Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров


12 июня 2022 года Роскосмос


Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Всё началось в далёкие 50-е годы, когда завод № 918 (в настоящее время — Научно-производственное предприятие «Звезда») начал производить скафандры, гермошлемы и амуницию для высотной авиации и стратонавтики. Именно в конце 50-х начали использовать в герметичных скафандрах плечевые шарниры, съёмные герметичные перчатки, кислородные маски и шлемы. Например, посмотрите на фото высотного скафандра СИ-3М, который смотрится стильно до сих пор. В таком скафандре можно смело совершать прыжок из стратосферы с высоты 30 км.

Следующим шагом стал знаменитый СК-1, который носили космонавты космических кораблей «Восток». И его модификация СК-2 — для первого набора женщин-космонавтов. Именно СК-1 стал первым в мире космическим скафандром. Всего создали 41 скафандр этого типа, включая две штуки для Валентины Терешковой и её дублёра Ирины Соловьёвой. Скафандр применялся на кораблях «Восток» — «Восток-6».

Космонавты «Восхода-1» отправились в космос втроём без скафандров. Алексею Леонову и Павлу Беляеву на «Восходе-2» предстояло совершить полёт для первого в мире выхода в открытый космос. Оба были облачены в скафандры «Беркут» — первое изделие «Звезды», которое получило название хищной птицы. Поскольку в авиации и космонавтике любят традиции, да и бытуют суеверия, то со времён выхода в открытый космос Леонова так и повелось. Возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц.

После возвращения Леонова и Беляева на Землю инженеры «Звезды» прочитали все отчёты космонавтов касаемо недочётов скафандра «Беркут». И он был кардинально доработан — в первую очередь ему добавили жёсткости. Именно из-за раздувания «Беркута» Алексей Леонов долго не мог войти обратно в корабль «Восход-2», ему пришлось сильно сбрасывать давление.

Доработанный скафандр получил название «Ястреб» и использовался при стыковке «Союза-4» и «Союза-5». Космонавты переходили через открытый космос в новых скафандрах для внекорабельной деятельности. Точно такие же скафандры были на борту «Союза-7» и «Союза-8», но они не потребовались. Во время группового полёта трёх кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» стыковка не производилась из-за отказа электроники автоматической системы стыковки «Игла».

Сразу после «Ястреба» в семье хищных птиц появился ещё один «птенец» — скафандр «Кречет» для нахождения космонавта на поверхности Луны. К сожалению, советская лунная программа была закрыта — скафандр никогда не использовался для ВКД.

После гибели экипажа «Союза-11» был разработан спасательный скафандр «Сокол-К», который успешно применялся на космических кораблях с «Союза-12» по «Союз-40». «Сокол-К» создали на базе авиационного скафандра «Сокол». Сразу после создания и успешного применения «Сокола-К», НПП «Звезда» начало готовить его модификацию, которая получила название «Сокол-КВ». «КВ» никогда не применялся в космосе, было разработано всего шесть скафандров для испытаний и тренировок.

Благодаря «Соколу-КВ» был разработан легендарный и самый массовый космический скафандр в мире — «Сокол КВ-2». Он имел две модификации — первая эксплуатировалась с 1980 по 2002 годы, а вторая — начиная с 2002 года по нынешнее время. Во второй версии скафандр стал более эргономичным, удобным и интуитивным.

При этом у «Сокола КВ-2» была и особая модификация для катапультирования космонавтов из кабины корабля «Буран». Она называлась «Стриж», но никогда не применялась для пилотируемых полётов (даже на «Союзах»). Главным отличием от «КВ-2» был цвет хаки, двойное остекление шлема, парашют и огнестойкость. Как видите, от роли хищных птиц в жизни космонавтов скафандры не отходят ни на йоту.

У «Стрижа» была и чуть упрощённая версия — высотный скафандр «Баклан» для военных лётчиков дальней авиации. В целом — похож на переделанный для авиации «Сокол-К».

Хоть лунный «Кречет» и никогда не применялся в космосе, но и он дал «потомство». Благодаря ему появилось целое семейство скафандров для ВКД — полужёсткие «Орланы» появились благодаря лунной программе. «Орлан» эксплуатируется ещё со времён «Салюта-6» в 1978 году и имеет шесть модификаций — «Д», «ДМ», «ДМА», «М», «МК» и «МКС».

Птичье имя получил и профилактический нагрузочный костюм космонавта — его назвали «Пингвин». Птица, хоть и нелетающая, зато хищная. Причём под водой во время охоты пингвин двигается так грандиозно, что невольно напрашиваются ассоциации с полётом. Костюм применялся для создания нагрузки на опорно-двигательный аппарат космонавта на станции. Отсюда и получил своё название — из-за схожести фигуры космонавта, согнутой упругими элементами костюма, и обычного пингвина.

Скафандры и костюмы для космоса — это не единственное направление, которое получило животные названия в русской космонавтике. Можно припомнить гидрокомбинезон «Форель» для спасения космонавтов после приводнения и спасательный радиомаяк «Комар».

Традиция названий скафандров нам кажется очень красивой. Ждём создания «Сокол КВ-М» и «Орлан-Л», пусть они продолжат славную традицию!




комментарии (0):











Материалы рубрики

Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство



Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Авиабезопасность вызвала вопросы
Анастасия Львова, Евгения Перцева
Известия
Дело пошлин: магазины duty free откроются для вылетающих в ЕАЭС к августу
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейсы могут задержаться: санкции подкосили российскую авиацию

Известия
Авиаэксперт оценил преимущества самолета SSJ100 в условиях импортозамещения
настасия Львова
Известия
Арабская "дочь": российская авиакомпания хочет создать СП с Etihad
Артём Кореняко
РБК
ICAO заявила о "существенных опасениях" в сфере авиабезопасности России
Алексей Чеботарёв
Аргументы и Факты
Возвращение "тушки". Когда взлетит и куда долетит "новый старый" Ту-214?
Яна Загоровская
КоммерсантЪ
Авиация делает замену
Евдокия Мельник
Forbes
Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом

Известия
Авиаэксперты сравнили характеристики Ту-214 и Boeing
Анастасия Львова
Известия
Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Business FM
СМИ: авиакомпания Royal Flight находится на грани закрытия
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
"Дочка" - к матери: лоукостер "Победа" может полностью уйти из Внуково
Ульяна Миненкова, Станислав Корягин
КоммерсантЪ
Багаж приказал долго лететь
Игорь Афанасьев,
Роскосмос
Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли

Роскосмос
Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров
Александр Братерский
Finam.ru
Иранский сценарий. Первым делом самолеты

Ростех
Во все лопатки: новые технологии изготовления лопаток авиадвигателей
Анастасия Львова
Известия
Нотный проезд: музыканты попросили скидку на авиаперевозку инструментов

РЕН ТВ
Авиаэксперт Гусаров заявил о колоссальном преимуществе "сети" из Су-57

Известия
Эксперт назвал возможные причины приостановки Boeing выпуска самолетов 737 MAX
Дарья Савенкова, Арина Литова
Ведомости
S7 решил заморозить проект лоукостера Citrus
Никита Тихонов
АвиаСоюз
О роли сертификационных центров в обеспечении безопасности авиационной техники
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза
Елена Сухорукова
РБК
Аэропорт Шереметьево назвал стоимость туроператора "Библио-Глобус"

Радио 1
Без шокера и дубинки. Названы оптимальные способы противостоять авиадебоширам
Анастасия Львова
Известия
Судов на вас нет: в России предложили ограничить число Airbus и Boeing

Роскосмос
Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ
Николай Ивашов, Екатерина Кобиц
Эксперт
ОАК сосредотачивается
Софья Смирнова
Известия
Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей

Москва FM
Стюардессы получат спецсредства для борьбы с авиадебоширами

Business FM
Самолет "Аэрофлота" арестован на Шри-Ланке по требованию лизингодателя
Наталья Крапивина
Ammiac
Россияне через несколько лет пересядут на российские авиалайнеры нового поколения
Алина Чупанова, Мария Алексеева
КО
Авиация ждет большого передела
Софья Смирнова
Известия
Летная механика: как авиакомпании будут оплачивать лизинг
Владимир Мазенко
Комсомольская правда
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer