Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров


12 июня 2022 года Роскосмос


Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Всё началось в далёкие 50-е годы, когда завод № 918 (в настоящее время — Научно-производственное предприятие «Звезда») начал производить скафандры, гермошлемы и амуницию для высотной авиации и стратонавтики. Именно в конце 50-х начали использовать в герметичных скафандрах плечевые шарниры, съёмные герметичные перчатки, кислородные маски и шлемы. Например, посмотрите на фото высотного скафандра СИ-3М, который смотрится стильно до сих пор. В таком скафандре можно смело совершать прыжок из стратосферы с высоты 30 км.

Следующим шагом стал знаменитый СК-1, который носили космонавты космических кораблей «Восток». И его модификация СК-2 — для первого набора женщин-космонавтов. Именно СК-1 стал первым в мире космическим скафандром. Всего создали 41 скафандр этого типа, включая две штуки для Валентины Терешковой и её дублёра Ирины Соловьёвой. Скафандр применялся на кораблях «Восток» — «Восток-6».

Космонавты «Восхода-1» отправились в космос втроём без скафандров. Алексею Леонову и Павлу Беляеву на «Восходе-2» предстояло совершить полёт для первого в мире выхода в открытый космос. Оба были облачены в скафандры «Беркут» — первое изделие «Звезды», которое получило название хищной птицы. Поскольку в авиации и космонавтике любят традиции, да и бытуют суеверия, то со времён выхода в открытый космос Леонова так и повелось. Возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц.

После возвращения Леонова и Беляева на Землю инженеры «Звезды» прочитали все отчёты космонавтов касаемо недочётов скафандра «Беркут». И он был кардинально доработан — в первую очередь ему добавили жёсткости. Именно из-за раздувания «Беркута» Алексей Леонов долго не мог войти обратно в корабль «Восход-2», ему пришлось сильно сбрасывать давление.

Доработанный скафандр получил название «Ястреб» и использовался при стыковке «Союза-4» и «Союза-5». Космонавты переходили через открытый космос в новых скафандрах для внекорабельной деятельности. Точно такие же скафандры были на борту «Союза-7» и «Союза-8», но они не потребовались. Во время группового полёта трёх кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» стыковка не производилась из-за отказа электроники автоматической системы стыковки «Игла».

Сразу после «Ястреба» в семье хищных птиц появился ещё один «птенец» — скафандр «Кречет» для нахождения космонавта на поверхности Луны. К сожалению, советская лунная программа была закрыта — скафандр никогда не использовался для ВКД.

После гибели экипажа «Союза-11» был разработан спасательный скафандр «Сокол-К», который успешно применялся на космических кораблях с «Союза-12» по «Союз-40». «Сокол-К» создали на базе авиационного скафандра «Сокол». Сразу после создания и успешного применения «Сокола-К», НПП «Звезда» начало готовить его модификацию, которая получила название «Сокол-КВ». «КВ» никогда не применялся в космосе, было разработано всего шесть скафандров для испытаний и тренировок.

Благодаря «Соколу-КВ» был разработан легендарный и самый массовый космический скафандр в мире — «Сокол КВ-2». Он имел две модификации — первая эксплуатировалась с 1980 по 2002 годы, а вторая — начиная с 2002 года по нынешнее время. Во второй версии скафандр стал более эргономичным, удобным и интуитивным.

При этом у «Сокола КВ-2» была и особая модификация для катапультирования космонавтов из кабины корабля «Буран». Она называлась «Стриж», но никогда не применялась для пилотируемых полётов (даже на «Союзах»). Главным отличием от «КВ-2» был цвет хаки, двойное остекление шлема, парашют и огнестойкость. Как видите, от роли хищных птиц в жизни космонавтов скафандры не отходят ни на йоту.

У «Стрижа» была и чуть упрощённая версия — высотный скафандр «Баклан» для военных лётчиков дальней авиации. В целом — похож на переделанный для авиации «Сокол-К».

Хоть лунный «Кречет» и никогда не применялся в космосе, но и он дал «потомство». Благодаря ему появилось целое семейство скафандров для ВКД — полужёсткие «Орланы» появились благодаря лунной программе. «Орлан» эксплуатируется ещё со времён «Салюта-6» в 1978 году и имеет шесть модификаций — «Д», «ДМ», «ДМА», «М», «МК» и «МКС».

Птичье имя получил и профилактический нагрузочный костюм космонавта — его назвали «Пингвин». Птица, хоть и нелетающая, зато хищная. Причём под водой во время охоты пингвин двигается так грандиозно, что невольно напрашиваются ассоциации с полётом. Костюм применялся для создания нагрузки на опорно-двигательный аппарат космонавта на станции. Отсюда и получил своё название — из-за схожести фигуры космонавта, согнутой упругими элементами костюма, и обычного пингвина.

Скафандры и костюмы для космоса — это не единственное направление, которое получило животные названия в русской космонавтике. Можно припомнить гидрокомбинезон «Форель» для спасения космонавтов после приводнения и спасательный радиомаяк «Комар».

Традиция названий скафандров нам кажется очень красивой. Ждём создания «Сокол КВ-М» и «Орлан-Л», пусть они продолжат славную традицию!




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer