Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли


13 июня 2022 года Игорь Афанасьев, , Роскосмос


Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Сверкающая чистота и порядок. Ровные ряды просторных рабочих мест, оснащенных самой разнообразной техникой. Тщательно высматривающие что-то под микроскопом люди, одетые в бледно-голубые костюмы с колпаками на головах и оттого похожие на хирургов, готовящихся к ответственной операции. Это не картинка из научно-фантастического фильма, а антураж участка микроэлектроники сборочного производства Ярославского радиозавода (ЯРЗ). Здесь происходит автоматическая и ручная пайка сложнейших элементов и микросхем космического назначения.

Ультрасовременный цех стал результатом большой программы обновления, ведущейся на предприятии с 2012 г. Благодаря ей на заводе появилась еще одна «жемчужина» — корпус сборки и испытаний модулей полезной нагрузки для перспективных отечественных спутников связи. Все преобразования, включающие модернизацию механического цеха и внедрение системы менеджмента качества, позволили связать воедино на базе предприятия все технологические звенья по производству сложных микроэлектронных изделий — от изготовления корпусов до испытаний готовой аппаратуры. Другая важная особенность завода: способность организовать выпуск продукции в любых количествах — от опытных образцов до крупных серий.

Ярославский радиозавод с 1970 г. связан с космическими программами и в советские времена выпускал ретрансляторы для всех спутников связи. Космическое направление, ушедшее на задний план в 1990-х годах, возобновилось в 2005 г., когда завод начал производить аппаратуру для системы ГЛОНАСС и ретрансляторы для спутников связи.

Сегодня половину объема производства завода в Ярославле составляют заказы для космических проектов. Выпускается также радиоаппаратура для комплексов средств связи авиационного, сухопутного и морского назначения.

Восполняя пробелы

Ключевой дефицит российской ракетно-космической отрасли — специализированная электронная компонентная база, используемая в любом космическом аппарате. По ряду причин, связанных с деградацией отечественного производства микроэлектроники в «лихие девяностые», длительное время многие компоненты, особенно радиационно-стойкие, закупались за рубежом — в Соединенных Штатах, Европе или у поставщиков из некоторых стран Юго-Восточной Азии. С введением в 2014 г. санкций поставки крайне затруднились, а то и вовсе стали невозможны. Прекратилась отгрузка даже заказанных и оплаченных изделий. В этих условиях отечественные разработчики стали проектировать «борт» со смешанной электроникой, пытаясь плавно заместить импортные компоненты отечественными.

Начало новой волны санкционного давления в феврале нынешнего года совпало со стратегическими шагами, призванными уже в ближайшем будущем покончить с зависимостью от зарубежных производителей.

Суперзавод в Ярославле

Приобретение Роскосмосом каких-либо активов на стороне происходит нечасто, поэтому сообщение о покупке холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в Роскосмос) в марте этого года контрольного пакета акций ПАО «Ярославский радиозавод» привлекло внимание многих.

«Кризис — это период трансформации и волевых решений, — объяснил идею Дмитрий Рогозин. — Приобретение Ярославского радиозавода — это большое событие. Гендиректор РКС Андрей Тюлин постоянно говорил мне: „Нужен завод! Надо обязательно развивать серийное производство!“ Еще до того, как на нас обрушили все санкции, я собрал экономистов, финансистов, и мы приняли волевое решение [о покупке завода]. Сейчас все пугаются, деньги прячут, а мы решили, тем не менее, раскошелиться и купить этот завод».

Глава Госкорпорации подчеркнул, что отрасли такой объект необходим: «В условиях санкций мы заинтересованы в том, чтобы наши разработчики, дизайн-бюро, крупные компании, которые занимаются созданием космических приборов, имели в своем арсенале серийное производство высокого качества... Мы очень хорошо и давно знаем Ярославский радиозавод, раньше размещали здесь определенные заказы. Очень сильное и толковое руководство, перспективная инфраструктура».

Таким образом, приобретение Ярославского радиозавода можно назвать итогом многолетнего сотрудничества предприятия с Роскосмосом. «Там сейчас работают наши инспекторы, техники, технологи, которые определяют всю цепочку логики единой технической политики в интересах всей отрасли — как нам сформировать там серийное производство в ближайшие полгода», — пояснил Дмитрий Олегович.

«Завод в Ярославле становится базовым серийным заводом космического приборостроения, своего рода приборным foundry (предприятие, разрабатывающее и выпускающее полупроводниковую микроэлектронику. — Ред.), — подтверждает генеральный директор холдинга РКС Андрей Тюлин. — Технологические операции завода уже начали загружаться в виде цифровых моделей и маршрутов в единое пространство цифровых библиотек РКС. Таким образом, спроектированная предприятиями холдинга продукция будет гарантированно вписываться в производственный ландшафт Ярославского радиозавода».

Дальнейшее развитие Ярославского радио­завода будет происходить в рамках Программы стратегических преобразований предприятий космического приборостроения, одобренной наблюдательным советом Роскосмоса в первом квартале прошлого года. План предполагает расширение интегрированной структуры, куда войдут 17 предприятий, НИИ, КБ и сборочных производств. Ярославский радиозавод в этой системе должен стать одним из ключевых элементов.

По мнению руководителя РКС, «интеграция позволит сократить цикл выпуска новых продуктов, в частности целевой и служебной унифицированной бортовой аппаратуры, включая ретрансляторы связи, аппаратуру спутниковой навигации, низкочастотную и высокочастотную аппаратуру».

Системный подход

Выездное совещание холдинга РКС под председательством Дмитрия Рогозина состоялось 25 апреля 2022 г. на Ярославском радиозаводе. Обсуждались расширение действующих и создание новых производств, организация инновационного индустриального парка радиоэлектронных технологий, а также подготовка кадров в Ярославле.

В совещании участвовали временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Михаил Евраев, генеральный директор РКС Андрей Тюлин, генеральный директор ЯРЗ Владимир Филимонов, ректор Ярославского госуниверситета Александр Русаков, представители Роскосмоса, предприятий холдинга РКС и областной администрации.

Задачи определены

Помимо выпуска электронной «начинки» для космических аппаратов, завод в Ярославле важен и в других целях. Прежде всего, речь идет о создании абонентского оборудования для российских орбитальных группировок, в том числе носимых терминальных устройств ГЛОНАСС и системы «Гонец», а также «гаджетов» для автомобильного, морского и речного транспорта.

«Во-первых, это выгодно с точки зрения коммерциализации. Во-вторых, это просто полезно людям, потому что повысит качество жизни в нашей стране. Все поймут, какая огромная польза от космоса не только в плане цифрового телевидения или навигации в телефонах, но и в остальных сервисах, которые будут доступны людям», — полагает руководитель Роскосмоса.

Второе направление — обслуживание Северного морского пути с помощью самых совершенных средств связи, метеорологии, наблюдения и навигации.

«Высокоточная навигация, радиолокационные данные, которые позволяют руководству ледовых караванов, капитанам ледоколов двигаться не на ощупь, а обходить сложные торосы и льды, ну и, конечно, бесперебойная связь, которая должна быть в Арктической зоне... Это тоже важная тема, которая позволит стране крепко стоять на ногах не только в геополитическом и военном отношении, но и в экономическом», — подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Еще одна важная работа, которой будет загружен завод, — выпуск современных средств связи.

«Мы знаем колоссальную потребность в современных средствах связи и хотим, чтобы предприятие, которое теперь находится в контуре Рос­космоса, их выпускало. А после развертывания орбитальной группировки широкополосного доступа в интернет и „интернета вещей“ именно это предприятие будет выпускать средства связи для них», — сообщил глава Госкорпорации.

Халтура из-за границы

Производство собственных комплектующих — воп­рос не только технологической независимости. Качество зарубежной продукции на российском рынке не вселяет абсолютной уверенности, что покупатель получит «конфетку».

«Российские компании, причем не только из космического сектора, закупавшие диэлектрики, сырье и материалы у зарубежных производителей, утверждают, что в последние годы качество иностранных материалов постепенно снижалось, — отмечает Андрей Тюлин. — Формально, конечно, характеристики изделий оставались в рамках требований технических условий, но на деле оказывалось, что они начинали терять функциональные свойства во время реальной эксплуатации. В РКС пытались решать эти проблемы на уровне рекламаций и юридических механизмов, общаясь с поставщиками, но тщетно».

Одним из ответов на ухудшение качества зарубежных комплектующих стало развертывание на базе холдинга РКС отраслевого центра компетенций по выпуску многослойных печатных плат из оте­чественного сырья и материалов. Эти изделия являются основой бортовой радиоэлектроники большинства космических аппаратов.

«Отечественные материалы намного дешевле импортных и несравнимо быстрее поставляются на наши производственные площадки», — утверждает главный технолог РКС Андрей Бажанов.

Вместе с переходом на российское сырье совершенствуются и сами технологии производства печатных плат.

«Для разработки и изготовления перспективных и сложных изделий специалистам РКС требуется повышать характеристики: уменьшать габариты, снижать массу, повышать плотность монтажа, снижать энергопотребление и расширять функциональность. Для этого мы инвестируем в перспективные технологии изготовления печатных плат», — говорит зам. гендиректора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.

Новые платы, изготовленные с применением отечественных материалов, химических продуктов и технологий, будут применяться во всех разработках холдинга РКС, в том числе в аппаратуре новых поколений спутников «Арктика-М», «Электро-Л», ИБИС-КА и других. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer