Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли


13 июня 2022 года Игорь Афанасьев, , Роскосмос


Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Сверкающая чистота и порядок. Ровные ряды просторных рабочих мест, оснащенных самой разнообразной техникой. Тщательно высматривающие что-то под микроскопом люди, одетые в бледно-голубые костюмы с колпаками на головах и оттого похожие на хирургов, готовящихся к ответственной операции. Это не картинка из научно-фантастического фильма, а антураж участка микроэлектроники сборочного производства Ярославского радиозавода (ЯРЗ). Здесь происходит автоматическая и ручная пайка сложнейших элементов и микросхем космического назначения.

Ультрасовременный цех стал результатом большой программы обновления, ведущейся на предприятии с 2012 г. Благодаря ей на заводе появилась еще одна «жемчужина» — корпус сборки и испытаний модулей полезной нагрузки для перспективных отечественных спутников связи. Все преобразования, включающие модернизацию механического цеха и внедрение системы менеджмента качества, позволили связать воедино на базе предприятия все технологические звенья по производству сложных микроэлектронных изделий — от изготовления корпусов до испытаний готовой аппаратуры. Другая важная особенность завода: способность организовать выпуск продукции в любых количествах — от опытных образцов до крупных серий.

Ярославский радиозавод с 1970 г. связан с космическими программами и в советские времена выпускал ретрансляторы для всех спутников связи. Космическое направление, ушедшее на задний план в 1990-х годах, возобновилось в 2005 г., когда завод начал производить аппаратуру для системы ГЛОНАСС и ретрансляторы для спутников связи.

Сегодня половину объема производства завода в Ярославле составляют заказы для космических проектов. Выпускается также радиоаппаратура для комплексов средств связи авиационного, сухопутного и морского назначения.

Восполняя пробелы

Ключевой дефицит российской ракетно-космической отрасли — специализированная электронная компонентная база, используемая в любом космическом аппарате. По ряду причин, связанных с деградацией отечественного производства микроэлектроники в «лихие девяностые», длительное время многие компоненты, особенно радиационно-стойкие, закупались за рубежом — в Соединенных Штатах, Европе или у поставщиков из некоторых стран Юго-Восточной Азии. С введением в 2014 г. санкций поставки крайне затруднились, а то и вовсе стали невозможны. Прекратилась отгрузка даже заказанных и оплаченных изделий. В этих условиях отечественные разработчики стали проектировать «борт» со смешанной электроникой, пытаясь плавно заместить импортные компоненты отечественными.

Начало новой волны санкционного давления в феврале нынешнего года совпало со стратегическими шагами, призванными уже в ближайшем будущем покончить с зависимостью от зарубежных производителей.

Суперзавод в Ярославле

Приобретение Роскосмосом каких-либо активов на стороне происходит нечасто, поэтому сообщение о покупке холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в Роскосмос) в марте этого года контрольного пакета акций ПАО «Ярославский радиозавод» привлекло внимание многих.

«Кризис — это период трансформации и волевых решений, — объяснил идею Дмитрий Рогозин. — Приобретение Ярославского радиозавода — это большое событие. Гендиректор РКС Андрей Тюлин постоянно говорил мне: „Нужен завод! Надо обязательно развивать серийное производство!“ Еще до того, как на нас обрушили все санкции, я собрал экономистов, финансистов, и мы приняли волевое решение [о покупке завода]. Сейчас все пугаются, деньги прячут, а мы решили, тем не менее, раскошелиться и купить этот завод».

Глава Госкорпорации подчеркнул, что отрасли такой объект необходим: «В условиях санкций мы заинтересованы в том, чтобы наши разработчики, дизайн-бюро, крупные компании, которые занимаются созданием космических приборов, имели в своем арсенале серийное производство высокого качества... Мы очень хорошо и давно знаем Ярославский радиозавод, раньше размещали здесь определенные заказы. Очень сильное и толковое руководство, перспективная инфраструктура».

Таким образом, приобретение Ярославского радиозавода можно назвать итогом многолетнего сотрудничества предприятия с Роскосмосом. «Там сейчас работают наши инспекторы, техники, технологи, которые определяют всю цепочку логики единой технической политики в интересах всей отрасли — как нам сформировать там серийное производство в ближайшие полгода», — пояснил Дмитрий Олегович.

«Завод в Ярославле становится базовым серийным заводом космического приборостроения, своего рода приборным foundry (предприятие, разрабатывающее и выпускающее полупроводниковую микроэлектронику. — Ред.), — подтверждает генеральный директор холдинга РКС Андрей Тюлин. — Технологические операции завода уже начали загружаться в виде цифровых моделей и маршрутов в единое пространство цифровых библиотек РКС. Таким образом, спроектированная предприятиями холдинга продукция будет гарантированно вписываться в производственный ландшафт Ярославского радиозавода».

Дальнейшее развитие Ярославского радио­завода будет происходить в рамках Программы стратегических преобразований предприятий космического приборостроения, одобренной наблюдательным советом Роскосмоса в первом квартале прошлого года. План предполагает расширение интегрированной структуры, куда войдут 17 предприятий, НИИ, КБ и сборочных производств. Ярославский радиозавод в этой системе должен стать одним из ключевых элементов.

По мнению руководителя РКС, «интеграция позволит сократить цикл выпуска новых продуктов, в частности целевой и служебной унифицированной бортовой аппаратуры, включая ретрансляторы связи, аппаратуру спутниковой навигации, низкочастотную и высокочастотную аппаратуру».

Системный подход

Выездное совещание холдинга РКС под председательством Дмитрия Рогозина состоялось 25 апреля 2022 г. на Ярославском радиозаводе. Обсуждались расширение действующих и создание новых производств, организация инновационного индустриального парка радиоэлектронных технологий, а также подготовка кадров в Ярославле.

В совещании участвовали временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Михаил Евраев, генеральный директор РКС Андрей Тюлин, генеральный директор ЯРЗ Владимир Филимонов, ректор Ярославского госуниверситета Александр Русаков, представители Роскосмоса, предприятий холдинга РКС и областной администрации.

Задачи определены

Помимо выпуска электронной «начинки» для космических аппаратов, завод в Ярославле важен и в других целях. Прежде всего, речь идет о создании абонентского оборудования для российских орбитальных группировок, в том числе носимых терминальных устройств ГЛОНАСС и системы «Гонец», а также «гаджетов» для автомобильного, морского и речного транспорта.

«Во-первых, это выгодно с точки зрения коммерциализации. Во-вторых, это просто полезно людям, потому что повысит качество жизни в нашей стране. Все поймут, какая огромная польза от космоса не только в плане цифрового телевидения или навигации в телефонах, но и в остальных сервисах, которые будут доступны людям», — полагает руководитель Роскосмоса.

Второе направление — обслуживание Северного морского пути с помощью самых совершенных средств связи, метеорологии, наблюдения и навигации.

«Высокоточная навигация, радиолокационные данные, которые позволяют руководству ледовых караванов, капитанам ледоколов двигаться не на ощупь, а обходить сложные торосы и льды, ну и, конечно, бесперебойная связь, которая должна быть в Арктической зоне... Это тоже важная тема, которая позволит стране крепко стоять на ногах не только в геополитическом и военном отношении, но и в экономическом», — подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Еще одна важная работа, которой будет загружен завод, — выпуск современных средств связи.

«Мы знаем колоссальную потребность в современных средствах связи и хотим, чтобы предприятие, которое теперь находится в контуре Рос­космоса, их выпускало. А после развертывания орбитальной группировки широкополосного доступа в интернет и „интернета вещей“ именно это предприятие будет выпускать средства связи для них», — сообщил глава Госкорпорации.

Халтура из-за границы

Производство собственных комплектующих — воп­рос не только технологической независимости. Качество зарубежной продукции на российском рынке не вселяет абсолютной уверенности, что покупатель получит «конфетку».

«Российские компании, причем не только из космического сектора, закупавшие диэлектрики, сырье и материалы у зарубежных производителей, утверждают, что в последние годы качество иностранных материалов постепенно снижалось, — отмечает Андрей Тюлин. — Формально, конечно, характеристики изделий оставались в рамках требований технических условий, но на деле оказывалось, что они начинали терять функциональные свойства во время реальной эксплуатации. В РКС пытались решать эти проблемы на уровне рекламаций и юридических механизмов, общаясь с поставщиками, но тщетно».

Одним из ответов на ухудшение качества зарубежных комплектующих стало развертывание на базе холдинга РКС отраслевого центра компетенций по выпуску многослойных печатных плат из оте­чественного сырья и материалов. Эти изделия являются основой бортовой радиоэлектроники большинства космических аппаратов.

«Отечественные материалы намного дешевле импортных и несравнимо быстрее поставляются на наши производственные площадки», — утверждает главный технолог РКС Андрей Бажанов.

Вместе с переходом на российское сырье совершенствуются и сами технологии производства печатных плат.

«Для разработки и изготовления перспективных и сложных изделий специалистам РКС требуется повышать характеристики: уменьшать габариты, снижать массу, повышать плотность монтажа, снижать энергопотребление и расширять функциональность. Для этого мы инвестируем в перспективные технологии изготовления печатных плат», — говорит зам. гендиректора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.

Новые платы, изготовленные с применением отечественных материалов, химических продуктов и технологий, будут применяться во всех разработках холдинга РКС, в том числе в аппаратуре новых поколений спутников «Арктика-М», «Электро-Л», ИБИС-КА и других. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?



Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer