Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров


12 июня 2022 года Роскосмос


Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Всё началось в далёкие 50-е годы, когда завод № 918 (в настоящее время — Научно-производственное предприятие «Звезда») начал производить скафандры, гермошлемы и амуницию для высотной авиации и стратонавтики. Именно в конце 50-х начали использовать в герметичных скафандрах плечевые шарниры, съёмные герметичные перчатки, кислородные маски и шлемы. Например, посмотрите на фото высотного скафандра СИ-3М, который смотрится стильно до сих пор. В таком скафандре можно смело совершать прыжок из стратосферы с высоты 30 км.

Следующим шагом стал знаменитый СК-1, который носили космонавты космических кораблей «Восток». И его модификация СК-2 — для первого набора женщин-космонавтов. Именно СК-1 стал первым в мире космическим скафандром. Всего создали 41 скафандр этого типа, включая две штуки для Валентины Терешковой и её дублёра Ирины Соловьёвой. Скафандр применялся на кораблях «Восток» — «Восток-6».

Космонавты «Восхода-1» отправились в космос втроём без скафандров. Алексею Леонову и Павлу Беляеву на «Восходе-2» предстояло совершить полёт для первого в мире выхода в открытый космос. Оба были облачены в скафандры «Беркут» — первое изделие «Звезды», которое получило название хищной птицы. Поскольку в авиации и космонавтике любят традиции, да и бытуют суеверия, то со времён выхода в открытый космос Леонова так и повелось. Возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц.

После возвращения Леонова и Беляева на Землю инженеры «Звезды» прочитали все отчёты космонавтов касаемо недочётов скафандра «Беркут». И он был кардинально доработан — в первую очередь ему добавили жёсткости. Именно из-за раздувания «Беркута» Алексей Леонов долго не мог войти обратно в корабль «Восход-2», ему пришлось сильно сбрасывать давление.

Доработанный скафандр получил название «Ястреб» и использовался при стыковке «Союза-4» и «Союза-5». Космонавты переходили через открытый космос в новых скафандрах для внекорабельной деятельности. Точно такие же скафандры были на борту «Союза-7» и «Союза-8», но они не потребовались. Во время группового полёта трёх кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» стыковка не производилась из-за отказа электроники автоматической системы стыковки «Игла».

Сразу после «Ястреба» в семье хищных птиц появился ещё один «птенец» — скафандр «Кречет» для нахождения космонавта на поверхности Луны. К сожалению, советская лунная программа была закрыта — скафандр никогда не использовался для ВКД.

После гибели экипажа «Союза-11» был разработан спасательный скафандр «Сокол-К», который успешно применялся на космических кораблях с «Союза-12» по «Союз-40». «Сокол-К» создали на базе авиационного скафандра «Сокол». Сразу после создания и успешного применения «Сокола-К», НПП «Звезда» начало готовить его модификацию, которая получила название «Сокол-КВ». «КВ» никогда не применялся в космосе, было разработано всего шесть скафандров для испытаний и тренировок.

Благодаря «Соколу-КВ» был разработан легендарный и самый массовый космический скафандр в мире — «Сокол КВ-2». Он имел две модификации — первая эксплуатировалась с 1980 по 2002 годы, а вторая — начиная с 2002 года по нынешнее время. Во второй версии скафандр стал более эргономичным, удобным и интуитивным.

При этом у «Сокола КВ-2» была и особая модификация для катапультирования космонавтов из кабины корабля «Буран». Она называлась «Стриж», но никогда не применялась для пилотируемых полётов (даже на «Союзах»). Главным отличием от «КВ-2» был цвет хаки, двойное остекление шлема, парашют и огнестойкость. Как видите, от роли хищных птиц в жизни космонавтов скафандры не отходят ни на йоту.

У «Стрижа» была и чуть упрощённая версия — высотный скафандр «Баклан» для военных лётчиков дальней авиации. В целом — похож на переделанный для авиации «Сокол-К».

Хоть лунный «Кречет» и никогда не применялся в космосе, но и он дал «потомство». Благодаря ему появилось целое семейство скафандров для ВКД — полужёсткие «Орланы» появились благодаря лунной программе. «Орлан» эксплуатируется ещё со времён «Салюта-6» в 1978 году и имеет шесть модификаций — «Д», «ДМ», «ДМА», «М», «МК» и «МКС».

Птичье имя получил и профилактический нагрузочный костюм космонавта — его назвали «Пингвин». Птица, хоть и нелетающая, зато хищная. Причём под водой во время охоты пингвин двигается так грандиозно, что невольно напрашиваются ассоциации с полётом. Костюм применялся для создания нагрузки на опорно-двигательный аппарат космонавта на станции. Отсюда и получил своё название — из-за схожести фигуры космонавта, согнутой упругими элементами костюма, и обычного пингвина.

Скафандры и костюмы для космоса — это не единственное направление, которое получило животные названия в русской космонавтике. Можно припомнить гидрокомбинезон «Форель» для спасения космонавтов после приводнения и спасательный радиомаяк «Комар».

Традиция названий скафандров нам кажется очень красивой. Ждём создания «Сокол КВ-М» и «Орлан-Л», пусть они продолжат славную традицию!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer