Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иранский сценарий. Первым делом самолеты


10 июня 2022 года Александр Братерский, Finam.ru


Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

16 января 1979 года с одного из аэродромов Тегерана взлетел самолет Boeing 707, который лично пилотировал шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Для иранского монарха, который имел диплом пилота, это был последний рейс из родной страны. Он был вынужден отправиться в изгнание в связи с революционными событиями в Иране.

Однако самолеты Boeing 707, как и другие лайнеры, выпущенные в эти годы, продолжали летать в небе Ирана еще долго: международные санкции поставили крест на приобретении новых самолетов.

В настоящее время, по оценкам международных авиационных экспертов, средний возраст самолетов, которые использует Иран, составляет 25 лет, что на 17 лет больше, чем принятые в мире стандарты. Иранские чиновники, впрочем, стараются уверять общественность, что "в Тегеране все спокойно".

"Несмотря на строжайшие санкции, авиационная отрасль выстояла. Несмотря на четыре десятилетия санкций, мы оказывали услуги и удовлетворяли потребности авиакомпаний, используя местные возможности ремонта и доставки запчастей", - говорил глава Управления гражданской авиации Ирана Мохаммад Мохаммади-Бахш, которого цитирует портал Avia.ru.

Однако, несмотря на уверения, летать иранскими самолетами небезопасно, предупреждают авиационные эксперты. "Бояться летать в Иране - веская причина", - предупреждает гонконгское издание Asia Times. В Иране действительно в последние годы произошло несколько крупных авиационных катастроф, причиной которых были проблемы с устаревшим самолётным парком. Четыре из них были связаны с советскими самолетами Ту-154 и ИЛ-62.

"На внутренних линиях было много старых иностранных и советcких самолетов и люди боялись летать. Потом постепенно власти стали использовать на внутренних линиях самолеты, которые использовались на международных линиях. Люди потихоньку адаптировались", - рассказывает Finam.ru живущий в России гражданин Ирана.

Его слова подтверждает статистика. После того как старые советские самолеты были убраны из эксплуатации, число авиационных происшествий значительно снизилось.

"Несмотря на то, что средний возраст их флота составляет двадцать три года, иранские авиакомпании не пострадали от серьезного ухудшения показателей безопасности из-за санкций. Фактически, число погибших в результате авиакатастроф в Иране за последние годы снизилось, что соответствует международным тенденциям", - отмечает в своем обзоре, опубликованном в 2019 году, аналитик Вашингтонского Института Ближневосточной политики Фарзин Надими.

В настоящее время воздушный флот Исламской республики насчитывает более 386 самолетов, принадлежащих нескольким авиакомпаниям. Львиную долю авиапарка составляют самолеты "Аэробус" разных моделей. Это разные модификации Airbus А-300, созданного в 1972 году. Самые новые самолеты в иранском авиапарке - Airbus А-330 - произведены в 1992 году.

Тридцатилетний и даже сорокалетний самолет может летать без аварий, однако главное здесь - поддержание летной годности. С этим у Ирана проблема: из-за санкций страна вынуждена покупать в основном б/у запчасти в третьих странах.

Как сообщало в декабре 2021 года иранское деловое издание Financial Tribune, из-за технических проблем 50% из 386 иранских самолетов находится "на бетоне" из-за проблем с запчастями.

Кроме этого, иранские авиакомпании занимаются так называемым "каннибализмом" - снятием годных к применению запчастей с одних самолетов для постановки их на другие лайнеры. В январе интернет облетело фото международного аэропорта Тегерана, в котором буквально вповалку лежали самолеты различных типов, разобранные на запчасти. Как писал журнал Newsweek, многие, кто видел фотографию, не могли поверить, что это не фальшивка.

В 2016 году главный иранский авиаперевозчик, компания Iran Air заявила, что для замены устаревшего авиапарка ей потребуется 580 самолетов, при этом 300 самолетов - в течение пяти лет.

Одна из проблем устаревшего парка - это большое потребление топлива. Иранские авиакомпании в настоящее время потребляют более 5 миллионов литров топлива в день, что в 1,5 раза превышает международный стандарт.

После короткого периода, когда санкции были сняты, Иран в 2016 году заключил сделки с несколькими иностранными авиакомпаниями, были подписаны контракты на покупку 100 самолетов Airbus, 80 самолетов Boeing и 40 турбовинтовых самолетов ATR. Однако до того как "ядерная сделка" вновь была отменена, Иран смог получить лишь 11 самолетов: один Airbus A321, два Airbus A330 и восемь самолетов ATR 72-600.

Для получения новых самолетов в обход международных санкций Тегеран стал активно использовать систему лизинга. Так, иранская авиакомпания Kish Air в 2019 году приобрела в лизинг три бразильских самолета Embraer в одной из азиатских стран.

Стоит отметить, что ранее Иран прицеливался и к возможной покупке гражданских самолетов в России. В стране многие годы эксплуатировались cоветские самолеты Ту-154, однако в 2011 году они были выведены из эксплуатации из-за крайней изношенности.

В этом же году Тегеран начал переговоры с Москвой о покупке новых самолетов. В 2018 году "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали с иранской стороной соглашение на покупку 40 самолетов Sukhoi Superjet, но сделке помешали власти США, так как самолет производился с использованием американских комплектующих.

Аналогичная история произошла и с попыткой приобретения Ираном у России самолета Ту-204, рассказывает Finam.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. США заблокировали сделку, заявив, что в самолетах были американские наработки. При этом, как отмечает эксперт, США хотели, чтобы Иран покупал американские самолеты после снятия санкций.

В марте власти Ирана заявили, что рассматривают создание в стране собственного самолета, рассчитанного на перевозку около 100 пассажиров. Иранские власти заявили, что потенциал у страны есть, так как национальная компания, производившая газовые турбины, способна производить и турбины для самолетов.

При этом собственные самолеты Иран когда-то уже производил. В 1976 году в стране была основана Иранская авиастроительная промышленная компания. Она, в частности, производила самолеты IrAn-140 на базе оригинального Ан-140. Правда, проект оказался неудачным и его решили закрыть, хотя несколько самолетов все же успели выпустить, и они продолжают эксплуатироваться в Иране.

В то же время, несмотря на все трудности, полеты иранских авиакомпаний продолжаются не только внутри страны, но и за рубеж. Так, иранские самолеты летают не только в соседние страны Ближнего Востока, но и в европейские государства.

Кроме этого, Ирану последние годы удавалось неплохо зарабатывать на сборах за пролет авиации. Ежегодно воздушным пространством Ирана совершается более 1200 рейсов. На этом страна зарабатывает $800 миллионов в год, взимая около $1200 за каждый час полета, что на 20% выше, чем в соседних странах.

Большинство авиакомпаний предпочитает направлять самолеты через воздушное пространство Исламской республики, чтобы не лететь через конфликтные зоны Ближнего Востока. У Ирана возможно и старый самолетный парк, но лететь через его территорию вполне безопасно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке



Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer