Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подготовка специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем в государственных учебных заведениях


31.05.22 13:10 Юрий Михальчевский, АвиаСоюз


Эксплуатация беспилотных авиационных систем – это важный процесс в деятельности авиатранспортного сектора, основанный на инновационных разработках в области авиационно-космических технологий, открывающий новые и расширяющий имеющиеся возможности применения передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов и эффективность деятельности авиации.

Эксплуатация беспилотных авиационных систем – это важный процесс в деятельности авиатранспортного сектора, основанный на инновационных разработках в области авиационно-космических технологий, открывающий новые и расширяющий имеющиеся возможности применения передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов и эффективность деятельности авиации.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет), как один из лидеров отечественного авиационного образования, ведет планомерную и масштабную организационную работу в части подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
Приказом ректора Университета сформирована рабочая группа по разработке плана развития направления подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем на базе Университетского вертикально интегрированного образовательного комплекса. Один из важных этапов плана развития – анализ и последующая актуализация имеющихся программ подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненным группам профессий, специальностей 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» (ФУМО СПО).

В рамках деятельности ФУМО СПО, осуществляющим свою работу на базе нашего Университета, был разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». В настоящее время документ находится на согласовании в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Специалисты Федерального учебно-методического объединения по СПО Университета совместно с Институтом развития профессионального образования, курирующего деятельность рабочих групп в данном направлении, разрабатывают примерную основную образовательную программу среднего профессионального образования. Дополнительно ведется работа по внесению изменений в имеющиеся программы подготовки специалистов. 

Также участниками рабочей группы были разработаны программы подготовки специалистов по эксплуатации БАС, реализуемые в системе дополнительного профессионального образования, в соответствии с профессиональным стандартом 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее», Выстроена коммуникация и налажено взаимодействие с производителями беспилотной техники и эксплуатантами БАС, входящими в десятку крупнейших игроков на отечественном рынке. Эксплуатантами БАС накоплен большой опыт проведения авиационных работ и перевозки грузов, который используется при формировании практической части программ подготовки.

Специалисты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации активно взаимодействуют с государственными структурами и коммерческими компаниями, заинтересованными в разработке, внедрении и развитии инновационных технологий, необходимых для интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Совместная работа ведется и в области развития технологий применения БАС:
●    создание и сертификация систем, позволяющих предупредить столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади маневрирования аэродрома;
●    разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации:
●    организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов;
●    создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения обслуживания воздушного движения, формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии;
●    обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов, включающей спутниковые системы ГЛОНАСС;
●    применение технологий, обеспечивающих возможность автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон ограничения полетов;
●    развитие метеорологического обслуживания полетов, совершенствование системы предоставления аэронавигационной информации внешнему пилоту;
●    формирование требований к кибербезопасности;
●    развитие систем информирования об инцидентах и авиационных происшествиях и службы обработки обращений граждан, обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному использованию беспилотных воздушных судов.

Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) разработан ряд рекомендаций для интеграции дистанционно пилотируемых воздушных судов в воздушное пространство. Предполагается, что объем информации и данных относительно беспилотных систем будет быстро увеличиваться, поскольку государства и авиационно-космическая отрасль осуществляют активную деятельность в этой области и информируют ИКАО о ее результатах. Наиболее важная задача эксплуатации БАС заключается в том, чтобы интеграция дистанционно пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве и их использование на аэродромах не привели к повышению степени риска для безопасности полетов воздушных судов с пилотом на борту.

В ноябре 2020 г. вступили в действие Федеральные авиационные правила № 494 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата экплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта». В настоящих правилах в п. 2.7., вступивших в действие с 01.03.2022 г., сказано, что «Эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах, в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации». Для дальнейшего развития подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем учебными заведениями Российской Федерации необходимо утвердить нормативно-правовую документацию и требования к внешнему пилоту.

Проблемы подготовки специалистов по эксплуатации БАС рассматривались на заседании Координационного совета Межгосударственного авиационного комитета в г. Бишкек, Кыргизия, в ноябре 2021 г. На нем обсуждались практические вопросы продвижения эксплуатации БАС в интересах народного хозяйства и решения ряда задач по достижению единой цели: безопасная, надежная эксплуатация БАС и создание системы комплексного взаимодействия в интересах экономического развития общества.

Дальнейшее развитие беспилотной авиации открывает новые возможности для решения большинства проблем в народном хозяйстве, развития новых видов транспорта и инновационных программ. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» дает возможность в некоторых регионах РФ, несмотря на нормативные ограничения, развивать беспилотную авиацию, проводить авиационные работы с применением БАС как с массой 30 кг и менее, так и тяжелой техники с массой более 30 кг. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 462 таких регионов пока четыре, но можно надеяться, что с развитием технологий и требований последнего времени количество регионов с установленным экспериментально правовым режимом в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС будет возрастать. 

В настоящее время специалисты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации работают в консорциуме с ведущими предприятиями и организациями во взаимодействии с муниципальными и федеральными органами государственной власти над расширением области применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer