оптимальную траекторию перехвата космонавта, после чего запустит по рассчитанной траектории перехвата наноспутник-спасатель, доставляющий космонавту спасательный трос. Подлетев к космонавту, наноспутник автоматически или с помощью космонавта в ручном режиме произведет стыковку со скафандром, блок маневрирования компенсирует вращение космонавта, после чего включится лебедка, наматывающая трос, и спасаемый космонавт будет доставлен на борт корабля", — отметил Белоконов.

По его словам, в ближайшее время Самарский университет им. Королева планирует направит в Роскосмос предложение о включении роботизированного наноспутникового комплекса в структуру будущей орбитальной станции РОСС, которая должна будет прийти на смену МКС.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство



Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Авиабезопасность вызвала вопросы
Анастасия Львова, Евгения Перцева
Известия
Дело пошлин: магазины duty free откроются для вылетающих в ЕАЭС к августу
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейсы могут задержаться: санкции подкосили российскую авиацию

Известия
Авиаэксперт оценил преимущества самолета SSJ100 в условиях импортозамещения
настасия Львова
Известия
Арабская "дочь": российская авиакомпания хочет создать СП с Etihad
Артём Кореняко
РБК
ICAO заявила о "существенных опасениях" в сфере авиабезопасности России
Алексей Чеботарёв
Аргументы и Факты
Возвращение "тушки". Когда взлетит и куда долетит "новый старый" Ту-214?
Яна Загоровская
КоммерсантЪ
Авиация делает замену
Евдокия Мельник
Forbes
Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом

Известия
Авиаэксперты сравнили характеристики Ту-214 и Boeing
Анастасия Львова
Известия
Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Business FM
СМИ: авиакомпания Royal Flight находится на грани закрытия
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
"Дочка" - к матери: лоукостер "Победа" может полностью уйти из Внуково
Ульяна Миненкова, Станислав Корягин
КоммерсантЪ
Багаж приказал долго лететь
Игорь Афанасьев,
Роскосмос
Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли

Роскосмос
Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров
Александр Братерский
Finam.ru
Иранский сценарий. Первым делом самолеты

Ростех
Во все лопатки: новые технологии изготовления лопаток авиадвигателей
Анастасия Львова
Известия
Нотный проезд: музыканты попросили скидку на авиаперевозку инструментов

РЕН ТВ
Авиаэксперт Гусаров заявил о колоссальном преимуществе "сети" из Су-57

Известия
Эксперт назвал возможные причины приостановки Boeing выпуска самолетов 737 MAX
Дарья Савенкова, Арина Литова
Ведомости
S7 решил заморозить проект лоукостера Citrus
Никита Тихонов
АвиаСоюз
О роли сертификационных центров в обеспечении безопасности авиационной техники
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза
Елена Сухорукова
РБК
Аэропорт Шереметьево назвал стоимость туроператора "Библио-Глобус"

Радио 1
Без шокера и дубинки. Названы оптимальные способы противостоять авиадебоширам
Анастасия Львова
Известия
Судов на вас нет: в России предложили ограничить число Airbus и Boeing

Роскосмос
Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ
Николай Ивашов, Екатерина Кобиц
Эксперт
ОАК сосредотачивается
Софья Смирнова
Известия
Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей

Москва FM
Стюардессы получат спецсредства для борьбы с авиадебоширами

Business FM
Самолет "Аэрофлота" арестован на Шри-Ланке по требованию лизингодателя
Наталья Крапивина
Ammiac
Россияне через несколько лет пересядут на российские авиалайнеры нового поколения
Алина Чупанова, Мария Алексеева
КО
Авиация ждет большого передела
Софья Смирнова
Известия
Летная механика: как авиакомпании будут оплачивать лизинг
Владимир Мазенко
Комсомольская правда
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer