Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Далеко идущие платы: в России могут ввести новый сбор с авиапассажиров


25 мая 2022 года Анастасия Львова, Известия


В России могут ввести дополнительный сбор, который будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране. Собранные средства планируют направить в создающийся резервный фонд поддержки пассажиров. Такую инициативу Минтранс обсуждает с представителями отрасли, выяснили «Известия». Предполагается, что новый сбор не приведет к подорожанию авиабилетов — произойдет перераспределение компонентов стоимости перевозки. Средства фонда рассчитывают тратить на исполнение обязательств перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Например, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет. Но эксперты предупредили: механизм введения нового платежа пока неясен, и если не уменьшить или не отменить другие сборы, цены на билеты могут вырасти.


АО «Авиагарант» зарегистрировано в июле 2021 года. Его гендиректором назначен вице-президент ТКП Алексей Шубенков.

В России могут ввести дополнительный сбор, который будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране. Собранные средства планируют направить в создающийся резервный фонд поддержки пассажиров. Такую инициативу Минтранс обсуждает с представителями отрасли, выяснили «Известия». Предполагается, что новый сбор не приведет к подорожанию авиабилетов — произойдет перераспределение компонентов стоимости перевозки. Средства фонда рассчитывают тратить на исполнение обязательств перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Например, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет. Но эксперты предупредили: механизм введения нового платежа пока неясен, и если не уменьшить или не отменить другие сборы, цены на билеты могут вырасти.

В интересах пассажира

Минтранс совместно с АО «ТКП» (бывшая «Транспортная клиринговая палата») и госпоркорацией «Ростех» обсуждают создание в России резервного фонда поддержки авиапассажиров, сообщили «Известиям» три источника на рынке. Информация об этом также есть в письме вице-президента «ТКП» Алексея Шубенкова в Минтранс от 7 апреля (копия есть у «Известий»). Об идее сказано и в материалах Минтранса (есть у редакции). Согласно документам, бывший замглавы ведомства Кирилл Богданов (ушел с должности с 16 апреля) предложил создать рабочую группу по этому и смежным вопросам, пригласив к участию в ней главу IATA в России и СНГ Дмитрия Шамраева, президента ТКП Михаила Баскакова и гендиректора Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимира Комлева.

Средства фонда планируют тратить на выполнение обязательств перевозчиков перед пассажирами в случае форс-мажоров, следует из письма Алексея Шубенкова. Допустим, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет.

Также в документе отмечено, что фонд планируют создать не за счет бюджетных средств. «Представляется необходимым установить сбор, взимаемый с пассажиров при оформлении билетов», — сказано в письме.

В нем утверждается, что это не приведет к увеличению стоимости авиабилетов, так как новый платеж «будет формироваться за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством РФ».

Сегодня в цене билета учитываются, например, аэропортовый, топливный, сервисный сборы. Также взимаются сборы за обслуживание и безопасность пассажиров, за обслуживание самолетов в аэрохабах, за предоставление навигационных услуг диспетчеров и др.

Расчеты по-русски

По словам двух источников «Известий» в авиаотрасли, размер сбора пока не определен, но обсуждается величина в диапазоне от 70 до 250 рублей с одного перелета. При этом часть платежа может пойти не в бюджет будущего фонда, а будет перечислена оператору системы за оказание услуги.

Предполагается, что этим оператором станет недавно созданное АО «Авиагарант». При этом представитель «Ростеха» уточнил, что создание фонда защиты интересов пассажиров и самих авиакомпаний — это лишь одна из задач новой структуры.

— В силу сложного положения в отрасли это становится особенно актуальным, — прокомментировали в госкопорации создание фонда.

Другой задачей «Авиагаранта» должно стать объединение процессинга для двух систем взаиморасчетов, существующих в России сегодня, уточнил представитель «Ростеха». Это СВВТ (оператор ТКП) и BSP (оператор — Международная ассоциация воздушного транспорта, IАТА). Именно через эти системы сегодня продаются авиабилеты на рейсы российских авиакомпаний, если они приобретаются у агентов, а не напрямую у перевозчиков.

Правительство планирует запретить использование BSP, следует из размещенного на федеральном портале regulation.gov.ru проекта постановления правительства, подготовленного Минтрансом. В пояснительной записке к нему сказано, что необходимо исключить возможность использования систем оформления воздушных перевозок, собственниками или разработчиками которых являются компании-резиденты иностранных государств. Это объясняется рисками возможных новых санкций, также это призвано повысить безопасность персональных данных пассажиров и противодействовать терроризму.

В Минтрансе и ТКП отказались от комментариев. Так же поступил руководитель IАТА в России Дмитрий Шамраев.

Бал закончился

Перераспределить действующие сборы в новый будет довольно сложно — ведь все сборы, которые сейчас включаются в конечную стоимость билета для потребителя, имеют свое целевое назначение, считает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.

— Альтернативой созданию фонда могло бы служить развитие предложений страховых продуктов при продаже авиабилетов, — считает эксперт.

Очевидно, сборы сами собой не перераспределятся — чтобы билеты не подорожали, нужно другой сбор уменьшить или отменить, отметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В противном случае цены вырастут на величину нового сбора, указал он.

— Но логика правительства ясна: авиации сейчас очень тяжело, текущий сезон переживут не все компании. В пандемию государство искусственно запретило банкротить авиаперевозчиков. Но бал закончился, и это отлично понимают в отрасли. Сейчас половина самолетов в парках российских перевозчиков стоит на бетоне — это прямые убытки. Думаю, что из первой десятки две-три авиакомпании не доживут до окончания этого сезона. И чтобы нивелировать социальный взрыв при банкротстве, было бы полезно иметь фонд, из которого компенсировать пассажирам потенциальные невыполненные рейсы, — сказал эксперт.

Он затруднился назвать другие страны, где существовали бы подобные фонды для пассажиров. По его словам, в европейских государствах есть система налогов, в том числе на полеты за границу (€8–45), а собранные налоги направляются на целевые программы по развитию внутреннего туризма.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин подчеркнул, что для запуска проекта необходимы четкие и прозрачные критерии формирования бюджета фонда.

— В рамках разработки подобных систем всегда встает вопрос, должны ли все участники платить одинаково. Ведь надежность у всех разная. При равном сборе получается ситуация, когда более сильные игроки компенсируют потери клиентов более слабых. Если же взносы разнятся, то необходимо это четко и прозрачно прописать, — заключил эксперт.

По словам члена правления Союза агентств делового туризма, гендиректора агента по продажам «Альянс-Трэвел» Татьяны Мехед, тема создания фонда для компенсаций пассажирам обсуждалась в разное время, начиная с 1990-х годов. Взимание сбора в пользу такого фонда, по ее мнению, скажется на отрасли положительно при условии, что его размер не будет обременительным для пассажиров.

«Известия» направили запросы в «Аэрофлот», «Победу», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, Smartavia. Собеседники издания в авиакомпаниях отметили, что им неизвестно о планах создания фонда и введения нового сбора с пассажиров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer